Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему

Утина Светлана Владимировна

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме

« Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне» 1 класс

Цели урока:

-дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных с приходом весны, показать связь этих изменений с изменениями в неживой природе и мире растений;

-познакомить учащихся с художественными текстами описательного характера, их особенностями;

-формировать умение грамотно пользоваться книгой: учить находить в тексте рисующие слова, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

-вырабатывать внимание и наблюдательность, умение слышать и слушать товарищей.

Оборудование

1. Рисунки детей с изображениями птиц.

2. Магнитофон. Кассета с записью мелодии из передачи «В мире животных».

3. Мультимедийный проектор. Диск CD-R с презентацией

         

                                    ХОД УРОКА

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

(Звучит музыка из передачи «В мире животных».)

Учитель.

- Добрый день, дорогие участники и гости передачи   « Диалоги о природе»! Мы рады видеть вас у  нас в студии. Вместе со мной сегодня передачу будет вести Денис Писцов. Слайд 3

( Входит Денис)

- Светлана Владимировна, вы сегодня хорошо выглядите!

-Спасибо, Денис. Весна! И тема нашей  передачи тоже связана с этим временем года : « Весенние изменения в природе»  

Ведущий ( Денис).  Разрешите представить наших  участников: эксперты орнитологи .  краеведы, художники.

 Учитель.  Наблюдения за изменениями  в природе ведут и наши специальные корреспонденты. С ними мы выйдем на связь чуть позже.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,        

В дом свой, улей, пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

 Учитель. Ребята, как изменилась погода с приходом весны?

( Ярче светит солнце, на небе меньше облаков выше стала температура воздуха)

Давайте прочитаем , как описывают наступление весны русские поэты и писатели.

1.Чтение рассказа И.С. Соколова- Микитова « Весна–красна» и стихотворения А.К. Толстого « Вот уж снег последний в поле тает»

Учитель. О  каких весенних приметах рассказывают авторы?

( Солнце светит ярче и жарче)

-А что общего в описании весны у этих авторов? ( Таяние снега) Прочитайте.

Дети:  У Толстого А. К.: «Вот уж снег последний в поле тает»

У Соколова-Микитова И.С. « На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля»

 Учитель. Какой текст вам больше понравился?

2 Чтение стихотворения учащимися. Поиск слов, рисующих приметы весны. Анализ текста и сопоставление его с картиной А.А. Мухина

« Последний снег».

 Учитель. Прочитайте  стихотворение. Какие слова рисуют весеннюю картину?  Слайд 4

А теперь давайте сравним текст стихотворения и картину А. Мухина. Можно ли этой картиной проиллюстрировать текст?

( Я думаю ,что да. Толстой говорит о последнем снеге. И картина называется «Последний снег»)  Слайд 5

- А как Толстой описывает землю? ( Он говорит, что « теплый пар восходит от земли». Земля теплая, потому что, когда снег тает, земля становится влажной, а солнышко ее пригревает, и влага испаряется.)

- Ребята, а теперь посмотрите на картину, как художник изобразил на ней теплую землю. Он взял мягкие пастельные тона и нарисовал почву, покрытую прошлогодней травой, сквозь которую пробивается нежная зелень. Вся картина наполнена светом и теплом.

- А теперь снова обратитесь к тексту. Что же вы еще увидели в тексте?

 ( Первый весенний цветок. Он синий похож на кувшинчик. Слайд 6

В небе тянется клин журавлей. Они курлычут-зовут друг друга. Они радуются весне, приветствуют родные места) Слайд 7

- А теперь прочитайте  второе четверостишие. Что вы видите?

( Я вижу « юный лес»,« в зеленый дым одетый»)

- А почему он юный и что за зеленый дым? Слайд 8

- Посмотрите на картину Мухина. Как художник изобразил деревья?

 (На них еще нет листьев, но это уже не зимние деревья: набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки. Художник изобразил это явление в природе нежными мазками, и лес, словно прозрачной зеленой дымкой окутан.)

