Самоанализ профессиональной деятельности
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Кумбатова Татьяна Алексеевна

Тема:  «Применение уровневой дифференциации как условие повышения результативности при обучении младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности.

Тема: «Применение уровневой дифференциации как условие повышения результативности при обучении младших школьников».

Цель: выявление зависимости результатов обучения от особенностей организации процесса обучения через реализацию уровневой дифференциации.

Задачи:

1.Формирование всесторонне развитой личности, умеющей координировать свои действия, искать и находить решения в нестандартных ситуациях.

2.Воспитание личности целенаправленной, коммуникабельной, целостно-ориентированной.

Актуальность выбранной проблемы.

Задачей школы в настоящее время является принцип личностно ориентированного образования. Базовым понятием остаётся  гуманизация учебно-воспитательного процесса, которая  предполагает построение всей школьной жизни с максимальным учётом индивидуальности каждого ребёнка. Психолого-педагогические исследования показывают, что учащиеся осваивают знания и способы деятельности по-разному. Разные учебные возможности приводят к тому, что ряд учеников практически выпадает из процесса обучения, т.к. присутствуя на уроке ,они не участвуют в нём. А если труд  для ребёнка непосилен, он угнетающе действует на психику и отбивает всякое желание учиться.

Один  из путей решения данных проблем - применение на уроках  современных образовательных технологий. Наиболее приемлемой является технология уровневой дифференциации, главная идея которой заключается в следующем: если каждому ученику создать условия, соответствующие его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение необходимого уровня школьной программы и повысить качество обучения.

Мотивация поставленных задач.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности ребёнка, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Для успешной реализации учебно-познавательной деятельности и развития гармонично развитой личности большую роль играет мотивация, которая меняется с возрастными особенностями учащихся. Диагностика детей дошкольного и школьного возраста неоднократно убеждает нас в этом. Дошкольник хочет идти в школу, потому что ему купят красивый портфель и новые школьные принадлежности, первоклассник считает, что он должен научиться читать, писать, считать. А вот мотивация учащихся старших классов теряет своё значение в силу различного рода причин: трудности в изучении некоторых дисциплин, несложившиеся  отношения с одноклассниками или учителями, состояние здоровья ,отсутствие цели в жизни после окончания школы, проблемы переходного возраста  и т.п. И вот тут учитель должен помочь ученику понять, что он учится прежде всего для себя, чтобы иметь возможность выбрать своё место в жизни.

Объект исследования.

Коммуникативные, интеллектуальные, организационные, оценочные умения учащихся начальных классов.

Применяемые педагогические технологии.

Инновации педагогических технологий внесли значительные изменения в современное образование. Они направлены на раскрытие способностей каждого ученика; воспитание достойного человека, способного применять свои умения и знания  в конкретных ситуациях, а такие способности нужно формировать кропотливо и целенаправленно  в процессе обучения.

Поэтому в своей работе я использую инновационные технологии.

*Технология проблемно- диалогического обучения – это инновационная форма ведения урока, когда учитель вместо привычного объяснения нового материала создаёт проблемную ситуацию, чтобы активировать знания и умения учащихся. Дети формулируют тему урока, применяя свои знания и  умения работать в группах. Такая работа не оставляет равнодушным ни одного ребёнка. В диалоге с учителем  ребята решают учебные проблемы, открывая новые знания .Программа «Школа 2100» создаёт все предпосылки поисково-творческого характера обучения. Обеспечивает право каждого школьника на индивидуальное  развитие.

При использовании уровневой дифференциации каждый ученик может работать в собственном темпе, постепенно усложняя свою работу. В тетрадях и учебниках по этой программе даны задания разной степени сложности, требующие активизации умственной деятельности учащихся.Одни ученики могут заполнить пробелы в своих знаниях, а другие – работать  более сознательно, продуктивно и результативно.

*Технология формирования правильного типа читательской деятельности.

