Рекомендации для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Степовик Мария Игоревна

Данный материал будет полезен для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха

1. Понимании речи учителя детьми. Часто ошибочные ответы или затруднения в ответах детей — это непонимание инструкции, непривычная формулировка вопроса, незнание требований педагога. Проверить, как понятно задание: не задавать вопросов: «Понял?», «Понятно?». Не верить односложным ответам школьников «Да» и «Нет». Потребовать раскрыть, что значит «Да», что скрывается за «Нет». - Попросить повторить инструкцию полностью или фрагментарно. Задавая вопрос, обязательно требовать его повторения вслух. Во время монолога следить за тем, насколько ученик понимает. Время от времени просить повторить слова.

2. Речевое поведение. 

 Всегда располагаться лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание человека с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он посмотрел. Всегда смотреть в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним (и во время говорения, и во время слушания). Сразу повторять вслух его слова, как эхо, особенно, если он задает вопрос. Ответ на вопрос ребенка начинать или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вопроса вслух. Во время говорения не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ученику или к классу. Реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должны быть понятны или немедленно объяснены глухому человеку. Быть к собеседнику доброжелательным, не высказывать своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием речи учителя. Нужно овладеть способами оперативной помощи ему во время беседы или урока: повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов; переставить слова во фразе; заменить то ли иное слово без изменения смысла фразы; написать ключевое или не понимаемое слово; написать всю фразу.

Учитель должен:

  •  посадить ребенка за первую парту;
  • не поворачиваться спиной к обучающемуся;
  • чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
  •  проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
  • разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Педагог должен помочь ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, постараться подружить его со сверстниками. Важно избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справиться сам.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось им не понято. Оставленное без внимания хотя бы небольшое непонимание нового материала ведет к недопониманию последующих разделов учебного предмета. Школьника со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.

В случае, когда впервые проводится новый вид работы, и неслышащий ребенок не понял, что надо делать, педагог (если у него нет времени повторить объяснение) может дать ему возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации ребенка с нарушенным слухом нельзя вызывать для ответа первым.

Уроки русского языка наряду с решением традиционных задач должны иметь коррекционную направленность. Прежде всего, на этих уроках можно работать над грамматической правильностью речи, нарушения которой столь характерны для данного контингента детей. Надо только немного изменить обычные языковые упражнения, которые ученики выполняют по учебнику

Рекомендации к урокам русского языка:

  • ученика начальных классов нецелесообразно перегружать формально-языковыми упражнениями (поиски орфограмм в словах, грамматический разбор по членам предложения и частям речи, заучивание правил, подчеркивание готовых словоформ или морфем в слове и т.д.);
  • учитель должен стремиться к тому, чтобы «заставить» такого ребенка как можно больше упражняться в составлении словосочетаний, предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы посредством индивидуальных заданий. Это будет способствовать упорядочиванию, корректированию и закреплению у ученика навыков грамматически правильной речи.
  • на уроках русского языка, не отступая от программы, учитель должен уделять внимание коррекции звукобуквенного состава слов у плохо слышащего ребенка. Учебник предоставляет для этого достаточные возможности. Надо только знать, какие конкретные ошибки чаще всего делает на письме ученик, и постоянно давать ему соответствующие задания, используя при этом словарь упражнений из учебника. Задания такого рода могут выполняться ребенком ежедневно в виде короткой письменной «зарядки».

На уроках чтения тактика по отношению к детям с недостатками слуха тоже должна быть достаточно гибкой. Такой ребенок не всегда может сразу продуктивно включиться в работу над литературным произведением, особенно большого объема. У него возникают как чисто языковые проблемы (непонятные слова, непонятные грамматические конструкции), так и проблемы понимания смысла отдельных частей текста, диалогов, описаний и т.д. Чтобы по возможности сгладить эти трудности на уроке, ребенку надо обеспечить опережающую подготовку дома. Однако разбирать по учебнику рассказ с помощью родителей накануне урока вряд ли целесообразно, так как в школе он будет откровенно скучать. Полезно читать в ярких иллюстрированных книжках сказки, стихи, рассказы, которые потом встретятся в учебнике. Если ребенок никогда раньше не читал, не слушал или не видел экранизацию сказки, с которой предстоит работать в классе, его надо еще до начала работы познакомить с содержанием этой сказки, заострив внимание на ключевых словах и характерных речевых оборотах. Нельзя сводить дело к пословному толкованию текста, т.е. к объяснению каждого отдельного слова; ребенка надо учить контекстному пониманию, когда он выводит общий смысл не столько из отдельных слов, сколько из их связей друг с другом, из их повторения в последующих предложениях.

На уроках математики для таких детей специфически трудным является понимание словесного условия задачи. Стоит проверить, как он понимает ситуацию, описанную в задаче (не математическую, а житейскую). Он может не понять именно житейского содержания текста и оттого неправильно решить задачу. Достаточно часто ребенку приходится иметь дело с текстом задачи, в котором есть неполные предложения с пропущенными членами. В этом случае тоже сначала надо убедиться, все ли ясно ему в таком тексте.

Особо следует сказать о словах и словосочетаниях задачи, несущих математическую нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на... — меньше на... и др.). Эти понятия достаточно сложны, поэтому лучше начать их с учеником до того, как весь класс приступит к решению соответствующих текстовых задач. Отрабатывать их надо не путем опережающего решения задач, а с помощью наглядно-действенных упражнений.

Педагогу следует чаще встречаться с родителями ребенка, имеющего нарушенный слух, информируя их как об успехах их ребёнка, так и о затруднениях. Целесообразно в специальную тетрадь записывать задания, с которыми ребенок не справился, слова и фразы, значения и смысла которых он не знает, не понял или произносит неправильно. Эти записи родители используют в занятиях с ребенком дома.

В массовой школе по разным причинам могут оказаться разные дети: как дети, подготовленные к занятиям в коллективе слышащих, так и те, которые не готовы к такому обучению. Нередко в массовой школе можно встретить неслышащих детей, не владеющих фразовой речью, невнятно говорящих, плохо понимающих обращенную к ним речь взрослых и детей. Эти дети поступают в массовое учреждение без рекомендаций специалистов. Происходит это чаще всего потому, что родители не могут или не хотят отдать ребенка в специальное интернатное учреждение. Такой ребенок нуждается в особом внимании педагогического коллектива. С одной стороны, необходимо оказать ему коррекционную помощь в максимально возможном объеме (с привлечением учителей-дефектологов, организацией дополнительных занятий, совместной работой с родителями), с другой — объективно оценивать возможность его дальнейшего обучения в условиях массовой школы. В случае, если, несмотря на оказываемую ему помощь, неслышащий школьник все же не справляется с программой, нужно своевременно и настойчиво ставить перед родителями вопрос о том, что в интересах ребенка необходим перевод его в специальное учреждение, где будет обеспечена адекватная коррекционная помощь, включая индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....

Как расширить словарный запас ребенка с нарушением слуха

В данном материале даны рекомендации для родителей детей с нарушенным слухом....

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухомПочему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или д...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом

Проблема активизации познавательной деятельности решается в педагогике в нескольких направлениях: совер­шенствование организационных форм обучения, развитие активности учащихся при получении новых зна...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Какую роль играет семяь в воспитании ребенка с нарушением слуха. Как родители могут помочь своему ребенку....

Если в вашей семье появился ребенок с нарушением слуха

В статье раскрываются стадии родительского стресса....