Музыка утра и вечера
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Платонова Елена Александровна

Конспект в 4 классе к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зимнее утро. Зимний вечер»

Цель урока: сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи: 

1. Познакомить с образом зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

2. Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Прививать любовь к природе, обогащать духовный мир ребёнка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.

Музыкальное приветствие

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!

                  Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

Дети: А.С. Пушкину

Учитель: О каком времени года идёт речь?

Дети: Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

Учитель: Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Дети: О прощальной.

Учитель: А у нас осень давно закончилась, сейчас время года: зима.

Учитель: С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

Дети: С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

Учитель: А как заканчивается день?

Дети: Вечером. Все возвращаются домой.

Учитель: Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

Дети: Утро. Вечер.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер.

Учитель: Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня, зимнего вечера?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

Учитель: Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети: Нет (Да)

Учитель: А почему?

Дети: Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется  зима.

Учитель: Сегодня на уроке мы  рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

Учитель: Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Представьте себе,  вы подошли к окну, а за окном красивое морозное утро! Интересно, что каждый из вас увидел.

Учитель: Какие краски использовал художник, изображая зиму.

Дети: Светлые, жизнерадостные.

Учитель: Художник изобразил  белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, - это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

(учащиеся заполняют 1 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

пушистая

красивая

спокойная

тихая

нежная

Учитель: А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

Учитель: Мороз и солнце; день чудесный!

                 Еще ты дремлешь, друг прелестный —

                 Пора, красавица, проснись:

                 Открой сомкнуты негой взоры

                 Навстречу северной Авроры,

                 Звездою севера явись!

Учитель: Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха,- писал П.Чайковский,- уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

Какое же зимнее утро?  

Дети: Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

Учитель: Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

(учащиеся заполняют 2 столбик)

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

пушистая

чудесная

красивая

солнечная

спокойная

бодрая

тихая

искрящая

нежная

сверкающая

Учитель: Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор? А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка?

Слушание  и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Учитель: Какие у вас возникли ощущения?

Дети:  Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Учитель:  Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

Дети:  Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Учитель: А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети:  Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Картины

(краски)

Поэзия

(слово)

Музыка

(ноты)

мягкая

морозная

вьюжная

пушистая

чудесная

тревожная

красивая

солнечная

метельная

спокойная

бодрая

холодная

тихая

искрящая

хмурая

нежная

сверкающая

встревоженная

Учитель: Какая же зима у нас получилось?

Дети: Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Учитель: Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

Физминутка (распевка + исполнение песни)

Учитель: Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…..

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

Учитель: Какой вечер предстал перед нами?


Дети: Холодный, метельный.


Учитель: Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.


Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?


Дети: Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».


Учитель: Ударения в словах падают, на какие звуки?

Дети: о, а, у, е, и.

Учитель: Что они изображают?

Дети: Завывание вьюги.

Учитель: Давайте изобразим, завывание вьюги. (учащиеся на гласные изображают завывание вьюги)


Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?


Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения.  Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого мы поделимся на группы, возьмём карточку и подчеркнём нужное, какой бы вы изобразили музыку на эти слова поэта?
Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)


ДИНАМИКА (громко, не очень громко, тихо)


ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)


ЛАД (мажор, минор)

РЕГИСТР (низкий, средний, высокий)

Учитель: Что выбрали – прочитайте. Дети зачитывают различные варианты ответов.


Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?

Дети по желанию напевают четверостишие вслух.


Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта Михаил Яковлев.


Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева

Какие средства выразительности использует композитор (обратитесь к таблице)


Дети: Средний темп, сольное исполнение, минорный лад.

Учитель: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? Дети: Тема зимы.

Учитель: Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы?

Дети: С помощью музыки, красок, поэзии.

4. Итог урока: Что больше всего вам запомнилось на уроке?

Выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки "Музыка утра" 1 класс

Презентация к уроку музыки "Музыка утра" 1 класс...

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер".

урок музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро. Зимний вечер" в разделе "День, полный событий"....

Урок музыки в 1 классе "Музыка утра"

Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, нас...

Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"

Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...

Конспект урока музыки в 4 классе «Зимнее утро, зимний вечер…»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Зимнее утро, зимний вечер..."...