Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Моисеенко Светлана Анатольевна

Предмет: Мир природы и человека

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Класс: 2

Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы».

 Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.

Метапредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.

Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Используемые педагогические технологии:  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:   

  Конверты   с изображением  рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.

 Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ryby.docx40.52 КБ
Файл kto_takie_ryby1.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

                                         ОКОУ «Тёткинская школа- интернат»

Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе.

Тема урока «Кто такие рыбы?»

                                                                                     

Подготовила и провела:

                                                                                    учитель начальных классов –

                                                                                      Моисеенко Светлана Анатольевна

                                                           Тёткино 2020 год.

Предмет: Мир природы и человека

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Класс: 2

Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы».

 Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.

Метапредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.

Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Используемые педагогические технологии:  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:  

  Конверты   с изображением  рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.

 Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.

Ход урока.

 I. Организационный момент.  (слайд1)

-Прозвенел звонок и смолк,

  Начинается урок.

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Мир природы и человека)

-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте просто друг другу улыбнёмся. Молодцы!

 - Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

- И помощником сегодня на уроке у нас будет Мудрый карась и он приготовил для вас задания, о которых вы узнаете чуть позже, вот, познакомьтесь с ним. (ИГРУШКА рыба)

II Актуализация знаний.

  1. Беседа.

- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки? (2 слайд)

- Я сейчас вам их загадаю, а вы –попробуйте  отгадать. (презентация)

1) Шевелились у цветка все четыре лепестка

     Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.  (Бабочка.) (щелчок)

 

 2) Он рогатый и усатый,

 Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый… ( Жук.) (щелчок)

 3) Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня … ( Оса) (щелчок)

4)  Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит .(Комар) (щелчок)

5) Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей) (щелчок)

6)  Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ...  
(Божья коровка)  (щелчок)

- Как можно назвать одним словом всех этих перечисленных животных? (Это насекомые)

- Кто такие насекомые? (Насекомые -это животные, у которых 6 ног).

- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)

 - Правильно, зимой все насекомые спрятались в земле и под корой деревьев.

(3 слайд)

- Ой, а кто это? (3 слайд)

 – Стрекоза это насекомое? (Да)

- Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

У реки остановилась,

Над водою  закружилась.

- Давайте отправимся вслед за стрекозой. Очень уж интересно что же она там разглядывает? 

III. Самоопределение к деятельности.

  1. Настрой на изучение нового материала.

- А что же стрекоза увидела, пролетая над водой? Хотите узнать?

- Тогда давайте отгадаем загадку, которую приготовил для вас  Мудрый Карась:

(4 слайд)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть –  не летаю. (Рыба)        

-Как вы думаете, о ком предлагает нам узнать  сегодня Мудрый Карась?

- Где живут рыбы?  ( в воде, речке, озере, море)                                                              (5 слайд)

 IV. Работа по теме урока.                                                                                       1.Беседа                                                                                                                                  - А сейчас давайте рассмотрим внимательно,  из каких частей состоит рыба?            (6 слайд)

-  Хвост.  - Туловище.  – Голова и Жаберная крышка  - Плавники.  . 

Туловище рыб обтекаемо, чтобы было легче плавать.

(7 слайд)

Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.

Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.

Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

(8 слайд)

- Под жаберной крышкой расположены жабры.

       Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.

(9 слайд)

- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)

- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)

- Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?

(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) 

  - Давайте ещё раз назовём все части тела рыбы.

 -  Хвост.  - Туловище.  - Голова.  - Плавники.  -  Жаберная крышка.

2. Игра « Закрась часть тела рыбки»

- Сейчас  Мудрый карась предлагает вам раскрасить части тела « Рыбки»  и назвать ту часть, которую закрасили.  (1- закрасить- верхний плавник, 2- закрасить нижние плавники, 3- закрасить хвост, 4- закрасить голову.(любыми цветами, по выбору)).

(10 слайд).

- Большинство рыб мечут икру.  2 щелчка.

(11слайд) 2 щелчка.

- Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. 2 щелчка.

3. Моделирование . Работа с индивидуальными карточками.

     

(12 слайд)

        - Что у рыбы похоже на монетки? Это -  чешуя.  Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.

     - Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и, благодаря этому,  обеспечивает рыбе большую скорость движения.

- Чешуя это надёжная защита для тела рыбы. Посмотрите на картинку, как плотно прилегают друг к другу чешуйки.

 - И вот следующее задание ом Мудрого Карася.

- Вы сейчас будете приклеивать чешую на свою рыбку, начнём приклеивать с хвоста и немного накладывать одну на другую, чтобы не было щелей, как у настоящей рыбы.

    - У вас на столах лежит картинка с рыбкой, положите её перед собой. Возьмите из конверта кружочки. Приклейте к своей рыбке 10 чешуек. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом, попробуйте повторить ее на модели. Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу…

- Ну что давайте заканчивать, у вас получились замечательные рыбки.

-  Отложите всё в сторону. Остальную работу мы доделаем на следующем уроке.

- Давайте с вами вспомним, что мы сейчас приклеивали к каждой рыбке?

- Что получилось у нас из кружочков? ( -  Чешуя.)

