Окружающий мир. Конспект урока "Почему на Земле день сменяется ночью"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Луценко Валентина Ивановна

Конспект урока, целью которого является формирование знаний учащихся об особенностях движения Земли вокруг своей оси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx22.14 КБ
Файл pochemu_den_smenyaetsya_nochyu.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА: Почему на земле день сменяется ночью?

Цель: расширять знания учащихся об особенности движения Земли вокруг своей оси.

Задачи: создать условия для формирования представлений о смене дня и ночи посредством  демонстрации с помощью глобуса движения Земли вокруг своей оси.

Предметные: формировать представление о том, что вращение Земли вокруг своей оси влияет на смену дня и ночи.

Личностные: мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Познавательные: работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

Регулятивные: следовать инструкции при выполнении задания.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками., договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, развитие мыслительных процессов.

Оборудование: глобус, фонарик, лампа настольная, иллюстрации с изображением Солнца и Земли, мультимедийный проектор

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

-О чем мы говорили на прошлом уроке? О планете Земля

-Что вы можете рассказать интересного о Земле? Сообщения детей

Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

(ученик читает стихотворение)

Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей,  нету!

А сейчас  поработаем в группах

– Допишите нужные слова:

Ближайшая к Земле звезда – ________ (Солнце).

Планета Земля имеет форму, похожую на _______ (шар). Глобус – _________ (модель Земли).

Чего на Земле больше: суши или воды? _________ (Воды.)

Если смотреть на глобус сверху, то можно увидеть _______ (Северный полюс и Северное полушарие).      Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии, – _________ (экватор).   Наша Родина – _________ (Россия). Наша Родина находится в каком полушарии? _______ (Северном.)    Самопроверка-слайд

III. Открытие нового знания. Целеполагание.

 Отгадайте, о чем мы сейчас будем говорить?

Друг за дружкой чередой

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ.

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

                                                                                                                                                          Откройте содержание учебника и найдите  сами тему нашего урока, сформулируйте цель урок        

IV. Первичное восприятие  новых знаний.

1.Беседа

– Как мы определяем, что наступил день? Что вы знаете о Солнце?

Обычно мы говорим «Солнце взошло» или «Солнце село», нам кажется, будто Солнце ходит вокруг Земли. Но все обстоит как раз наоборот. Когда вы едете по гладкой дороге, что вам кажется, глядя в окно? Будто машина стоит на месте, а мимо мчатся дома и деревья. Это – иллюзия, обман зрения. Точно так же обманывает нас зрение при наблюдениях за Солнцем.

Земля безостановочно кружится вокруг Солнца. Мы не замечаем ее движения просто потому, что она летит в пространстве без толчков и тряски: словно автомобиль по отличной дороге. Вместе с нами движутся и все предметы, окружающие нас, не меняя своего положения. Давайте рассмотрим глобус со всех сторон. Поворачивайте его вокруг своей оси. Вот так вращается Земля, подставляя каждую сторону Солнцу. Полный оборот она совершает за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа.) За сутки на земном шаре сменяются день и ночь.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

2.Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий.

– Возьмем фонарик и представим, что это Солнце. Осветите фонариком глобус. Как освещается модель Земли? (Солнце освещает только половину поверхности земного шара, поэтому когда на обращенной к Солнцу стороне Земли день, в это же время на противоположной стороне – ночь.)

– Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? (День.) А что сейчас в Америке? (Ночь.) А на Атлантическом океане – утро, а на Дальнем Востоке – вечер.

– Что  бы  произошло,  если  бы  Земля  не  вращалась  вокруг  своей оси? (То на одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.)

– Земля, вращаясь вокруг своей оси в течение суток, поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной, и от этого происходит на Земле смена дня и ночи.

V. Закрепление изученного. Работа в парах

– Давайте проведем опыт так, как это сделали Маша и Миша (учебник, с. 22).

– Что происходило, когда ваш сосед поворачивался? (Прошли сутки.)

– За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)

– Как можно назвать по-другому? (Земные сутки.)

– Сколько оборотов вокруг воображаемой оси сделает Земля за неделю? (7 раз.) За две недели? (14 раз.) За месяц? (30 или 31 раз.)

                                       Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Р а б о т а   в   т е т р а д и  (с. 7).

– Самостоятельно заполните пропуски в  з а д а н и и  № 9. Раскрасьте рисунок в  з а д а н и и  № 10.

Самопроверка слайд.    Проверьте и оцените себя.   

VI. Рефлексия. Выберите нужную фишку-рожицу:

Вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой,  вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь.

 Вы считаете, что было трудно на уроке

VI.  Д/з:  в т стр.8 №11 и №12

VII.  Итог урока.

– Как происходит смена дня и ночи?

– Почему Солнце всегда освещает лишь одну половину Земли?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему на Земле день сменяется ночью? Выполнила: Луценко В.И.

Слайд 2

Земля

Слайд 3

Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!

Слайд 4

Допиши нужные слова Планета Земля имеет форму, похожую на… Глобус- … Чего на Земле больше: суши или воды?.... Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии-… Наша Родина находится в каком полушарии?

Слайд 5

Допиши нужные слова Планета Земля имеет форму, похожую на шар. Глобус- модель Земли. Чего на Земле больше: суши или воды? Воды. Линия, разделяющая глобус на Северное и Южное полушарии- экватор Наша Родина находится в каком полушарии? В Северном.

Слайд 6

Отгадайте загадку Друг за дружкой чередой Мирно ходит брат с сестрой. Братец будит весь народ. А сестра - наоборот, Спать немедленно зовёт. День и ночь

Слайд 8

Стр. 20

Слайд 9

Почему на земле день сменяется ночью?

Слайд 13

Воображаемая- существующая не в действительности, но в наших мыслях.

Слайд 14

Назовите предметы с настоящей осью вращения

Слайд 15

Земля делает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, или сутки.

Слайд 16

Земные сутки- время одного оборота Земли вокруг своей оси (24 часа). За это время на земле ночь сменяет день и снова наступает ночь.

Слайд 17

Самопроверка вращается полюс 24 часа 31

Слайд 19

Мишины вопросы: Почему на Земле день сменяется ночью? Нельзя сделать так, чтобы в селе Мирном, как в городе Ином страны Инопланетии , всегда был день?

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру для 2 кл по теме:Смена дня и ночи.

Цель: обяснить смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси;помочь разобраться с последовательностью событий в течение суток, с тем какое значение имеет вращение земли вокруг своей воображаемой...

Конспект урока "Временные представления: утро, день, вечер, ночь".

Цель урока познакомить с такими понятиями как «утро,день,вечер,ночь,сутки». Развивать и корригировать мышление на основе классификации предметов....

конспект урока по ОМ "Почему день сменяет ночь" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "Почему день сменяет ночь" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемнаяМетоды: словесные, наглядные, деятельностные, практические,...

"Почему на Земле день сменяется ночью?"

Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "ПНШ"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Почему на Земле день сменяется ночью?», УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование общего представления о смене дня и ночи на Земле. Планируемые результаты:              предметные: Знать понятия «...

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР

Конспект урока по предмету Математические представления и конструирование - Части суток (день и ночь) для обучающихся 2 класса с ТМНР...