Погружение по теме: «Путешествие лилипутов»
методическая разработка (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Бойко

Данный вид исследовательской деятельности представлен по курсу "Загадки природы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_pogruzheniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Погружение по теме: «Путешествие лилипутов»

I шаг. Смотрим фотографии насекомых и цветов.

II шаг. Смотрим фотографии луга, водоёма, леса и лесной поляны, пустыни.

III шаг. Рисуем ландшафтный рисунок на доске. (Папка «Рисунок»)

IV шаг. Каждый обучающийся выбирает себе место, куда бы он хотел отправиться в путешествие. Выбравшие одно и тоже, собираются в общую группу. У нас получилось 4 группы.

I группа (8 человек). Лесная поляна. Путешествие — исследование.

II группа (7 человек). Водоём. Путешествие — наблюдение.

III группа (5 человек). Луг. Путешествие — исследование.

IV группа (4 человека). Пустыня. Путешествие — наблюдение.

Уч. - Кто такие лилипуты?

Катя. Это такие люди, но очень маленькие.

Петя. Их ещё называют карлики. Я их видел в цирке.

Вика. А ещё у Андерсена есть сказка «Дюймовочка». Она очень маленькая.

Уч. Представьте себе, что вы все стали совсем небольшие — высотой в 1 см. Пусть каждая группа пофантазирует, каким образом могло произойти превращение.

I группа — съели яблоко, начинённое химическим раствором.

II группа — проглотили специальные таблетки.

III группа — превращение случилось после того, как мы выпили какое — то зелье.

IV группа — мы вспомнили, что читали в книге рецепт целебных эликсиров. Один решили испробовать, выпили и стали маленькими.

Уч. У вас есть защитный костюм или скафандр. Обсудите в группах устройство  этого костюма.

I группа. Наш костюм зелёный, в листиках. Девочки — косынки, мальчики — шлемы. В костюме есть интересная кнопка, при нажатии которой мы становимся невидимыми. А ещё при нажатии на плечо, мы становимся тем предметом, который мы видим. Плюс рюкзак с едой и парашютом.

II группа. У девочек костюм светлый, у мальчиков — тёмный. На голове шлем. Костюм невидимый и непромокаемый. К костюму прилагаются баллончики с едой, с жидкостью.

III группа. Наш костюм непробиваемый, делает нас невидимыми, если скажешь заветные слова. А ещё если потереть пальчиком по костюму, то он увеличивает скорость. Скафандр не воспринимает запахи.

IV группа. Платья и рубашки из лепестков роз с лёгкими крыльями. Ещё прибор, который делает нас предметом или животным по надобности.                   (Папка «Костюм».)

Дети рисуют кусочек пространства, куда они попали. (Папка «Работа в группах».)

Выступление групп.

I группа.

Катя. Вместе с друзьями мы отправились на лесную поляну. Но дело в том, что это было удивительное путешествие: мы уменьшились до 1 см. Вокруг раздавалось жужжание, шуршание, писки, охи, ахи, возня... Я решила раздвинуть кусты и исследовать, что же там шуршит. Одной мне не удалось это сделать. Мы все вместе навалились и увидели обыкновенную ящерицу. Нам захотелось её потрогать. Она была шершавой, мокрой, неприятной, с огромной пастью. Я повернула голову и заметила среди зелени интересное существо: само зелёное и его невидно. Это меня заинтересовало. Перебравшись к нему поближе, я решила его исследовать. И тут прямо передо мной это существо схватило муху. Как у него это ловко получилось! Мне стало страшно, и я решила стать невидимкой. Подобралась поближе к нему. Сидит на ветке, передние ноги к груди поджал — как будто молится. Тут я вспомнила, что это богомол. Мы о нём на окружающем мире говорили. Я вспомнила, что у него интересные ноги. Решила их исследовать. Я увидела на них огромные клочья и зубья. Глаза большие, выпуклые, как яблоки. Пока я его исследовала, он так ловко хватал всех, кто пролетал мимо. Как он их видит не шевелясь? Подобравшись поближе, я увидела там множество глазков, прижатых друг к другу. Меня позвала Настя, они увидели много шмелей. Они жужжали, садились на цветки, взлетали, снова садились. Мы обратили внимание на то, что цветки окрашены по-разному. Одни - розовые,  другие — фиолетовые, третьи — синие. Мы решили исследовать все цветки. Но оказалось, что цвет не важен. В любом цветке мы нашли сладкий сок — нектар. Вот почему шмели любят его. Вдруг цветы сильно закачались, и мы увидели страшное чудище. Нашему любопытству не было границ, и мы без страха спустились на это животное. Но тут мне кто-то сделал укол. Я поняла, что это ёж. Мне никогда не удавалось потрогать мордочку ежа, потому что он её всегда прятал. А сейчас я могу это сделать без препятствий. Ой, какая она мягкая и приятная. Соня предложила полетать на бабочке. Мы согласились. Наши исследования продолжались. (Папка «Выступление 1 группы»)

