Мастер -класс по развитию функциональной грамотности.
материал

Мазитова Салима Амировна

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков функционального чтения у обучающихся начальной школы.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков функционального чтения;

- познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx758.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс.

Тема: Функциональная грамотность как основа успешности учащихся.

Цель:  познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших школьников.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной  грамотности  младших школьников на уроках гуманитарного цикла и  смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.

Оборудование: компьютер, проектор,  листы заданиями  для работы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые слушатели! Я рада сегодня видеть вас на мастер – классе,и мы посвятим его  региону, а какому, вы узнаете, поработав с фото на слайде.

Описание региона в виде фото( Республика  Татарстан фото на слайде)

-Вы, наверняка, поняли, о какой Республике пойдет наш разговор? ( ответы).

- Мы, как граждане своей Республики, должны знать о ней, ее историю, экономику……

-У вас на столе лежит текст, прочитайте его. При чтении будьте внимательными.

В 2020 году республика отмечает 100-летие со дня образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики– Республики Татарстан! Декрет об образовании ТАССР, был подписан 27 мая 1920 года председателем Совнаркома В.И. Лениным. 

Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек – Волги и Камы, г. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от г. Москвы. Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс. га. Максимальная протяженность территории – 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет. В Татарстане веками вместе проживают татары (53,2%) и русские (39,7%), чуваши и удмурты, мордва и марийцы, украинцы и башкиры - всего 173 национальности, 3,8 млн. человек.

- Надеюсь, ваше внимание поможет вам выполнить мое задание. Пожалуйста, переверните лист с текстом. И посмотрите на экран. Вам необходимо дополнить пропуски.

В 2020 году республика отмечает ___________со дня образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики– Республики Татарстан! Декрет об образовании ТАССР, был подписан ______________председателем Совнаркома В.И. Лениным. 

Татарстан расположен на востоке ________________равнины, в месте слияния двух крупнейших рек –______________, г. Казань находится на расстоянии _____________от г. Москвы. Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс. га. Максимальная протяженность территории – 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет. В Татарстане веками вместе проживают __________(53,2%) и ___________(39,7%), чуваши и удмурты, мордва и марийцы, украинцы и башкиры - всего 173 национальности, 3,8 млн. человек.

-Что вам помогло выполнить мое задание?

-Уважаемые коллеги, какой вид грамотности мы применяли, когда выполняли эту работу?(читательская грамотность) вывесить  на доску.

- Города Татарстана красивы и каждый из них можно назвать культурным центром, у каждого своя изюминка.

-Я вам предлагаю поработать с таблицей с городами РТ и с их численностью.

Города Татарстана

Численность

1

Казань

1 205 651

2

Нефтекамск

131 138

3

Набережные Челны

524 444

4

Нижнекамск

235 448

5

Ленинские горки

4 354

6

Бугульма

86 747

7

Елабуга

72 929

8

Заинск

41 046

9

Чистополь

61 110

10

Альметьевск

151 157

- Согласны ли вы, что все города принадлежат к Республике Татарстан? Какие города созвучны?

- Расположите города РТ в порядке уменьшения численности населения (вывести на экран)

Города Татарстана

Численность

1

Казань

1 205 651

2

Набережные Челны

524 444

3

Нижнекамск

235 448

4

Альметьевск

151 157

5

Бугульма

86 747

6

Елабуга

72 929

7

Чистополь

61 110

8

Заинск

41 046

- Знания из какой учебной области вам помогло выполнить это задание? (математическая грамотность)

- Какие города Татарстана интересны для Вас как для туристов, посещающих нашу Республику?

Перечисляют города. На слайд досоприм (Казанскому Кремлю и посетить Благовещенский собор и мечеть КулШариф,  древний город Болгар, остров-град Свияжск, Раифский монастырь, Елабугу,

Устный тур маршрут по Казани  (креативное мышление)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/023f/0000776e-228a3597/img0.jpg

- Жители каких городов имеют возможность чаще посещать Казань и с какой целью, почему?

-Но сегодня я предлагаю Вам отправиться на экскурсию в г.Казань, а именно в Национальный музей РТ и выставочный зал «Эрмитаж-Казань». Зная цену, можем рассчитать,какие финансы нам потребуются. Сравните, какой музей нам выгодно посетить.

(работа с таблицей по прейскуранту)

1гр. Рассчитать стоимость на семью ( 2 детей, 2 взрослых)

2 гр. Рассчитать стоимость группового посещения

ПРЕЙСКУРАНТ НА УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ГБУК НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

детский

взрослый

группа

100 р.

200 р.

До 10 чел. 1500 р.

Прейскурант цен на услуги, оказываемые Выставочным центром «Эрмитаж-Казань»

детский

взрослый

группа

150 р.

250 р.

До 10 чел. 2000 р.

-Уважаемые коллеги,какой вид грамотности мы применяли, когда выполняли эту работу? (финансовая грамотность)

В ходе мастер-класса мы рассмотрели варианты заданий на формирование читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, креативного мышления. Каким понятием их можно объединить? (функциональная грамотность)

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 

Большое спасибо за активную работу. в заключении мне бы хотелось понять на сколько было вам комфортно, интересно и полезно. Я предлагаю вам 2 необычных отзыва на мой мастер-класс. Постарайтесь их понять и определиться с выбором, какой бы отзыв вы мне отправили.

  1. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/920263/pub_5df4d14be6e8ef00ad68a318_5df4ef52bd639600b47a2615/scale_1200http://www.xn-----7kcahesdrlzguhmhpkun9eul.xn--p1ai/serdce_detym/gladunova/piktogramy/piktogramma_metodicheskie_materialy.png

https://img5.lalafo.com/i/posters/original/41/4a/35/f519cbe1605b72db1cfd58aa46.jpeghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1881575/pub_5cf8cde3253cb300aec639f8_5cf8cdfde77f2e00b01cc453/scale_1200

https://fb.ru/misc/i/gallery/64890/2256634.jpghttps://center-region.com.ua/images/otnositelnye-ogranicheniya-dlya-primeneniya-kfs.pnghttps://pbs.twimg.com/media/DtGpVOwXcAAfzDT.jpg:largehttps://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/13/09/04/question-2309040__340.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...

Мастер-класс "Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка"

Языковая грамотность - стремление к развитию чувства языка, совершенствованию языковой культуры; целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных кон...

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий ВПР по математике»

Мастер-класс. «Формирование навыков функциональной грамотности на примере заданий  ВПР по математике»...