Новые технологии способствуют созданию хорошей речевой среды для учащихся, так как на всех уроках дети много говорят, решая те или иные проблемы, созданные учителем. Большое значение для формирования навыков  чтения восприятие взрослой речи, слушание чтения книг учителем. Значительная часть урока отводится работе с текстом. И эта работа начинается до чтения произведения с анализа иллюстрации. Ребята высказывают свои предположения по поводу того, о чём бы мог рассказать автор. Это развивает умение видеть главное в содержании, анализировать, думать. Глубокий анализ содержания, высказывание своих мыслей, проявление эмоций по поводу прочитанного, а также работа над непонятными словами бесспорно ведёт к укреплению желания читать.

*Технология обучения в малых группах.

Данная технология способствует развитию умственной и речевой деятельности учащихся. Её сущность заключается в том, чтобы научить детей общаться, высказывать свои мысли ,слушать своих товарищей и из множества мнений выбирать единственно правильное решение. Да и решать какие-то проблемы легче, когда чувствуешь « локоть друга».Групповые формы работы предполагают взаимное обогащение учащихся.Такая работа проводится на всех уроках без исключения.

*Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность учит ребёнка владеть информацией, осуществлять работу по схеме, выбирать тему и раскрывать её, оценивать свои возможности и возможности своих товарищей. В ходе проектной деятельности совершенствуются коммуникативные умения.                          Мои ученики осуществили следующие проекты:

*Выпуск газеты « Я и моя семья»

*Создание машины времени

 для путешествий в разные века.

*Собраны рефераты о животных,

 растениях и домашних любимцах.

*Выпуск журнала для детей  «Счастливые  минутки»

*Макет   «Дуэль» на тему «Честь и достоинство».

*Этапы деятельности.

2011-2012 уч. год.

В этот период своей педагогической деятельности я преподавала  во втором классе, где обучалось 24 ученика. Одна ученица вообще ни слова не знала по-русски.  Многие ученики в классе очень часто болели и пропускали уроки, что ,естественно, отражалось на успеваемости класса . Работала я  над проблемой «Игровые ситуации при обучении младших школьников». На уроках регулярно использовала игры, потому что это уже создание проблемной ситуации, т.е. возможности каждого ребёнка мыслить и поступать по своему убеждению. Игра для младших школьников- это значимая часть их жизни. Основная идея использования игры-  активизировать деятельность учащихся начальных классов, т.к. именно в игре у детей исчезают скованность и страх, что бесспорно ведёт к созданию творческой атмосферы на уроках и  во внеклассной работе.

Мы регулярно читали книжки-малышки, чтобы прививать интерес к чтению, т.к. делали их сами, а быть авторами очень увлекательно для ребят. Это были наши первые проекты.

На уроках русского языка и окружающего мира мы систематически разгадывали кроссворды, загадки, выполняли творческие задания…

Эти виды работ пробуждали интерес и любопытство детей. В основе уроков математики  лежал  объяснительно-иллюстративный метод, постоянно использовала дидактические игры, таблицы ,математические игры, способствующие развитию мышления учащихся.

В течение этого времени я проводила большую работу по овладению учащимися умения  вести беседу, задавать вопросы, ВЛАДЕТЬ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ,УЧИЛА РЕБЯТ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ ,СЛУШАТЬ,ВЫСКАЗЫВАТЬ И ОТСТАИВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ. Несмотря на то, что в классе было много проблемных учеников, мы добились хороших результатов в учёбе. Динамику качества обученности  можно наблюдать по данным следующей таблицы:

Анализ успеваемости класса за 2011-2012уч. год

Учебный год

              2011-2012

 

 

предмет

Обуч %

Кач %

СОУ %

Лит.чт

100

87

80

Русский яз.

100

75

69

математика

100

71

72

окруж.мир

100

75

78

2012-2013 уч.год

Мои ученики перешли в 3 класс . Ахвердян С. выбыла в г.Ереван, а  оттуда  прибыл  Закарян Грачья, который совершенно не владел ни русским языком, ни местным армянским. Ещё одна ученица, Бондаренко Арина, прибыла из г. Ростова-на-Дону. В работе с этим классом я применяла инновационные технологии, чтобы пробудить интерес к учёбе и добиться желаемых результатов.  Я постоянно находилась в поиске новых форм работы и методов, которые  помогают распознать в каждом ребёнке его индивидуальные способности и особенности, ведь только тогда можно воспитывать в нём стремление к новым знаниям, к творчеству. В этом учебном году я работала над темой «Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе». Меня всегда очень волнует то, что ученики допускают много ошибок в диктантах и других работах, что не умеют определять орфограммы и применять свои знания.

