Конспект урока по музыке 4 класс "Исповедь души. Революционный этюд".
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Выбранная тема урока актуальна, поскольку раскрывает эффективное приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыке в начальном звене, которые опираются на наглядно - образное воспитание малдших школьников, ситуативное мышление и эмоциональную память. В конечном результате формируется способность осознанию воспринимать классическую музыку. Эта способность поможет учащимся стать граммотными подготовленными слушателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_muzyke.docx39.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                  

«Утверждено»

 Классный руководитель      

Методист по практике

_____________/Иванова Е.В./

____________/Шашкова А.Ю. /

___________________________

Дата

____________________________

Дата

Конспект

пробного урока по музыке на тему

«Исповедь души. Революционный этюд»

который будет проведён 25 апреля 2022 года в 4 Б классе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

студенткой 3 курса группы «НК» 

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Боголюбовой Екатериной Николаевной

Отметка:_______________

Методист:_______________

Оршанка,
2022

Паспорт урока

1. Место проведения: учебный кабинет

2. Продолжительность: 45 минут

3. Класс: 4 Б

4. Тема: Исповедь души. Революционный этюд.

5. Тип урока: урок открытия нового знания

6. Цель: знакомство учащихся с творчеством композитора Фредерика Шопена, через слушание этюда.

7. Задачи:

7.1 Образовательные:

- Познакомить учащихся с творчеством композитора Фредерика Шопен.

- Познакомить учащихся с революционным этюдом.

- Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

- Совершенствовать умение определять средства музыкальной выразительности.

- Обогатить пассивный и активный словарь детей словами по данной теме.

7.2 Развивающие:

7.2.1 Познавательные УУД:

- Развивать музыкально - творческую активность у учащихся;

- Развивать внутреннюю музыкальную память, внутреннюю музыкальную интонацию;

- Развивать умение перерабатывать полученную информацию в ограниченные сроки.

7.2.2 Коммуникативные УУД:

- Развивать умение слушать и понимать других;

- Развивать умение грамотно оформлять свои мысли в устной форме;

- Развивать умение работать коллективно.

7.2.3 Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе прослушанного произведения;

- развивать умение оценивать свою учебную деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке;

- развивать умение планировать свою учебную деятельность в соответствии с заданием учителя.

7.3 Воспитательные:

- воспитывать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений

- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре своей страны;

- воспитывать упорство, усидчивость, целеустремленность у учащихся;

- воспитывать аккуратность, умение слушать и слышать, трудолюбие, любовь к предмету, коммуникабельность, активность.

8. Методы обучения:

8.1 Основной метод: беседа и слушание

8.2 Частные методы и приемы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение

- наглядные: демонстрация, показ

- методы поощрения: похвала, одобрение

- методы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

- методы оценки: оценка учителя, самооценка

10. Ресурсы урока:

10.1 Дидактическое средство обучения:

10.1.1.Для учащихся: дидактический материал, пенал, тетрадь.

10.1.2.Для учителя: конспект урока, презентационные слайды, дидактический материал.

10.2 Технические средства обучения:

Оборудование для учителя: проектор, музыкальные колонки, ноутбук.

11. Музыкальный материал: произведения Ф. Шопена.

12. Консультация: с методистом Шашковой А.Ю  и учителем Ивановой Е.В

Паспорт урока

  1. Организационное начало
  1. Приветствие
  2.  Проверка рабочего мета
  3. Настрой на урок
  1. Музыкальная разминка
  2. Актуализация знаний
  3. Формулирование темы урока
  4. Открытие новых знаний
  1. Работа по теме урока
  1. Подведение итогов урока
  2. Рефлексия
  3. Повторение песни «Катюша»
  4. Организационное завершение урока

Ход урока

  1. Организационное начало
  1.  Приветствие

У: Добрый день дорогие ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Николаевна.

1.2 Мотивация на урок

У: На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

У: Значит какими, мы должны быть с вами на уроке?

Д: старательными, внимательными.

У: А для чего нам это нужно?

Д: чтобы лучше запомнить и усвоить материал

1.3Проверка рабочего места

У: А что бы нам с вами начать активно работать, давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. Ребята, проверьте свои рабочие места. Уберите все лишнее. На партах должны остаться только ваша тетрадь по музыке, дневник и пенал.

  1. Музыкальная разминка

У: Ну и для того, чтобы нам сегодня хорошо выговаривать все слова и хорошо петь, мы с вами проведем музыкальную разминку. Давайте сначала произнесем медленно, а затем побыстрее и быстро.

Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Же – же – же – дождь прошел уже.

Жо – жо – жо – лужок, снежок, пирожок и творожок.

 У: Молодцы, ребята.

  1. Актуализация знаний

У: Ребята, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? Какой была тема?

Д: Прелюдия

У: А что такое прелюдия?

Д: Прелюдия – краткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

У: А как называется прелюдия, которую вы слушали на прошлом уроке?

Д: прелюдия – «до – диез – минор».

У: О каком композиторе вы узнали?

Д:  Сергей Рахманинов

У: Кем он был?

