«Стояли со взрослыми рядом...»
классный час по окружающему миру (2 класс) по теме

Кольцова Людмила Петровна

Внеклассное мероприятие   посвещенное  детям блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stoyali_so_vzroslymi_ryadom....doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Стояли со взрослыми рядом...»

Посвящается детям блокадного Ленинграда

Выполнила:

Кольцова Людмила Петровна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

ГБОУ СОШ № 89

Калининского района

Санкт – Петербург, 2012

Мероприятие проходило с учениками 2 класса, в системе военно - патриотического воспитания.

Цели и задачи:

  1. Раскрыть героические страницы самоотверженной борьбы советского народа в самой тяжелой войне;
  2. Раскрыть мысль о том, что борьба против гитлеровской Германии была борьбой не только за будущее советского народа, но и всего человечества, советский народ вел справедливую борьбу;
  3. Показать мужество и высокое чувство долга и ответственности каждого гражданина за судьбу своей страны в самый острый момент своей истории;
  4. Умение анализировать и сопоставлять факты, прослеживать и выстраивать исторические цепочки из прошлого в настоящее;
  5. Воспитывать восхищение мужеством и героизмом советских людей, чувство горячей любви к Родине.

Подготовительная работа:

  1. Собрать и оформить выставку о блокаде Ленинграда.
  2. Узнать, кто из близких родственников учеников жил в блокадном городе.
  3. Изготовить на уроках художественного труда поздравительные открытки.
  4. Оформить стенгазету «900 блокадных дней».
  5. Выучить стихи о блокаде.
  6. Написать приглашения на праздник.

Оборудование:

  1. На красной ткани 125г хлеба.
  2. Коптилка.
  3. Медаль «За оборону Ленинграда».
  4. Блокадные карточки.

Технические средства:

  1. Запись – Лазарь Маграчёв «Вызываем прошлое на себя» (метроном, отбой, обстрел, тревога, голос Лазаря Маграчёва).
  2. Д. Шостакович «Ленинградская симфония. Нашествие».

Ко дню Снятия Блокады в 1 классе прошли:

  1. Встреча с ветеранами – блокадниками (бабушками учеников).
  2. Возложение цветов к памятнику Матери – Родине на Пискаревском кладбище.
  3. Вручение подарков, сделанных своими руками на уроке художественного труда.

Дети 7 лет активно принимали участие в подготовке к поздравлениям: старались аккуратно выполнить поздравительные открытки. Внимательно слушали рассказы и задавали вопросы ветеранам. Решено было проводить такие встречи ежегодно в январе месяце.

Горит коптилка, звучат воспоминания Л. Маграчёва. Звучит музыка Д. Шостаковича. Ученица читает дневник Тани Савичевой. На плечах у нее, серый  шерстяной платок. (Яковлев Ю.  «Девочки с Васильевского острова», стр. 10,12,15,16)

Рассказ продолжает ученик:

«В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе красный бор создали детский дом. Его работники и жители села отдавали маленьким блокадникам все тепло души. И дети постепенно крепли, набирались сил. Только Таня Савичева не поправлялась. Её перевели в детский дом санаторного типа, потом в районную больницу. За жизнь девочки, как могли, боролись врачи. Но здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти ее не удалось. Она умерла 1 июля 1944 года».

-Таня Савичева и её дневник стали символом ленинградской блокады. Имя этой девочки знает весь мир. Ученые астрономы открыли новую планету и назвали её «Таня» в память о Тане Савичевой.

Учащиеся читают стихи С.Я. Маршака «Детям Ленинграда».

1.Нет ребят на свете доблестней, чем вы.

Юноши и дети с берегов Невы.

Я встречал вас в школах, в парках и садах,

На катках веселых, в дачных поездах.

2.Но настало время юношам страны

Разделить со всеми честь и труд войны.

Караулить склады, разгребать снега

Строить баррикады на пути врага.

3.На чердачной балке ночью сторожить.