- А каким чувством  проникнуто стихотворение? Из каких слов вы это узнаете?

( Радостным. Об этом говорится в последних строках)

- Как вы думаете, с каким настроением А. Мухин создавал картину? Нравится ему весна?

- Верно. И художник, и поэт передают в своих картинах радостное настроение, они любуются природой.

Учитель. Сейчас мы вынуждены прерваться к нам на связь вышел специальный корреспондент. Слайд 9

Кор-т: Ребята, я сейчас нахожусь в березовой аллее у школы, все здесь наполнено дыханием весны. У меня к вам вопрос: « А какие изменения  происходят в жизни деревьев весной?

(Набухают и лопаются почки, на некоторых деревьях появляются пуховки и сережки) Слайд 10

3 Изучение изменений в живой природе

Ведущий (Денис) Ребята, а какие загадки, пословицы и поговорки о весне вы знаете?

Весна днем красна (т. е. не сплошь).

Весна красна, на все пошла.

Весна красная, а лето страдное.

 Как не злись метелица, всё весной повевает.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Весною день упустишь, годом не вернешь. Слайд 11

 Ведущий ( Денис). А я знаю вот какую поговорку: « Прилетел скворец , и зиме конец». Слайд 12

Учитель.  Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной из теплых стран?

( Перелетные)

- А почему птицы осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются?

На этот вопрос я попрошу ответить наших экспертов орнитологов.

   Выступление детей

 ( С наступлением холодов птицам не хватает еды, и, чтобы не умереть от голода, они улетают в теплые края, а с наступлением весны земля оттаивает, появляется много насекомых и другой пищи. Птицы возвращаются)

Расскажите, где строят гнезда перелетные птицы?  Слайд 13

Какие важные изменения происходят весной в жизни птиц?

Почему именно весной птицы выводят птенцов?

( Тепло и много корма)

                                           Физминутка

 В традициях разных народов много обычаев связано с птицами.

Об этом мы попросим рассказать наших краеведов.

( Выступление детей)

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.        А.С. Пушкин

Краевед:  На Руси было принято выпускать на волю  птиц, пойманных осенью. В старые времена отопление было печное, и часто  были случаи отравления угарным газом. Птицы быстро реагируют на угарный газ и оповещают своих хозяев об опасности. Весной печи переставали топить и птиц выпускали.

Девушек и женщин на Руси называли «лебедушками», « павами» сравнивая их с красивыми величавыми птицами.

Учитель. У нас опять прямое включение. Слайд 14

Корреспондент: Ребята, угадайте, кого я встретила в лесу?

Пушистый хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это ...

(Белка.) Слайд 15

Вопрос

 Какие изменения происходят весной в жизни животных?

Учитель:  Какие животные меняют окраску? Слайд 16

( Зайцы и белки меняют окраску)

Учитель : Какие пробуждаются от зимней спячки?

( Медведи, ежи, еноты) Слайд 17

Дети: Весной у всех животных появляется потомство.

4.Подведение итогов Слайд 18

Учитель: К сожалению, наша передача подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Какие изменения происходят весной в неживой природе? Чем вызваны эти изменения?

-Какие произведения о весне прочитали?

- Какие изменения происходят весной в живой природе?

- Почему весной запрещена охота на зверей и птиц?

- Почему у большинства зверей именно весной появляются детёныши?

(С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.)

5.Домашнее задание

 На этом наша передача закончена. Ждем ваши рисунки с изображением диких животных и их детенышей, также рассказы о них.   Слайд 19

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенние изменения в природе и литературные и художественные произведения о весне

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению . 1 класс...

Весенние изменения в природе. Урок по окружающему и литературному чтению во 2 классе.

Подробный конспект урока с использованием современных образовательных технологий....

Презентация "Весенние изменения в природе"

Цель презентации "Весенние изменения в природе"познакомить учащихся с весенними изменениями в природе нашего края....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Конспект урока по окружающему миру «В гости к весне. Весенние изменения в природе» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «В гости к весне. Весенние изменения в природе»Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе.Планируемые результаты:...