Д: русским композитором, пианистом.

У: В какую страну он переехал?

Д: США

У: А что случилось с Рахмановым?

Д:  скончался из – за болезни онкология.

У: Дайте сейчас прослушаем еще раз небольшой отрывок «Прелюдии».

Д: слушают

У: Ребята, а что вы можете сказать о характере, настроении мелодии?

Д: тревожное, тоскливое как будто  что – то должно произойти.

У: Из скольки частей состоит?

Д: 3

У: Присутствует ли в этой прелюдии образ Родины?

Д: да

У: А что для вас значит Родина?

Д: там, где родились, свой родной уголок и т.д.

У: А как вы думаете, почему автор написал такое трагичное, тоскливое произведение?

Д: потому что, ему пришлось покинуть свою родину и он все свои переживания написал в этом произведении.

У: Сергей Рахманинов был русский композитор,  а сегодня мы с вами поговорим о другой судьбе и о другом зарубежном  композиторе.

Молодцы ребята, я вижу, что на прошлом уроке вы были очень внимательны, дак давайте на этом же будем такими же.

  1. Формулирование темы урока.

У: А чтобы узнать тему нашего с вами урока, вам нужно разгадать, зашифрованные слова, которые написаны на доске.

 

              СИПОЕДВЬ   УШИД                                  (Исповедь души)

              РВОЕЮЛЦОННЮИЙЫ   ТЭДЮ              (Революционный этюд)

Д: разгадывают тему урока

У: Итак, какая же тема нашего урока?

Д: исповедь души. Революционный этюд.

У: Давайте откроем наши тетради и запишем число, классная работа и тему нашего урока.

 Ребята, а как вы понимаете слово исповедь?

Д: ответы детей

У: Молодцы, верно. Исповедь – это откровенное признание в чем- либо.

Если исповедь - это откровенное признание, тогда как вы понимаете словосочетание исповедь души?

Д: открытие души(откровенные чувства, мысли).

У: Революционный этюд, революционный от слова революция. Что такое  революция?

Д: переворот жизни и общества, смена власти и общественных порядков.

У: А кроме музыки, на каких уроках вы еще слышали слово этюд?

Д: на изо

У: А что означает этюд в живописи?

Д: небольшая картина или вспомогательный материал для художника.

У: А что означает этюд в музыке?

Д: небольшая пьеса,  музыкальная зарисовка.

У: Молодцы, совершенно верно

  1. Открытие новых знаний
  1. Работа по теме урока

У:  Сейчас мы познакомимся с вами со знаменитым польским композитором Фредериком Шопеном. Я вам немного расскажу его биографию, а вы слушайте меня очень внимательно, так как потом будет небольшая проверочная. 

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от г.Варшавы (страна Польша). Посмотрите на карту, страна Польша находится не так далеко от нас.

 У: Фредерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Записываем годы жизни его к себе в тетрадь.  Представьте, в каком молодом возрасте его не стало, а ведь мог творить и творить.

Дальше записываем.  Он был великим польским композитором, гениальным пианистом, основоположником польской классической музыки.

Д: записывают

У: Его называли поэтом – фортепиано. Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фридерика еще в раннем детстве. С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал инструмент. В возрасте семи лет маленький композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез соль-минор.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. Тот самый печальный период его жизни композитор  выразил в одном из известных произведений, с которым сегодня мы познакомимся Революционный этюд, по-другому он называется «Этюд №12». Записываем.

Дальше записываем, что же такое этюд в музыке.

Этюд - небольшая пьеса,  музыкальная зарисовка.

У: А сейчас давайте сравним биографию Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, обратите внимание на слайд.

Как они относились к Родине?

Д: Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине, оставался патриотом, любил Россию, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русскими книгами. (Рахманинов)

Он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. (Шопен)

У: Ребята вот посмотрите, вы проходили Сергея Рахманинова на прошлом уроке, ведь он тоже уехал за границу и тоже написал свое произведение только то, что он переживал по Родине, да и тут то смотрите Фредерик Шопен с ним тоже произошла похожая ситуация,  ему тоже прошлось уехать за границу и он тоже тосковал по Родине и при этом написал свой Революционный этюд.  

Сейчас мы с вами узнали биографию Шопена, повторили биографию Рахманинова, сейчас мы их сравнили, что они оба переживали про Родину, вы уже вспомнили «Прелюдию» и послушали ее, она очень напряженная состоит из 3 частей, очень трагичная музыка и сейчас мы с вами будем слушать Революционный этюд, то есть Этюд №12. Вам нужно очень внимательно послушать и сравнить, какое настроение было у Шопена, когда он создавал этот этюд и сколько частей.

 (Слушание и анализ произведения)

У: Итак, какое настроение или интонацию передает этот этюд?

Д: тревожность, переживание

На доске висит у нас ромашка, давайте проанализируем прослушанное произведение по ромашке.

Как вы думаете, какая мелодия этого музыкального произведения?

Д: скачкообразная

У: А какой лад?

Д: мажорный

У: Какой темп?

Д: быстрый

У: Динамика?

