«Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»
статья на тему

Башмакова Асия Ягфаровна

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье - это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды; ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой; СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Духовное и физическое здоровье - это две неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, т.е. социальным здоровьем. Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье детей, является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени нахождения детей в школе, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Функции здоровьесберегающей технологии: Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения ЗОЖ. Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля. Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровое творчество. Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта. Интегративная: объединяет народный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Воспитатель ГПД Башмакова А.Я.

 

     «Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса»

 "Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –

 это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и

духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».  

В.А. Сухомлинский.

   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

   ФИЗИЧЕСКОЕ здоровье - это  состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;

  ДУХОВНОЕ (ПСИХИЧЕСКОЕ) здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

  СОЦИАЛЬНОЕ здоровье - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру. 

  Духовное и физическое здоровье  - это две неотъемлемые части человеческого здоровья. Они должны находиться в гармонии. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с  собой, с родными, друзьями и обществом, т.е. социальным здоровьем.

  Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.   Основной задачей педагогики, оберегающей здоровье детей,  является такая организация режима труда и отдыха школьника, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени нахождения детей в школе, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.

  Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

 Функции здоровьесберегающей технологии:

 C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifФормирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifИнформативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения ЗОЖ.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifДиагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifАдаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровое творчество.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifРефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\j0115844.gifИнтегративная: объединяет народный опыт.

Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики. 

Рассмотрим каждый из них.

1.   Секрет доброты — необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.

2.   Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) — стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.

3.   Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.

4.   Секрет результативности — целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.

5.  Секрет технологичности — создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.

     Также можно определить и основные принципы идеи здоровьесберегающих технологий:

1.    гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса;

2.    учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов   в ходе организации здоровьесберегающего  педагогического процесса;

3.    учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации воспитательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

4.   педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами, основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;

6.    профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

  Согласно Н. Смирнову, ЗОТ - это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

  При любом аспекте рассмотрения важнейшим элементом образовательной технологии оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о технологии.

  Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

               Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н. Смирнову)

А) по разным подходам к охране здоровья:

Название технологии

Характеристика технологии

1

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)

Использование профилактических программ;

обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями;

проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива;

организация профилактических мероприятий.

2.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)

Направлены на физическое развитие учащихся.

К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

3.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии.

Направленность этих технологий - создание  экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)

Главная задача - сохранение жизни.

Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

5.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)

Отличительный признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами ОУ своей общей ответственности за сохранение здоровья учащихся и получении  профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Б) по характеру действия:

1.

ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований;

Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.

2.

КОМПЕНСАТОРНО-НЕЙТРАЛИЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизация пищевого рациона, физкультминутки.

3.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.

4.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровьесберегающие приемы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1

Организационно-педагогические технологии (ОПТ)

Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм.

2

Психолого-педагогические технологии (ППТ)

Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

3

Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, просвещению их родителей.

4

Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся. К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д.

5

Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)

Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). 

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifК медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifФизкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). 

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifЭкологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\OFFICE12\Bullets\BD21329_.gifТехнологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

 Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используются различные методы и приемы, такие как: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные; просветительские и образовательные программы.

Средства педагог может выбрать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть  физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная), подвижные игры,  тренинги,  оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.  Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

   Применение в работе  здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарован...

Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса.

В данной публикации предложены в качестве примера использование одного из методических приемов: вставки о здоровье на уроках....

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего  педагогиче...

Здоровьесберегающая организация учебного процесса

Презентация поможет учителю организовать урок на основе принципов здоровьесбережения...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»

Публикуемый материал содержит информацию о здоровьесберегающей организации образовательного процесса, применение которой раскрывается на примере. Кроме того приводятся рекомендации по снижению «здоров...

Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества...

«Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г.

laquo;Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г....