Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной». конспект урока
план-конспект занятия (2 класс)

Конспект урока Ф.Тютчев   «Есть в осени первоначальной» 2 класс по программе Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f._tyutchev_est_v_oseni_pervonachalnoy.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по литературному чтению Учитель: Мавлюдова Н.С.

 Класс: 2 класс

Тема урока: Ф.Тютчев   «Есть в осени первоначальной».
Учебник: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий, литературное чтение, 2 класс (1-4).

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева

Задачи:

-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;

 -учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас

-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль

-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей  способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.

Предполагаемые результаты:
личностные:
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.
предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение   литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.

Оборудование:
1. Презентация к уроку 
2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картин художников: И.Левитан «Золотая осень»,
 

Василий Поленов «Золотая осень», «Осень», видеоролике «Есть в осени первоначальной…»

4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.

5. Раздаточный материал для учащихся: «Журнал исследований», текст стихотворения, домашнего задания.

                                                                     

 

 Ход урока

Слайд №1
1) Организационный этап.

-дыхательная гимнастика

- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. Молодцы!

- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день она начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

II. Введение в тему урока .

Учитель:

-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться  в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.

- произведение П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень»

- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)

-Какие чувства вызвало у вас  произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)

Когда у человека бывает такое настроение?(когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)

-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.

-Что вы представили, когда слушали произведение?

Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства через музыку.

( Слайд № 3)

Композитор выразил своё  настроение и чувства через музыку.

фотограф-фотография

художник-картина

писатель- через слово

Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством  произведений  искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.

( Слайд № 4).
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.

А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….

II. Введение в тему урока .

Учитель :
- Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва

А.Твардовский «Лес осенью»

Ученик 2

Лес точно терем расписной

 лиловый,золотой,багряный.

Весёлой,пёстрою стеной

 стоит над светлою поляной.

И.Бунин «Осень»

Ученик 3

Кроет уж лист золотой

влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А.Майков «Осень»

Учитель:

Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?
- Что объединяет эти стихотворения?
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему.
Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чему будем учиться?

-будем учиться понимать  стихотворение Ф.И.Тютчева

- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать ,изучать биографию- жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Скороходова Соня..


Слайд №6 (Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Сегодня мы это проверим.
Учитель: Слайд №5 (Слова) .
Учитель:
Слушать и слышать произведение и понимать чувства поэта.
Учитель:
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».
III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Видеоролик. Слушание. (На фоне музыки «Времена года. Осень». П.И. Чайковского)
Учитель:
Слайд №

2)Вспомните, какие чувства вы испытали когда ребята читали нам стихи об осени?Сравните их с чувствами которые вызвало произведение Ф.И.Тютчева?

Стадия осмысления.

1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (пометы карандашом)

Учитель:

- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:

 «?»- не понял.

(Учащиеся читают текст).

2) Словарная работа. Слайд № 6.
Учитель :

- Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
(Ученики стараются пояснить их смысл).
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
Учитель:

V. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения

а) Чтение первой строфы учениками
Учитель  :
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
Слайд №10 (Левитан И. И. «Золотая осень»).
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы 
хрустальный, I 
И 
лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:

- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:

- С чем сравнивает поэт день? Прочитайте. «Весь день стоит как бы хрустальный…»  ?

-Этот приём называется сравнение
Учитель:
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он  ?
Ученики: 
- Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
- Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
- Многоточие.
Учитель:
- Почему?
Ученик:
- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».

6. Чтение второй строфы учениками.
Учитель:
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Слайд №11. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).

Где бодрый серп гулял и падал колос, I 
Теперь уж пусто все – простор везде, I 
Лишь 
паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
- В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев.

Прочитайте строчки о серпе-орудии труда.

Учитель:Поэт говорит о серпе как о живом существе.
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
- «Бодрый 
серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья

8. Чтение третьей строфы .
Учитель :
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
3-й ученик :
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Слайд №12.
Учитель:
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Ученики:
1-й ученик:
- Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
2-й ученик:
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Прочитайте эти строки.

Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 
Но 
далеко еще до первых зимних бурь - I 
И льется чистая и теплая 
лазурь 
На 
отдыхающее поле.....II 
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик  :
- теперь уж пусто все.
Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт ?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
Ученик: 
- Бабье лето.

3.Физкультминутка (музыка для релаксации).
Учитель:
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
Учитель :
- Какие чувства вы испытали?
VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
Слайд №16. (Задание для групп).
Задание .
1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
Учитель:
-  В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
XII. Стадия рефлексии. 
2. Физкультминутка. Слайд №18.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все, что Осень Вам прикажет,
Вместе с нею выполняй!
Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Оранжевый - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
VIII.Творческая работа.
Учитель:
- На листочках запишите свои авторские слова, которые вы сегодня нашли для осени(осень-хлюполка, осень-золотинка, осень- лужешлёп и др.)
Анализ работ.
На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята зачитывают свои слова и вывешивают свой листочек на дерево .
Слайд № 19
- Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса……».
IX. Подведение итогов .
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям?

X. Домашнее задание. Слайд № 20.

Выберите домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Попробуем выразить своё отношение через поэтические строчки, которые вы сочините сами и используете те волшебные слова которые вы нашли для осени сегодня .

3.Выбрать другое стихотворение об осени, которое близко вашему сердцу, выучить.

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Открытый урок по чтению в 4 классе ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.2.    Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как с...

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....