Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пчельникова Наталья Александровна

    Этот урок соответствует требованиям ФГОС.

Тема урока: Лес и его обитатели.

Цель: Знакомство с лесом и его природным сообществом..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_les_i_ego_obitateli.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тема. Лес и его обитатели.

Цель: Знакомство с лесом как природным сообществом.

  • познавательные УУД:
  • начать знакомство с лесом как природным сообществом;
  • - обобщить и систематизировать знания о лесе;
  • - учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
  • - учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
  • - описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
  • - использовать словарь;

личностные УУД:

  • - работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
  • - работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

  • - учить ставить цели предстоящей работы;
  • - учить различать учебные задания разного типа;
  • - учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
  • - учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

  • - совершенствовать умение работать в паре, в группе;
  • - учить осуществлять учебное сотрудничество;
  • - учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: презентации, учебник, карточки для самостоятельной работы.

  • Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций часть 2, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2013.

Форма урока: изучение нового материала с мультимедийным сопровождением (виртуальная экскурсия)

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.
  3. Личностно – ориентированный подход.

    Методы:

1. Основные:

  • беседа;
  • метод проблемного обучения;
  • познавательная игра;

2. Вспомогательные:

  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • работа с книгой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности (психологический настрой на урок)

2. Проверка д/з.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Что такое природное сообщество?

- Какие природные сообщества существуют?

- Что такое пищевая цепь?

Работа с интерактивными заданиями. ( диск)

Составьте пищевую цепь.

С чего начинается пищевая цепь?

- Молодцы.

- Ребята, кто из вас любит ходить в гости? А кто любит, когда к нему приходят гости?

    Нас сегодня приглашают в гости в один необычный дом.
Слайд №2

Эмоциональный настрой на урок.

Это живые существа, которые обитают в одном месте, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге.

Лес, луг, поле, водоём и другие.

Это взаимоотношения между организмами, растениями, животными, насекомыми.

ЛичностныеУУД

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим;

самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доноситься из этого дома?

(звучит музыка леса)

-Куда же нас пригласили?

- А вы были в лесу?

- Как вы понимаете, что такое лес?

В лес

Регулятивные:

Формирование индивидуального затруднения в пробном действии, умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

      4. Выявление места и         причины затруднения

- Какая же сегодня тема нашего урока?

Слайд №3

Лес и его обитатели.

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.Построение проекта выхода из затруднения

— Что же вы должны сегодня узнать? Поставьте перед собой цель.    

- Поможет нам план, по которому мы будем действовать.

-Составим план:

1. Что такое  лес?

2. Виды лесов.

3. Лес - многоэтажный дом.

4. Правила поведения в лесу.

Согласованный план фиксируется на доске.

Познакомиться с лесом и его обитателями.

Регулятивные:

планирование деятельности, целеполагание

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Реализация построенного проекта

Эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса, а в дальнейшем, пригодится на уроке биологии в старшей школе.


 Итак, мы с вами отправляемся в на экскурсию, в лес.
Слайд№4

Когда мы приходим в гости, что говорим хозяину?
- Давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом.

на экране:Слайд №5
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
 Полный сказок и чудес.
 Всё открой, не утаи.
 Ты же видишь – мы свои!

  -Ребята, а где можно найти объяснение  значения слова «лес»?

Слайд№6

-Что такое крона? (разветвлённая часть дерева с его листвой)

Слайд №7

-Ребята, посмотрите вокруг.

- Какие деревья вы видите? ( ель, сосна)

- Как называется такой лес? ( Хвойный)

Слайд№8

Пойдёмте дальше.

- А в этом лесу, какие вы видите деревья?

- Как называется этот лес? (лиственный)

Пойдёмте дальше.

Слайд №9

- А в этом лесу, какие деревья растут?

- Как называется этот лес? ( смешанный)

   Давайте сделаем вывод: 

Какие виды лесов существуют?

- Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья?

- Посмотрите, что еще растёт в лесу?

Сравните кустарники и деревья.

Слайд№10

- Чем кустарник отличается от дерева?

Слайд№11

-Что ещё растет в лесу?

Слайд№12

- Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу?

Слайд№13

- Ребята, как вы думаете, на что похож лес?

- Кто занимает в лесу верхний этаж?

- Кто живет на среднем этаже?

- Кто живет в самом низу?

-Лесные этажи называются ярусами. Ярусность,  помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.

Если вам всё понятно про лесные этажи, поднимите зелёный, если нет – красный.

Физкультминутка.
- Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём.

Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Долго по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху),

И нас лучики согрели (тянутся к солнышку.).

Бабочки кругом летали,

И нам крыльями махали. (Машут руками.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику. (Приседания)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк. (Дети садятся за парты.)

Да, в толковых словарях С.И. Ожегова и В.И.Даля.

«Лес - множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами»

Береза, дуб, клен

Лес бывает: хвойный, лиственный, смешанный.

Ещё есть кустарники.

