Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект сопровождается презентацией и технологической картой. Содержит практическую работу, создание коллективного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_poyavilas_odezhda.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, 1 класс
Тема: Когда появилась одежда?
Цели деятельности педагога: познакомить с историей создания одежды, с разнообразием современной одежды; национальными особенностями одежды русского народа, воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Тип урока: изучение новых знаний.

Задачи урока:
-  познакомить первоклассников с историей одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.

1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД 
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

• действовать по инструкции;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• сличать результат действия  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об истории появления одежды и типах одежды в зависимости от природных условий и её назначения;   логические – осуществление поиска существенной информации( из рассказа учителя, родителей, из собственного опыта, рассказов, из учебника)



4.Коммуникативные УУД 
Школьник учиться:
• слушать и слышать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты:

Познакомятся с краткой историей возникновения одежды

Научатся различать типы одежды в зависимости от её назначения.

Получат возможность научится подбирать одежду для разных случаев; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре и группе используя представленную информацию для получения новых знаний.

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;

- ноутбуки

- презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»;
- мультимедийное приложение к учебнику;

- инструкции для проектной деятельности;

- образцы тканей клей, вата, увеличительное стекло, ножницы, клей;

Организация урока:

 

  1. Орг. -мотивационный  момент.

Ребята,давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!

2. Актуализация знаний

Просмотр фрагмента м/ф «Вот какой рассеянный»

-Какие слова из одной группы прозвучали в этом стихотворении?

-Возьмите карточку. Прочитайте слово. Загляните в карточку к соседу рядом, впереди. Работают только глазки. Язычок понадобится потом. Попробуйте предположить, какая будет тема сегодня на уроке. (одежда)

-Ребята, а что не умел делать  человек Рассеянный? (он не мог правильно подбирать одежду)

- А вы, ребята, всё ли знаете об одежде?

Просигнальте пальчиками, знаете ли вы… (инсерт)

  1. Что такое одежда?
  2. Из чего её делают?
  3. Когда появилась одежда?
  4. Изменялась ли одежда с течением времени?
  5. Почему мы так много меняем одежды?
  6. Как по одежде узнать, чем человек занимается?

3. Постановка темы и целей урока.

Видите, не на все вопросы мы знаем ответ. Поэтому на уроке мы попробуем ответить на них и во всём разобраться. И главный из них – Когда появилась одежда? Это и есть тема урока.

-А какие задачи мы поставим перед собой?

Это Сундук Идей. Сюда мы сложим все наши ответы на этот вопрос. Ответ начинайте со слов «будем учиться…»

- будем учиться отвечать на вопросы об одежде;

- будем учиться анализировать и думать;

- будем учиться слушать и слышать;

- будем учиться дружно работать;

- будем учиться работать по плану;

- будем учиться оценивать себя и других;

- будем учиться уважать мнение других.

Итак, мы знаем зачем должны действовать. Теперь покажем, как мы будем действовать.

4. Изучение нового материала.

Давайте попробуем предположить,

Что может одежда, как мы, говорить.

О чём бы она нам тогда рассказала?

Историй занятных, должно быть, немало

Про все времена и обычаи знает…

Пускай поскорее рассказ начинает.

1 ученик.

 Итак, начинаем рассказ об одежде.
Заглянем мы в разные времена.
Расскажем о той, что нужна была прежде,
И как изменилась сегодня она.

- Что это за люди, ребята? (первобытные люди)Что надето на них? (шкуры животных, листья)

– Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега.

В те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья . Первую одежду люди находили для себя в окружающей  природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев. Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать. И до сих пор мех и кожу используют в одежде. Кроме шкур, материалом кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали маслом и раскрашивали. Охотники и рыболовы использовали для изготовления рыбью кожу, птичьи шкурки.

2 ученик.  

Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
А каждый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.

– Рассмотрите рисунок. Из чего сделана одежда этого человека?
-Шло время… Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани изо льна и хлопка, научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани.

 Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?. Сейчас мы узнаем тайну  тканей!

Практическая работа

-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью нашего помощника лупы.

-Какой секрет у всех тканей? ( все нити у тканей крепко держатся друг за друга)

-Кто же их переплел?(ответы учеников)

-Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок!

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только  очищенный. Волоконца у хлопка  ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.


А знаешь, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!
Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из  волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

-Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур переоделся в ткань.    

3 ученик.

Греция, Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.

– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.

– Шло время, одежда менялась.

– В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.

 4 ученик.

Богатая дама звалася придворною.
Пышные платья с отделкой узорною.
Если б не эти наряды, как знать,
Сумели бы даму отличить и узнать?

Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.

5 ученик.

Костюм мушкетера: шпага и шпоры,
с перьями шляпа, но просим учесть:
не только костюм украшал мушкетера,
его украшали отвага и честь.

 – Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?

 – У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая  одежда называется национальная.  

– Какая национальная одежда у русских? Попробуйте определить, где их национальные костюмы?

– В нашей стране люди тоже носили разную одежду. Большая часть жителей Древней Руси занималась земледелием. Крестьяне носили одежду удобную для работы. Ткани они делали сами и одежда называлась домотканая. Умели прясть шерсть, вязать. Одежду украшали вышивкой. Ткани красили отварами коры, листьев растений.