II группа.

Алина. Наша группа оказалась в водоёме. Мы подготовились добросовестно к путешествию: специальный костюм, шапка-невидимка, ласты скороходы, шлем с прозрачным лицом, баллончики для дыхания. Вокруг оказалось много растений. Первым нам попался окунь. Он был огромного размера. Мы от страха зарылись в ил. Потом вспомнили, что мы просто маленькие и снова вернулись в воду. В водоёме жизнь бурлит от берега до берега, от поверхности до дна. Снуют головастики, мальки, насекомые, ползают личинки, улитки, извиваются пиявки. И ещё немало живых существ можно увидеть в водоёме. Раньше нам учительница показывала на картинке, а теперь их можно увидеть по настоящему. В каждой капле воды множество животных и растений. Так как мы стали лилипуты, то мы можем их увидеть. Когда мы говорим о животных, то представляем себе зверей или птиц, рыб или лягушек, червей или бабочек. А в капле воды водятся совсем непохожие на них существа. Вот какой-то прозрачный комочек с чёрными пятнышками. Он нас заинтересовал, и мы стали за ним наблюдать. Он всё время менялся. Только что был круглый, и вдруг сбоку у него появился отросток. Комочек перелился в этот отросток. И так каждый раз, перелившись в отросток, комочек чуть-чуть передвигался. Мы вспомнили, что это амёба. Так она «шагает». Их здесь много. А вот ещё существа.  Что-то они напоминают? Ну конечно же, туфельку. Только крошечную. Это существо так и называется — туфелька, инфузория. Они, в отличии от амёбы, быстрые, проворные. Всё время куда-то спешат — вверх, вниз, в одну сторону, в другую. Подобравшись поближе, мы увидели, что все тело туфельки покрыто ресничками- волосками. Каждая ресничка как маленькое весло. Туфелька умеет управлять сразу всеми этими «вёслами» и быстро плывёт, куда ей надо. Нам много встречалось разных существ. Наверное, без них невозможна была бы жизнь всех остальных обитателей водоёма. А ещё мы знаем, что без дафний водоём жить не может. Мы решили их найти. Интересное это животное — дафния. Самое примечательное у них - «усы». Наблюдая за дафнией, мы увидели, что с помощью усов они скачут. Взмахнут усами-ветками, резко опустят, оттолкнутся ими от воды и подпрыгнут. Так прыгают в воде. И ноги мы нашли. Ими дафния себе еду добывает. Вдруг подплыла огромная рыба и съела нашу дафнию. Мы опустились на песок. Там нас заинтересовали ракушки. Одна из них была приоткрыта. Мы стали наблюдать. С одной стороны она втягивает воду, а с другой — выбрасывает. Это означает, что живое существо в раковине дышит, ест и воду очищает. Мы решили, что когда вернёмся на домой, то обязательно об этом всем расскажем, чтобы они не губили ракушки. Как всё интересно, но пора домой. (Папка «Выступление 2 группы»)

III группа.

Семён. Наша группа исследовала луг. Вокруг всё было огромное: растения, насекомые. Но потом мы вспомнили, что это мы маленькие. Соня вспомнила стихи: Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да травы по колено.