Вражьи зажигалки на дворе тушить.

Помощь и отрада боевой семьи

Дети Ленинграда – земляки мои.

-О многих делах маленьких жителей блокадного Ленинграда мы читали. С кем же мы познакомились? Вспомним книгу  Карасевой «Маленькие ленинградцы» (ответы детей)

-Сережа Лавриков – нянчил двоих детей, окна бумагой заклеивал, следил за затемнением, воду и песок на чердак таскал, тушил зажигательные бомбы.

-Вовка – тушил зажигательные бомбы, помогал почтальону (у него сердце больное, а у Вовки доброе и молодое), снег убирал, 30 лампочек – коптилок сделал и соседям раздарил.

-Таня – спасла соседа своего – маленького Вальку во время обстрела.

-Кира – растит маленькую Леночку после смерти ее мамы, спасла ее.

-Какие же черты присущи этим ребятам? Вспомним разговор этих ребят с корреспондентом: «Охота вам писать о самых обыкновенных ребятах. Вы бы лучше поискали настоящих героев. В Ленинграде их много».

Скромность, самопожертвование, доброта, скромность, сила воли, верность дружбе, желание принести пользу, любовь к Ленинграду, к Родине.

Учитель: «Их никто не заставлял, не посылал, они иначе жить не моги – в этом их подвиг. Жить не для себя, а для людей, которым нужна твоя помощь. Поговорим о рассказе Н. Ходзы «Ёлка». Вспомним его героя»

Учащиеся коротко передают содержание рассказа.

-Какими словами заканчивается рассказ?

«Никогда мне не совершить подвига...никогда».

-А на самом деле Генка спасает своего друга, спасает ему жизнь. Какие слова все время звучат в ушах у него?

 «Принесешь да? Тогда я не умру, не умру»

-Из последних сил он поднимается по лестнице и несет жизнь своему другу. Назовите черты характера Генки? (ответы детей)

-А о чем повествует рассказ Успенского «Зажги огонек»?

Учащиеся передают главный эпизод рассказа: «Письмо у огонька: «Дяденька (или тетенька) зажги огонек! Если прикуришь, положи лучинку назад, их трудно доставать. А, если пойдешь наверх, свети себе: на третьем этаже провал».

-Эти ребята у многих оставили свой след в душе. Своими поступками они призывают нас, идя по жизни – зажигай огоньки, твори доброе. Дети помогали взрослым, как могли. 13-14-летние работали на заводах, изготавливали оружие, сменяли у станка своих погибших родителей.

-В 1942 году учреждена медаль «За оборону Ленинграда» 15 000 пионеров и школьников награждены, этой медалью.

-В этих ужасных условиях блокады школьники продолжали учиться. 39 школ Ленинграда работали в самые тяжелые дни без перерыва. Холод, голод. Занятия прерываются бомбежками. Занимались в бомбоубежищах. Чернила замерзали от холода. А дети учились лучше, чем в мирное время. Стыдно было плохо учиться. Вот как пишет об этих днях ученица блокадного Ленинграда. (Дети читают стихи)

1.Ветер зло в окно стучится,

В классе холодно до слез.

Мерзнут руки в рукавицах.

Мерзнут ноги, мерзнет нос.

Ты сидишь при тусклом свете,

Молча слушаешь урок

И мечтают об обеде –

Ученик и педагог.

2.Сету времени не знаешь

Утекает, как вода.

С благодарностью съедаешь

Суп холодный иногда.

Дома тоже дел хватает –

Нужно воду принести

И хоть руки замерзают

Постирать и подмести.

3.Только сядешь за уроки

Через несколько минут

То обстрелы, то тревоги

От занятий оторвут.

-И еще об одно книге  мы должны вспомнить. Кто такая Тамара Самсонова? Правильно, героиня книги Ю. Яковлева «Балерина политотдела» (Чтение отрывка, стрь.43,44.)

