Эффективные пути достижения личностных и метапредметных результатов обучения.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Верховцева Любовь Васильевна

Развитие личностных и метапредметных результатов на уроках математики в 1-м классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одна из существенных особенностей систематического школьного обучения заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. В пояснительной записке к концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) сказано, что «усвоение ребенком системы научных понятий является базой для формирования теоретического отношения к действительности и развития теоретического мышления и основ теоретического сознания»

Учителю необходимо овладеть специфическими методами обучения, без опоры на которые вряд ли можно ожидать положительные результаты освоения основной образовательной программы, предусмотренной в ФГОС.

Но для этого необходимо разобраться, что и как делает ученик, когда он чему-то учится. Действия, которые он будет осуществлять, можно будет назвать учебными тогда, когда они направлены на решение учебной задачи (формирование универсальных учебных действий является одним из необходимых условий достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов). От того, какие учебные задачи и в какой последовательности он будет осуществлять, зависит эффективность решения учебных задач.

Итак, первая, на что важно обратить внимание в начале обучения – это содержание обучения и поисково-исследовательский метод. Осуществляя практические действия с предметами, свойства которых он изучает, первоклассник развивает сенсомоторную координацию, компенсируя тем самым её недостаточность, характерную сегодня для большинства первоклассников.

Многие дети не посещают дошкольных учреждений, что приводит к дефициту способности к полноценной предметно-манипуляционной деятельности.

В моём первом классе двадцать два человека, десять из них не посещали детский сад.

Недостаточное развитие «ручного» мышления может быть компенсировано только за счет действий учеников. Дети должны делать всё своими руками, а у многих не получается, или получается медленно и не очень аккуратно.

Основное место на первых уроках математики должна занимать не работа по иллюстрациям в учебнике, не демонстрация педагогом образовательных действий с последующим их анализом. Поэтому наиболее адекватным подходом к введению базового математического (понятия числа) в первом классе мы считаем появление числа не как результата счёта, а как результата практического действия по измерению величин (длины). В этом заключается успех изучения всего дальнейшего материала и это требует деятельностный подход, на основе которого и строится современное образование.

Важно обратить внимание учителя в первые месяцы ребёнка в школе на организацию групповых форм работы. Во время проведения групповых форм формируется внутренняя позиция ученика, развиваются личностные УУД. Мастерство педагога заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить то или иное понятие, лежащее в основе принципа действия. Оно состоит в способности:

- создать такие учебные ситуации, когда у ученика появляется потребность именно в этом понятии или способе действия;

- организовать сотрудничество детей, в ходе которого и происходит открытие и усвоение понятия;

- направлять и поддерживать содержательный учебный диалог между детьми.

                                                                      (Г. А. Цукерман)

Это становится возможным, когда учитель принимает принципиально иную педагогическую позицию, когда он способен сам включиться в диалог лишь как один из участников, чьи высказывания, мнения, оценки открыты для критики в той же степени, что и высказывания других участников диалога. Другими словами, учитель с первых дней пребывания в школе втягивает ученика в игру, при которой педагог также как и любой ребёнок, может чего-то не понимать, с чем-то или кем-то не согласиться, забывать, иметь свою точку зрения.

В совместной коллективно-распределённой деятельности школьник приобретает не только знания и умения, а учится строить свои отношения, брать на себя обязательства, принимать решения, учится способности к рефлексии, к осознанию того, что делает и многому другому.

Учитель должен использовать сказочных героев для создания первичной мотивации. Опора на сказку, или другую вымышленную ситуацию необходима, но делать это нужно осторожно. Центр тяжести должен переместиться от сказочного сюжета к изучению математических связей и отношений. Сказка является лишь средством, побуждающим ученика к активным предметным действиям, осуществляемым в совместной деятельности с другими детьми.

Предлагаю на уроке математики в первом классе решение логических задач. Оно вызывает большой интерес у младших школьников. В решении логических задач с младшими школьниками можно выделить следующие универсальные модели процесса:

- моделирование на отрезках;

- текстовые цепочки умозаключений;

- таблицы;

- графы;

- блок – схемы.

Моделирование условия логической задачи на отрезках позволяет большинству учащихся самостоятельно справиться с решением логических задач и моделей к ним.

Задача 1.

Дети играли в снежки, Андрей бросил дальше, чем Коля и Витя, но ближе, чем Серёжа.

       К         А          В          С                       В          К           А           С

а) отметь верную схему знаком «+», а неверную – знаком «-»;

б) обозначь на луче точками другой всевозможный вариант.

Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на восстановление готовых рассуждений с пробелами.

Задача 2.

«Жили-были три котёнка: белый, серый и рыжий. У каждого был свой домик. В каком домике жил каждый котёнок, если серый не жил в первом домике, а белый жил во втором домике?»

«Серый котёнок жил не в первом домике, значит, он жил либо в домике             , либо в домике           . Белый котёнок жил в домике           . Значит, серый котёнок жил в домике            , а рыжий – в домике             . »

Решение некоторых задач можно оформить в виде таблицы.

Таблица представляет собой только наглядную форму систематизации данных, а способ решения логической задачи остаётся прежним – метод рассуждений.

кошки

мышки

 - Заполни таблицу и сравни, кого на рисунке меньше, кого больше.

- Закрась рамку с правильным ответом.

Построение графа также является наглядной формой представления рассуждений. При этом ученики сами догадываются, что пунктиром на графе обозначено отрицание.

Белый котёнок                  Серый котёнок                 Чёрный котёнок

На более поздних этапах в качестве наглядной модели можно использовать блок-схему, алгоритм. Мы их ещё не использовали.

Главной целью обучения детей в первые месяцы их пребывания в школе является целенаправленное формирование полноценной психологической готовности к школьному обучению, которая характеризуется явно выраженной внутренней позицией школьника, учебной мотивацией, относительно развитым процессом обобщения, речевым развитием и развитой сенсомоторной координацией ребёнка. Эти характеристики первоклассника определяют успешность реализации ФГОС.

В 1 классе проводилась  входная диагностика в начале года и в конце первого полугодия.

По всем действиям наблюдается значительный рост показателей. А формирование универсальных учебных действий является одним из необходимых условий достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

«Роль образовательных технологий деятельностного типа в достижении личностных и метапредметных результатов»

Рассматривается роль технологий деятельностного типа в формировании предметных и метапредметных результатов, а также представлена разработка упражнений для развития УУД....

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»

Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...

Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Любить чтение-это обмениватьчасы скуки на восхитительные часы.Шарль Луи Монтескье   Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви...

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов

Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, которая организуется  в свободное от уроков время для  детей определенной возрастной группы....