Зелёный луг, как чудный сад,

          Пахуч и свеж в часы рассвета.

Мы обратили внимание, что на лугу очень много влаги, поэтому здесь много травы и цветов. Одни растения растут около земли, а другие — высокие.  Подорожник нам знаком. Он обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что лист этого растения прикладывают к ране для скорейшего заживления, а также для вытягивания гноя из чирьев. Нам не пришлось его исследовать. А сколько здесь одуванчиков. Мы вспомнили как срывали парашютики и дули. А теперь нам не одолеть. Дальше мы заметили василёк. Стебель очень крепкий, шероховатый на ощупь, заканчивается одиночной корзинкой. Очень легко мы поднялись по нему. Листья — удлинённые, седые. Колокольчик — цветки как колокол. Растение высокое, значит любит свет. Мы перебрались в колокол и решили отдохнуть, но тут пошёл дождь. Нам надо было прятаться, но произошло чудо на наших глазах: цветы плотно закрылись и спасли нас от дождя. После дождя появилось множество животных луга. Мы решили исследовать знакомое животное — кузнечика. Сели на него верхом. Кузнечик оказался интересным насекомым. Задние ноги у него длинные, нескладные. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле цепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. А вот исследовать стрекозу оказалось делом трудным. Она зигзагами носится над лугом и бросается то вверх, то вниз, хватая комаров и мух. Мы сделали вывод. Что у стрекозы очень интересные глаза. А сколько здесь пчёл! Мы знаем, что пчёлы собирают нектар, что после укуса пчела погибает. Растения нужны пчёлам, а пчёлы — растениям. Луг пестреет от всевозможных бабочек. Вот бабочка села на цветок, мы к ней. Пусть покатает. Но нам стало интересно.  Нектар добывает при помощи хоботка. Он находится далеко, в цветке, поэтому бабочка, доставая еду, испачкалась пыльцой. Ещё украшением лугов, кроме бабочки, является божья коровка. Мы попытались взять божью коровку, но не смогли. Только получили каплю жидкости с неприятным запахом. (Папка «Выступление 3 группы»).

IV группа.

Люба. А наша группа оказалась в пустыне. Благодаря костюму, мы не утонули в песках. Я расскажу о том, что мы видели, что наблюдали. Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара.  Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. О её шипы мы успели пораниться. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое. Встретилась нам и  песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями.  Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.  В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно зарылась в  песок , завидев нас. Но вот наступила ночь. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание. Самыми крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион. Внимательно присмотритесь, здесь на бархане, кто-то прополз. Да это же черепаха! Я хочу рассказать о змеях пустыни.  Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Благодаря тому, что мы маленькие, никто на нашу жизнь не посягал. Верблюда называют кораблем пустыни. Мы на них покатались и многое узнали.  О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.  (Папка «Выступление 4 группы»).

Путешествия оказались интересными и познавательными. (Фото общее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по теме: "Путешествие в сказку" 1-3 класс

Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем.  Цель:  развитие  детско-родительс...

Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса по теме "Путешествие по Москве"

Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса  по         по по теме "Путешествие по Москве"...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Занятие на тему: Использование элементов логоритмики и методов релаксации на коррекционно-развивающем занятии с детьми ОВЗ на основе лексической темы : «Путешествие в осенний лес». ( 2 класс)

Дифференциация согласных б-д по оптическому сходству; развитие оптико– пространственных умений, сенсорных процессов и психомоторики ....

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...

Технологическая карта урока «Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»)

laquo;Изменение имён прилагательных по падежам» (в рамках общешкольного Дня погружения на тему «А.П.Чехов»...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе . Работа по функциональному чтению. Тема Путешествие в типографию. Урок закрепление по темам «Безударная гласная в корне» и «Парные согласные»

Урок закрепление для 4 класса. Урок посторен с использованием нестандартных заданий. Большой уклон в сторону функциональной грамотности: работа с различными по уровню сложности текстами, поиску информ...