Проект для детей старшего дошкольного возраста "Человек и природа".
проект по окружающему миру по теме

Рыжичкина Людмила Викторовна

Дети по природе своей- исследователи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по экологическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

по теме:

«Человек и природа»

Краткая аннотация к проекту

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Человек и природа» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самой ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта

        Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта

  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный 

2 этап – Основной 

3 этап – Заключительный 

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

1. Апробация содержания краткосрочного проекта «Человек и природа»

2. Проведение мероприятий в группе.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.  

2. Подведение итогов.

3.Презентация проекта.

Участники проекта:

 дети,  воспитатели,  родители.

Срок реализации проекта:   сентябрь 2014 – май 2015 г.

Формы реализации проекта

 Экологические занятия.

 Наблюдения и экологические экскурсии.

 Познавательное чтение.

 “Уроки доброты”.

 Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

 Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотека юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

  1. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты

  1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Раздел

Основные мероприятия по реализации проекта

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Игры – занятия с детьми познавательного характера  

Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты»

Чтение художественной и познавательной литературы

Продуктивная деятельность детей

Инсценировки и театрализация на экологическую тематику

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия  

Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Фотовыставка  

Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна»)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (участники - воспитатели)

Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста  

Подборка художественной литературы по экологии

Подборка литературы познавательного характера  

Конспекты занятий.

Сценарии досугов и развлечений познавательного характера  

Консультационный материал для родителей по теме.

Список литературы

1. Программа «От  рождения до школы» (Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой).  

2.Журналы «Дошкольное воспитание».

3.Методическое письмо «Ознакомление детей с природой».

4.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

5.Г.С.Швайко «Занятия  в детском саду».

6.Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по

комплексному развитию дошкольников».

7.О.А.Скорлупова «Тематическое планирование воспитательно–

образовательного процесса в ДОУ».

8.Л.Б.Фесюкова «Год перед школой».

9.В.В.Кузьминов «Тематические загадки в детском саду».

10.Л.А.Багрова. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир».

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Олимпийская неделя (неделя здоровья) для детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект знакомит детей с зимними олимпийскими видами спорта....

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

Научно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция»

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначаться для обучения детей  элементарному  прогнозированию  состояния погоды....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Загадки".

Цель проекта: учить разгадывать загадки и составлять свои....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша армия родная"

Материал содержит цель, задачи, актуальность, тип проекта, предполагаемые результаты. Этапы реализации проекта описаны по образовательным областям, подкреплены фотографиями...

Конспект ООД по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста на тему Недра Земли

Формирование  познавательной активности, первоначального понятия о полезных  ископаемых; закрепление знания о неживой природе....