Реализация здоровьесберегающей технологии в учебном процессе
статья по теме

В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.tehnologiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Реализация здоровьесберегающей  технологии в учебном процессе

Цель: Обеспечить школьнику  возможность сохранения  здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

1.Согласование педагогического процесса с психофизической и гигиенической основой деятельности.

2.Изменить стереотипный взгляд педагога на ребёнка как субъект педагогического процесса, биологическое и социальное должно развиваться в гармонии.

               

  Здоровье-это не всё, но всё без здоровья    – ничто!    

                                                                                                                                 Сократ

Забота о здоровье- одна из важнейших задач каждого человека . Среди всех земных благ здоровье- ценный дар, данный человеку природой, заменить которой нельзя ничем. Его нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство- движение, которое сохраняет здоровье, работоспособность, долгую жизнь.

         Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, и от него зависит успешность обучения в школе. Будет  ли школьная среда комфортной для ученика, во многом зависит от учителя, от его компетенции в вопросах физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения. Проблема  оздоровления детей из чисто  медицинской переросла в большую социальную проблему  и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим активно разрабатываются здоровьесохраняющие  технологии, которые при внедрении в педагогический процесс способствуют сохранению того уровня здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.  Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

                                   Актуальность

Воспитание уважительного  отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов- медиков , 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

           Почему так происходит? Видимо , дело в том, что мы взрослые , ошибочно считаем: для детей самое важное- это хорошо учиться .А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаб болезнями и ленью, если он не умеет бороться с недугом? Различные патологические изменения обнаруживаются  у 86% учащихся 1 кл.и у 93%-старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих  в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости .Особенность школьного обучения состоит в том, что дети должны обязательно  достигнуть определенного результата .Неоправданные ожидания педагогов приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Дети зачастую становятся злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем,  но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации  внимания, памяти, проблемы усидчивости на уроках и т.д.  К сожалению, медицина сегодня не справляется с возложенными на неё обязанности, в связи с этим  возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий  в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Поэтому учитель  строит свой учебный процесс с учетом информации по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.                

Одной наиболее злабодневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость. Этому свои причины.

             Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой ещё не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать  внимание на учебном материале и учителе.

  Во-вторых, эта работа требует  длительного времени, что идёт  вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности. Поэтому учитель на уроке постоянно чередует учебную работу и отдых, и наоборот.

        В данный момент я веду уроки во 2 классе, а также являюсь классным руководителем этого класса. Когда поступили ребята в первый класс, из 12 учащихся 5 были с нарушениями осанки. Это составляет 41%. Размышляя над этим показателем, я решила использовать в своей работе здоровьесберегающую технологию.

Система работы  по технологи  

   (Из опыта работы)

В классе создана система оздоровительной работы, которая способствует не только сохранению, но и укреплению здоровья. Работа по формированию здорового образа велась, способствуя развитию межвозростного сотрудничества:

учитель - дети- родители

Совместно с родителями разработана схема организационно-методической деятельности по сохранению и укреплению здоровья, которая ведётся по 3-м направлениям.

На уроках: -утр. гимнастика; -физкультминутки; -массажные коврики; тренажёр для глаз; -стенка «Ладошки»; -смена посадочного места; -подушечки на  головах;

Внеурочное время: -час активных движ.; -посещение ФСК; -пальчиковая  гимнастика; оздоровительно-спортивные мероприятия, -волонтёрская группа;

Дома: -утренняя гимнастика; -витамины; -участие семьи в оздоровительных мероприятиях; -массаж;

-физкультурно-оздоровит. упражн.

На базе моего создан Класс здоровья, где учащиеся  не только сохраняют и укрепляют здоровье .

        Каждый рабочий день я начинаю с гимнастики, которая длится 3-4 минуты. В школе учащимся приходится сидеть длительное время  за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения , а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти последствия свести к минимуму, можно использовать смену посадочного места. В течение учебного дня трижды меняется расположение парт, а следовательно, и посадочного места для каждого ученика. Причём парты могут располагаться под разными углами. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.(опыт учит. Ставропольского края В.Г.Рыбченко).

    Массаж стопы. У каждого ученика под ногами лежат самодельные массажные коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного  материала: из нашитых цветных пуговиц (1-2кл.), из пробок от пластиковых бутылок(3-4кл). Эти коврики изготавливают родители вместе со своими детьми. Такой совместный труд способствует укреплению семьи и школы.

        Посиди и походи. Эта методика применяется в основном на уроках литературы. Ребёнок при чтении может встать или походить  книжкой в руке.

Тренажер для глаз – это  схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом. Стрелка указывает направление движения взгляда.

Тренажёр необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и при письме.

   Физкультминутки. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния,  к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить её провести  кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.

    В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кисти рук. Она состоит из нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней,  встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Упражнения у стены позволяют в какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, снимать утомление в мышцах кисти рук. Гигиенисты полагают, что суточная потребность в движении  учащихся мл. школьного возраста в среднем равняется 21-24 тысячам шагов.

        Подушечки на головах, способствующие  выправлению осанки у детей. С этой же целью на партах сделаны пометочки для тетрадей.   

        К концу третьего урока у младших школьников наблюдаются ярко выраженные признаки утомления. Тут к нам на помощь приход волонтёрская группа Волонтёрская группа- это учащиеся 6 класса. Группа  проводит динамические перемены, где используются игры и упражнения. По мнению большинства исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, способствует тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

        Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать  движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явлений природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются и речь, чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.

    Здесь описана только небольшая часть работы, которая помогает снять усталость от школьных нагрузок, чтобы и учиться с удовольствием и радостью.

        

Родители - мои помощники

Родители поддержали предложение об основной цели воспитательной системы класса - создание  условий для разностороннего развития личности на основе осознания учащимися  ценности здоровья в широком понимании слова. Совместная работа с семьёй заключается  в обучении конкретным приёмам и методам оздоровления.  В этих целях широко используются:

  1. Консультации;
  2. Совместные физкультурные праздники
  3. Тренинги
  4. Дискуссии
  5. Устные журналы с участием медиков

Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Каждый классный руководитель хочет стать помощником для родителей, старается создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, желает помочь родителям приобрести опыт в воспитании ребёнка. Поставив такие задачи, я применяю разные формы и методы проведения встреч с родителями. Это беседы, открытые уроки, лекции, «Весёлые старты» и т д. В классе действует уголок «Будьте здоровы», где помещаются материалы  по организации оздоровительной работы. Родители имеют представление  о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для глаз, чтобы помочь своим детям освоить их дома. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесёт желаемый результат - поможет детям сохранить и укрепить здоровье.

Родители-помощники в проведении различных мероприятий.

Вывод

Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательные программы для дошкольников и младшего школьного возраста - наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

        Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья  в своей педагогической деятельности. Как отметил академик Д.В. Колесов, «…только при таком подходе может быть реализован принцип-здоровье через образование…»

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущее поколение будет здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно и но и физически.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать...

"Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе"

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

Доклад на тему: "Реализация современных педагогических технологий с применением электронных образовательных ресурсов и ИКТ в учебном процессе"

В этом докладе на выступлении заседания МО я поделилась своим опытом применения электронных ресурсов и ИКТ в процессе обучения на разных его этапах....

Реализация основ православной культуры в учебном процессе.

Данный материал используется для выступления на педсовете с целью знакомства с новым предметом....

Возможности Power Point при реализации интерактивной составляющей учебного процесса

С 2011-2012  уч.г. все первоклассники начали обучение по ФГОС II поколения, которые предполагают обязательное использование электронных образовательных ресурсов. Возможности Power...