На своих уроках я использую технологию проблемного диалога, без которого не обходится   ни один урок. Ребята с интересом решают  проблемы, легко и активно включаются в работу. Необходимостью стало использование правильного типа читательской деятельности.  Дети с удовольствием высказывают свои мнения по поводу содержания нового произведения , судя только по иллюстрации к тексту, а потом с интересом знакомятся с содержанием и делают свои выводы. Любая работа на уроке заслуживает своей отметки, и мои ученики сами могут оценить свою работу и работу товарищей. Технология учебного успеха необходима  для осуществления контроля результатов. Но, сожалению , в течение учебного года в классе было пропущено очень много уроков по болезни, что не может не отразиться на успеваемости класса .Но благодаря применению дифференцированного подхода в обучении и инновационных методик, результаты успеваемости хорошие.

Анализ успеваемости класса за 2012-2013 уч. год.

Учебный год

                 

                2012-2013

 

 

предмет

Обуч %

Кач %

СОУ %

Лит.чт

100

92

82

Русский яз.

96

64

68

математика

96

68

72

окруж.мир

96

72

73

*2013-2014 уч. год

В четвёртом классе мы проучились только одну четверть, когда после летних каникул, естественно, уровень успеваемости ниже. В начале учебного года некоторые учащиеся ещё не успели вернуться с отдыха, некоторые болели. За летний период из класса выбыл Закарян Г.,а прибыли Саркисян Арман из г. Еревана, Магданов Тимур из г. Уфы.

Новые ученики имеют за 3 класс тройки, но положение по русскому языку, математике, окружающему миру крайне тяжёлое…В классе много болезненных ребят, которые пропускали занятия. Всё это не могло не отразиться на уровне успеваемости, но это только первая четверть. Хочется отметить, что новые ученики, которые пока очень пассивны и не могут включиться в работу, подтвердили правильность использования инновационных методик, т. к. всё познаётся в сравнении.

Я с удовлетворением отмечаю, что мои ученики очень активны на уроках, умеют высказать свои мысли, умеют применять свои знания. Они умеют работать в парах, в группах, умеют из многих версий выбрать главную  и доказать свой выбор. А этого я и добиваюсь на своих уроках. В этом учебном году я работаю над темой: «Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов». На уроках русского языка использую письмо с прочерками на месте сомнительной орфограммы . Такой вид письма заставляет ученика определять трудное место, а потом выяснить ,какую букву надо писать в том или другом слове. Такая кропотливая работа ведёт к  развитию умения применять правила на письме, а значит грамотно писать. Поэтому я уверена , что результаты по  русскому языку к концу года достигнут желаемых результатов.

Учебный год

             

    2013-2014

 

 

предмет

Обуч %

Кач %

СОУ %

Лит.чт

100

88

78

русский язык

100

52

61

математика

100

72

72

окруж.мир

100

64

72

В итоге хочу отметить , что свою педагогическую деятельность считаю удовлетворительной, потому что у каждого ребёнка прослеживается динамика успешности во всём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности "Словарная работа на уроках русского языка"

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", ...

Самоанализ профессиональной деятельности Белой Елены Алексеевны, учителя начальных классов филиала МБОУ Васильево-Петровской ООШ Еремеевской НОШ

В течение 5 лет я работала над организацией учебной деятельности с применением специальных средств, методов, приёмов здоровьесбережения. В педагогической литературе я искала направления, на котор...

Самоанализ профессиональной деятельности

Раскрываю формы работы на уроке, используемые технологии....

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ профессиональной деятельности за 2010-2015 уч.годы

1.Курсы повышения квалификации2.Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия3.Проведение, участие в семинарах4.Участие в конференции5.Методические публикации6.Выступления на ШМО7.план самообразова...

Самоанализ профессиональной деятельности

Предполагаемые и реальные результаты педагогической деятельности за определённый период работы.Проблемные поля и план ликвидации пробелов в работе....