А сейчас … и … нам расскажут об одежде наших предков. (ребята в костюмах)

– Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а поверх надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрея. В основном одежда была украшена вышивкой. Для украшения нашивали ленты, бусины. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей. Их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны
были появляться без головного убора

 – Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Наши далекие предки считали, что одежда оберегает от злых духов. Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим покроем и украшением. Украшением чаще всего служила вышивка. Были рубахи повседневные и праздничные.

– Женщины зимой носили шубы, платки.

- Мужчины – овчинный тулуп, шапку.

– Обувь была различная: носили сапоги, но в основном лапти. Лапти плели из тонкой части липовой коры – лыка. Из полосок лыка настоящие мастера могли сплести лапти, которые даже в дождливую погоду не промокали. Ноги обматывали куском ткани и обвязывали веревками. Лапти носили бедные люди.

И вот мы добрались до нашего времени , до современности . Расскажите в какой одежде мы ходим?

-Современная одежда очень разнообразна. Но всю её можно разделить на несколько групп или стилей.

Работа в парах.

Соединить картинку и название группы.  

-На какие группы можно разделить одежду? (деловая, рабочая, спортивная, домашняя, профессиональная(форменная) )

Самопроверка.

5. Проектная работа. Закрепление.

- А сейчас наш класс превращается в модельное ателье. Мы будем выполнять задания и у нас получится книжка-раскладушка «Наша одежда»

Разделимся на группы.

Игра « Школа разведки»

  1. У командира панамка.

(шуба, шапка, панамка, платье, куртка)

  1. У командира кепка МЧС

(Белый халат, каска, фуражка, пиджак)

  1. У командира

(сарафан, рубаха, лапти, кокошник)

  1. У командира

(футболка, кеды, спортивные штаны, спортивная кофта)

5.

(щётка, порошок, иголка с ниткой, валик)

Отделы нашего модельного ателье:

  1. Сезонная одежда
  2. Профессиональная одежда
  3. Национальная одежда
  4. Спортивная одежда
  5. Отдел ухода за одеждой.

  1. Сезонная одежда.

Инструкционная карта.

  1. Рассмотри картинки с предметами одежды.
  2. Распределите предметы одежды по группам: «осенняя, зимняя, весенняя, летняя»
  3. Наклей картинки в табличку.

Дополнительное задание. Найдите ошибку.

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
(Сандалии – летняя обувь!)

  1. Профессиональная одежда.

Инструкционная карта.

  1. Рассмотрите  картинки.
  2. Определите по костюму профессию человека.
  3. Подберите для каждого костюма картинку с  недостающим предметом одежды.
  4. Наклей.

У каждого дела запах особый,

В булочной пахнет тестом и … (сдобой),

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей … (доской).

Пахнет маляр скипидаром и …(краской),

Пахнет стекольщик оконной … (замазкой).

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - … (лекарством) приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).

- Какая профессиональная одежда здесь прозвучала? (халат доктора)

  1. Национальная одежда.

Инструкционная карта.

  1. Рассмотри картинки с предметами одежды.
  2. Подбери для куклы-девочки русскую национальную женскую одежду.
  3. Наклей.
  4. Подбери для куклы-мальчика русскую мужскую национальную одежду.
  5. Наклей.

Бабушкины руки.
Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Это чей сарафан
Белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки!

4. Спортивная одежда.

Инструкционная карта.

  1. Рассмотри картинки.
  2. Узнай по одежде, каким видом спорта занимается спортсмен.
  3. Подбери для каждой картинки  свою подпись.
  4. Наклей.

Я – спортсмен-легкоатлет,
Мне исполнилось семь лет,
Я хожу на тренировки,
Чтобы сильным стать и ловким.

Пресс качаю, отжимаюсь,
Приседаю, наклоняюсь,
Тренирую мышцы ног,
Чтоб быстрее бегать мог,

Бегаю и прыгаю,
Тренажеры двигаю...
Спорт – тяжёлая работа:
Майка мокрая от пота.

5. Отдел ухода за одеждой.

Инструкционная карта.

  1. Прочитай карточки с предложениями.
  2. Выбери из них те, которые говорят о том как нужно правильно ухаживать за одеждой.
  3. Наклей эти карточки на основу.

Петя в новеньких штанах
Побежал гулять чуть свет,
А до вечера они
Постарели на пять лет!
Петя наш не виноват –
Забор  под грушей сучковат!

  1. Подведение итогов.

Презентация книжки-раскладушки.

Итак, мы увидели, сколько много одежды меняет человек. А почему? ( Наша одежда зависит от погоды, от занятий) Чтобы одежда служила долго, за ней надо ухаживать.

  1. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь. Стр. 16. № 2, 3

7. Рефлексия.

На доске висит сундук. А на вашем столе лежит одежда разного цвета. Возьмите тот цвет одежды, при помощи которого вы оцените своё настроение за весь урок. Оцените свои знания об одежде при помощи волшебной  линеечки. Подойдите и приклейте одежду к сундуку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда"...

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Когда появилась одежда» ( 1 класс)

Данная разработка пожет учителю  познакомить детей с историей одежды, с разнообразием современной моды. А также с помощью данного конспекта учитель легко научит детей внимательнее относиться к св...