Д: форте – громко

У: Регистр?

Д: верхний

У: И остался тембр?

Д: блестящий, звонкий, холодный, грациозный.

У: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с разбором произведения. Стремительный темп этого произведения, страстное и пламенное звучание музыки выражают боль, гнев, отчаяние, которые испытывал Шопен, находясь в разлуке с Родиной.

(проверочная работа)

У: А сейчас, мы с вами перейдем к небольшой проверочной работе.  На ваших партах лежат перевернутые листочки с тестом. Сейчас ваша задача решить этот тест в парах. Время на выполнение вам дается 2 минуты.

Тест:

  1. В каком из вариантов приведены годы жизни Фредерика Шопена?
  1. 1810 – 1849
  2. 1812 – 1850
  3. 1813 – 1852
  4. 1815 – 1850

Ответ: 1

  1. В какой стране родился Фредерик Шопен?
  1. Россия
  2. Австрия
  3. Польша

Ответ: 3

  1. Кто привел Шопену прекрасный музыкальный вкус?
  1. Мать
  2. Старший брат
  3. Бабушка
  4. Двоюродный дядя

Ответ: 1

  1. Любимый инструмент композитора?
  1. Скрипка
  2. Виолончель
  3. Фортепиано

Ответ:3

  1. С кем сравнивали Шопена?

1) Рахманинов

2) Моцарт

3) Шаинский

Ответ: 2

  1. Во сколько лет он сочинил свое первое произведение?
  1. 7
  2. 9
  3. 12

Ответ: 1

  1. Как называлось первое произведение Шопена?

1) Мазурка

2) Марш

3) Небольшой полонез соль-минор

Ответ: 3

У: Итак, давайте проверим, как вы с ним справились. Сравните свои ответы с правильными ответами на слайде. Если ответ правильный, то вы ставите +, если неправильный, то -.

А теперь поставьте себе оценки: 5 – если не допустили ошибок или допустили 1 ошибку.   4 – если 2 ошибки. 3 – если 3 - 4 ошибки. И 2 – если больше 4 ошибок.

Поднимите руку те, кто не справились с заданием и получили оценку 2.Опустите. Поднимите у кого 3. Опустите. Поднимите у кого 4. Опустите. И поднимите у кого 5. Те, у кого оценка 5, подойдите после урока ко мне с дневником, и я поставлю их в дневник.

Молодцы ребята, я вижу, что с тестом вы все справились на отлично, а это значит, что вы меня слушали очень внимательно.

  1. Подведение итогов урока

У: С каким композитором познакомились?

Д: Фридерик Шопен

У: Какая была тема нашего урока?

Д: исповедь души. Революционный этюд.

У: Назовите годы жизни Фредерика Шопена и кто он был?

Д: Фридерик Шопен (1810 – 1849) – жил он всего 39 лет. Он был великим польским композитором, гениальным пианистом

У: Почему этюд был назван революционным?

Д: Из – за восстания он не мог вернуться на Родину, при этом он испытывал боль, гнев, отчаяние.

  1. Рефлексия

У: Как вы уже знаете в конце каждого урока учитель ставить отметки, но сегодня, я хочу, чтобы вы сами оценили свою деятельность на уроке. На партах у вас лежат лесенки успеха, подвинь их к себе и отметьте. 

  • Если сегодня на уроке вы работали не активно и ничего не усвоили из нового материала, то поставьте галочку на самой нижней ступеньке.
  • Если вы работали активно, но вам еще нужна помощь или у вас остались вопросы, то поставьте галочку на второй ступеньке.
  • И если вы работали активно, и у вас все хорошо получалось, и урок вас понравился, то поставьте галочку на самой верхней ступеньке лесенки.

Д: оценивают себя.

У: Поднимите все свои листочки с лесенками успеха, а я пройдусь и посмотрю на сколько вы были активные.

Д: поднимают свои лесенки.

У: Итак, я вижу, что сегодня все работали активно, у всех все получилось и урок, вам понравился.

7.Домашнее задание

У: Открываем дневники, записываем домашнее задание. Дома вам нужно будет повторить записи, которые записаны у вас в тетради.

  1. Повторение песни «Катюша»

У: На прошлых уроках, вы изучали песню Катюша, давайте сейчас все встанем и вместе ее споем. Если кто – то не помнит слова, то они лежат у вас на партах.

Д: поют.

У: Какие мы с вами большие молодцы, давайте поаплодируем себе.

  1. Организационное завершение.

У: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам большое. Урок окончен,  приводим свои рабочие места в порядок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

конспект урока по музыке "Развитие музыки"

материал разработан в помощь учителю....

Конспект урока по изобразительному искусству «Исторические картины (этюд гуашью)» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели: ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин....

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки

Конспект урока по музыке. Мелодия-душа музыки...

Технологическая карта урока по музыке " Мелодия - душа музыки" ( 3 класс)

Тема: «Мелодия- душа музыки» Цели деятельности учителя: сформировать представление учащихся о мелодии, как о выразительном носителе музыкальной мысли. Планируемые результатыПредм...