Кантата " Александр Невский"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Платонова Елена Александровна

Конспект урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_urok.docx26.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

г. Иваново

Конспект разработала:

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки

Урок №11 «Святые земли русской.

Александр Невский».

Цель урока: формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве. 

Задачи урока: 
1) раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства; 
2) развивать умение сравнивать;
3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Александра Невского. 

Повторение:

  • Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о колоколах, колокольном звоне).
  • С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и трезвоном).
  • Какой звон рассказывает о беде? (набат)
  • Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
  • Может ли симфонический оркестр изобразить звон колоколов? (да, мы послушали звон Мусоргского)

Новый материал.

Сегодня наш урок посвящён мужеству, доблести, славе.

Ведь у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят  и помнят.

И с каждым веком эта память не стирается о героях, а наоборот становится ярче и светлее.

Я сейчас говорю об Александре  Невском (1220 – 1263). – Слайд №2

  • Что он такое сделал, за что его считают святым земли русской?
  • Какой подвиг его прославил?

Чтобы ответить, слушайте внимательно:

«Александр Невский очень рано научился грамоте, много читал о походах непобедимого полководца Александра Македонского, и не просто читал, а палочкой на снегу или земле чертил планы сражений Македонского, и прикидывал, как бы сам действовал в бою.

В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.

Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского  вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино».

                                      (ответы ребят на вопросы)

Об одном таком произведении искусства мы сегодня и узнаем!

Русский композитор С.С.Прокофьев  - Слайд №3 - в честь Александра Невского написал кантату, которую так и назвал «Александр Невский».

  • А что такое кантата?
  • Как вы думаете, это большое или маленькое произведение? (ответы – предположения)

Слайд №4 - Кантата – это крупное произведение, которое исполняют: оркестр, солисты и хор.

Кантата «Александр Невский» состоит из 7 частей, как книга, которая состоит из нескольких глав.

Итак, выяснили, что Прокофьев написал очень крупное произведение в честь Александра Невского.

  • А как вы думаете, каким он был, Александр Невский?
  • Какой у него характер? (сильным, храбрым, смелым, мужественным)

Посмотрите на стр.42-43 учебника и слайд – Слайд №5

  • Кого мы видим? (Александра Невского)
  • Какой Александр Невский на этих картинах? (на первой – нежный, лирический, он молится, на второй – мужественный)
  • О чём молится Александр Невский? (просит помочь победить врага)

Правильно! Первый образ передаёт покой и умиротворение. Князь молится перед иконой Божьей матери, вокруг головы нимб – символ святости.

Второй образ – мы видим гневный взгляд, словно видит чужую рать. Твёрдый, решительный, уверенный.

  • А каким же его рисует композитор?
  • Какой Александр Невский в кантате Прокофьева?

Чтобы понять, мы послушаем два фрагмента из кантаты. Слайд №6.

1 фрагмент называется «Песня об Александре Невском» - в исполнении хора.

(выдан текст песни – 3 класс)

ЗВУЧИТ «ПЕСНЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ»

  • О чём рассказывает фрагмент? (о том, что было время и была битва на Неве – реке…)
  • Как музыка передаёт характер Александра Невского? (непобедимый, нестрашимый, смелый)
  • Один характер или несколько? (несколько)
  • Как звучит музыка? (вначале спокойно, а потом подвижно)

 Молодцы! Сначала музыка неторопливая, а потом подвижная – повествует об отгремевших битвах, о победах.

А сейчас услышим второй фрагмент: называется «Вставайте, люди русские!» в исполнении хора. Слайд №7. 

(выдан текст песни – 3 класс)

ЗВУЧИТ ХОР «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!»

  • Как звучит хор? (решительно, призывно…)
  • Меняется ли характер музыки?  (меняется)
  • Сколько частей в хоре? (три)
  • Какой характер у Александра Невского? (решительный, твёрдый, мужественный)
  • А какой инструмент создаёт ещё более тревожный характер? (колокол)
  • Как он звучит? (набат)

А сейчас, снова обратимся к стр.42-43 учебника и картинам на слайде №8.

  • Какими словами из хоров можно назвать эти картины? А мы послушали «Вставайте, люди русские!» и «Песня об Александре Невском».
  • Какой хор подходит к картине на стр. 42, где молится наш герой? (к песне об Александре Невском)
  • Какой хор к картине на стр. 43? (Вставайте, люди русские!)
  • Помогла нам музыка понять, каким был А.Н.? (помогла почувствовать его характер, настрой, его решимость духа)

Давайте разучим хор «Вставайте, люди русские!» - к этому хору мы ещё не раз обратимся на уроках музыки.

РАЗУЧИВАНИЕ ХОРА «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ!» под фортепиано (3 класс) и хор Слайд №9.

(Итоговое исполнение хора под музыку.

Там, где звучат колокола, ребята движением руки имитируют удары колокола).

Итог урока:

  • О каком герое мы говорили? (Александр Невский)
  • Чем прославился Александр Невский? (своей мужественностью, победой на Неве-реке)
  • Почему его прозвали Невским? (потому что битва на реке Неве)
  • Кто посвятил ему своё произведение? (С.Прокофьев)
  • Что такое кантата? (это крупное произведение, состоящее из нескольких частей)
  • Какие музыкальные фрагменты звучали на уроке? (песня об Александре Невском и хор Вставайте, люди русские!)

  • Домашнее задание: Нарисуйте Александра Невского. Какой он в вашем воображении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 4 классе С.Прокофьев кантаты "Александр Невский "

Урок  музыки в 4 классе   разработка урака музыки в 4 классе. " С. Прокофьев кантата " Александр Невский"...

урок музыки по теме "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

Урок  на закрепление знаний о вокальных жанрах, и знакомство с новой темой....

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"

презентация к уроку "С.Прокофьев кантата "Александр Невский"...

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на уроках музыки

Методическая разработка тем уроков для учащихся 2-4 классов предназначена для учителей музыки, может использоваться учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования детей по эстетичес...

Кантата "Александр Невский"

Презентация на тему "Кантата Александр Невский" для урока в 3 классе (Критская)...

Кантата "Александр Невский"

Презентация к уроку музыки по теме Кантата "Александр Невский"...