«Ах, Тамара, Тамара! Она не просто танцевала на маленькой, наспех утрамбованной площадке, она бросила вызов войне. Сотни родных и чужих глаз смотрели на нее. Не было на этом пятачке ни одной живой травинки, деревца, по всему плацдарму огненным валом прошла смерть, но была она – танцующая девушка, балерина политотдела. Она стала символом неистребимой жизни, во имя которой стоило держать, этот чертов пятачок и, не отступать.

«Пляска смерти» - так назвал этот танец пленный немец.

«Пляска жизни» - назвали его наши бойцы».

-Что заставило Тамару идти под огонь? (ответы детей)

Дети читают стихи В. Азарова «Память»

1.Вам, мальчики и девочки блокады

Кому уже сейчас за пятьдесят.

Судьбы уроки повторять не надо.

Они в сердцах и в памяти горят.

2.Вы их узнали в детстве, на плакатах:

«Умрем, но Ленинград не отдадим!»

Вы погружали в лед огонь булата,

НА смену приходя отцам своим.

3.Вам, что служили матери – отчизне

Под бомбами, со старшими в ряду.

Цветок поставлен на Дороге жизни

И памятник в Таврическом саду.

-Так чему же нас учат мальчики и девочки блокады?

1.В осеннем тумане, в январском снегу.

Стоит Ленинград на морском берегу.

С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто всплывает в широкий залив.

2.Здесь вспыхнула нашей свободы заря

И город зовут колыбель Октября.

В блокадные дни, под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался наш город врагу.

3.Здесь гордые, смелые люди живут

И славится всюду их доблестный труд!

               

Используемая  литература

  1. Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде/ О.Ф.Берггольц.-Л.: Лениздат, 1992.-35c.
  2. Блокадной памяти страницы: Поэтический сб. Вып. 2./ Сост. М.М.Рыбальченко, Н.Я.Спиридонова, О.Н.Тюлева.- СПб, 2002.-107 с.
  3. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова, В.Н.Суслов.-Л.: Дет.лит., 1984.-206c.: ил.
  4. Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов/ Ю.П.Воронов.-Л.: Лениздат, 1986.-152с.: ил.
  5.  Дети города-героя. – Л.: Лениздат, 1974.
  6. Дудин М.А. Песня Вороньей Горе: [Весь Ленинград как на ладони]// Дудин М. Рубежи: Поэмы/ М.Дудин.-Л.: Худож.лит., 1975.-С.55-56.
  7. Карасёва В. Маленькие ленинградцы. – М., 1969.
  8. Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. – Л.: Лениздат, 1985.
  9. Невский проспект в дни войны и мира. – Л., 1970.
  10. Петров Г.Ф. памятник скорби и славы. – Л.: Лениздат, 1986.
  11. Стояли со взрослыми рядом... Л.: Лениздат, 1085.
  12. Ходза Н. Дорога жизни. – Л., 1974.
  13. Яковлев Ю. Балерина полит - отдела. – М., 1977.
  14. Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова. – М., 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Классный час "Стоит ли смеяться?"

Классный час для учащихся младших классов. Данное материал научит детей задумываться над своими поступками, ценить своих друзей, уточнит понятия: "что такое хорошо"и "что такое плохо"....

Творческая работа учащихся.Сказка в стихах для детей и не очень взрослых взрослых.

Лучшая творческая работа «Телевизор – мой друг, телевизор - мой враг».Сказка в стихах для детей и не очень взрослых взрослых. Авторы Журавлёва Елена Ивановна(мама Журавлёвой Полины )...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми? Профессии взрослых».

Цель: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка, необходимость выбора профессии....

"Школа для взрослых" (Из опыта работы в школе для взрослых в психоневрологическом интернате)

laquo;ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ)Аверьянова Любовь Андреевна, Тулисова Ирина Валерьевна,Тулисова Дарья Андреевна, Чоботарская Олес...

Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час 3-4 класс на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?...