Деревья

У дерева один толстый ствол, покрытый корой.

У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.

( травы, цветы)

У них тоненькие стебельки зелёного цвета, легко ломаются) .

На многоэтажный дом.

Деревья

Кустарники

Травы грибы

Сигнальные карточки

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать, умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

      7. Первичное закрепление с    проговариванием во внешней речи

8.Включение в систему знаний и повторения

Слайд №19

       Работа по карточкам.
- Человек не любит одиночества. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название.

Поиграем в игру «Найди пару». В первый столбик записаны названия деревьев, во второй – соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр.41.
Слайд№14

Дуб                 березняк
ель                  осинник
сосна              липовый
берёза           дубрава
осина             ельник
липа               сосновый бор

- Проверка - проговаривание вслух.

Слайд№15

- Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России? (берёза)

- Как же называется лес, в котором растут только берёзы? (березняк или берёзовая роща)
- А какие грибы можно найти под этим деревом? (подберёзовики)
- А вы знаете, что берёза единственное дерево в мире с белым стволом.

Демонстрация.
-
Берёзка прислала нам свои подарки. Давайте их посмотрим.

Слайд №16

1. В аптеке можно увидеть вот такие коробочки с берёзовыми почками. Настой из почек употребляется как лекарство от сердца и почек.

2. На стволах можно встретить наросты. Это берёзовый гриб – чага. Из него тоже готовят лекарство.

3. Говорят, что весной наши берёзки плачут. Что это значит?
Из сока готовят сироп, потом его можно развести и пить до следующей весны. Он вкусный и полезный.

4. Верхний слой коры - береста - хороший материал для изготовления шкатулок, посуды.
    В старину береста заменяла нашим предкам бумагу.  

5. Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели, катушек.

6. Берёзовый веник. Любители банных процедур прекрасно знают об их пользе. В парилке, под действием горячего воздуха, из листьев выделяются целебные вещества - фитонциды, которые стерилизуют воздух и наполняют его антисептиками, т.е. убивают всех…? (бактерий).

- Какой вывод мы сделаем из этих подарков?

Правила поведения в лесу 

Слайд №17

- Прочитай текст и найди ошибки в поведении человека в лесу.

Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими».

 

- Какие правила нужно выполнять?

- Зачем нам нужен лес?
  Мы с вами погуляли в лесу, нам пора возвращаться в класс.

Слайд №18

Давайте попрощаемся с лесом.

  Зарядка для глаз.
- Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, и заметить, что в классе сделано из дерева.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Где стена и где окно,
Глазкам видеть всё дано.
Я закрою глазки вдруг,
И опять смотрю вокруг.

- Что в классе сделано из дерева? (шкафы, парты, стулья, рамы, линейки, бумага)

Работа в группах

1 группа

Работа по учебнику с. 43-44.

Композиторы пишут музыку, поэты пишут стихи, художники пишут картины.

-Удаётся ли им передать красоту лесов России?

-Узнайте по подсказкам названия картин.

1 И.И.Шишкин «Сосны, освещённые солнцем».

2 А.И. Куинджи «Берёзовая роща».

3 В.Д. Поленов «Золотая осень».

Проверка по слайду. Слайд №

2 группа

Отгадывают кроссворд в тетради с.18 – задание №2

3 группа

Задание 1 тетрадь №2 с.18

Обозначьте на рисунке цифрами ярусы леса. Подпишите их названия.

 

 Работа с диском.

Пиктограммы.

Работают в парах

Ответы детей

Рассказы детей

Берёзка- очень полезное дерево

Картинки «Правила поведения в лесу»

Правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный

2. Работать должен каждый на общий результат

3. Один говорит, другие слушают

4.Свое мнение высказывай вежливо

Если не понял, переспроси

Познавательные:

умение выявлять сущность, особенности объектов, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

анализ  объектов; умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на уроке и свой жизненный опыт.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

при  работе со сверстниками в паре и группе

Коммуникативные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение с достаточной полнотой и

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

9.Оценки.

- Урок наш заканчивается, подведём итоги. Какую цель ставили на уроке?

- Вы достигли цели?

-Выполнили мы все пункты нашего плана?

-  Давайте составим синквейн с этим словом.

   Лес

Зелёный, густой

Шумит, кормит, защищает

Лес – наше богатство.

Берегите!

Сегодня хорошо работали…

10. Домашнее задание

Слайд №21

1 группа – подготовить рассказ об одном

дереве

2 группа - пересказ с. 40-42

3 группа - нарисовать лес

11. Рефлексия

  Смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Педагогическая цель: формирование у учащихся представления о луге как о природном сообществе....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке формируются первоначальные представления об истории России в эпоху правления Екатерины Великой....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с животноводством как отраслью сельского хозяйства....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Учащиеся познакомятся с просвещением в Древней Руси....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

На уроке учащиеся учатся выделять значимые исторические события....

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)

Задача: показать роль книгопечатания для развития  просвещения и культуры России....