 -  Зачем рыбкам чешуя?  (-  Это её защита. )

  -  Всё верно.

4. Продолжаем дальше говорить о рыбках.

(13 слайд)

- Рыбы делятся на виды, по своей среде обитания.

- А где живут рыбы? (в воде), а именно.

- Они живут в реке, в море, озере, в болоте, ну и конечно в аквариуме.

- А что же такое аквариум? Кто знает?

(14 слайд)

-Аквариум - это дом для рыбок.

- Ну а какие рыбки живут в аквариуме, мы сейчас и узнаем.

(15 слайд)

  1. Аквариумные рыбки: Гуппи, золотая рыбка, гурами, петушки. (5 раз щелчок.)

(16 слайд)

  1. Речные рыбки: окунь щука, карась, ёрш. (5 раз щелчок.)

(17 слайд)

  1. Морские рыбы: сельдь, акула, камбала, треска. (5 раз щелчок.)

(18 слайд)

- Ну а теперь пришла пора немножко отдохнуть.

(19 слайд)

  1. Физкультминутка  (видеоролик)

- Отдохнули? Ну а теперь я вам расскажу немного о некоторых речных и морских рыбках.

(20 слайд)

  1. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины.

 Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.      (Сом) (щелчок)

(21 слайд) 3 щелчка.

- Обитает сом в реках и озёрах. Это очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.  

(22 слайд)

  1. Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл.      (Ерш) (щелчок)

(23 слайд) 2 щелчка.

- Ёрш водится в реках и озёрах. Небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Сам является добычей более крупных рыб. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. 

( 24 слайд)

  1. Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. (Щука) (щелчок)

(25 слайд) 2 щелчка.

- Щука достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и целый ряд острых зубов выдаёт в ней хищницу.  Обитает в реке.

(26 слайд)

  1. - Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва.      (Акула) (щелчок)

(27 слайд) щелчок.

- Акула – морская, большая, рыба. длиной до 3 м. Акула - хищная рыба.

(28 слайд) щелчок.

- Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне.      (Камбала) щелчок.

(29 слайд) 2 щелчка.

- Камбала обитает на дне моря. Днем она зарывается в песок, чтобы спрятаться от врагов. Внешний вид камбалы выделяет ее на фоне других рыб. Она имеет сплющенное тело. А ее глаза расположены только на одной стороне. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.

-  С давних времён человек занимается рыболовством.

(30 слайд)

- Рыбу ловят рыбаки или рыболовы, которые отправляются в море на специальных кораблях. (щелчок)

- В реках рыбу ловят с помощью удочки (щелчок).

- Люди с удовольствием едят рыбу. Она вкусная и полезная.

(31 слайд)

- Из рыбы готовят вкусный суп-уху. (щелчок).

 -Рыбу можно жарить , варить и запекать. (2 щелчка).

-  Употребляют в пищу также солёную рыбу, икру. (щелчок).

  (32 слайд) (щелчок)

- Мы с вами уже говорили, где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)

 -  А в любой ли воде могут жить рыбы? Рыбы должны жить в чистом водоёме.          

- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?

(щелчок)

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать), загрязнение удобрениями, бытовыми отходами и мусором.

- Мы должны научиться оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.  Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.

VI. Закрепление изученного материала. (игра «Сигнальные карточки»)
(33 слайд)

- Ну что, вот и подошёл к концу этот урок.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, кто такие рыбы и где они живут. 
6. Поиграем в игру.

 - Перед вами сигнальчики 2 цветов- зелёные и красные. Я буду читать предложения. Если вы будете согласны, поднимаете зеленый сигнал, а если нет - то красный. Итак, начинаем.

- Рыбы – животные, которые живут в воде. (Зеленый)
- У рыб 6 ног.                                                   (Красный)
- Тело рыбы покрыто чешуей.                        (Зеленый).
- Рыбы могут жить в реке, море, океане.       (Зеленый)
- Рыбы бывают только маленьких размеров  (Красный)
- Молодцы, вы всё запомнили.
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.

(34 слайд)

      VII. Рефлексия. (5 щелчков)

-И вот Мудрый карась приготовил для вас последнее испытание.

- Перед вами лежат рыбки разного цвета. Если вам понравился урок то возьмите жёлтую или красную рыбку и прикрепите её в чистый водоём (белый лист бумаги) , а если было не интересно , что-то не понравилось или было не понятно, то возьмите коричневую рыбку и повесьте её в грязный водоём (чёрный лист бумаги). (На доске карточки с чистой и загрязненной речки. (чёрная и белая бумага)- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)

VIII. Итог урока. - Вы все сегодня очень хорошо поработали. Много нового и интересного узнали о рыбах. Давайте поблагодарим нашего гостя Мудрого карася и отпустим его в речку. (35 слайд)

-  На этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто такие рыбы?» Выполнила: учитель начальных классов – Моисеенко С.А. Урок во 2 классе «Мир природы и человека»

Слайд 2

Загадки

Слайд 3

Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. У реки остановилась, Над водою закружилась

Слайд 4

По земле не ходят, На небо не смотрят, Звёзд не считают, Людей не знают.

Слайд 5

В воде они живут. Нет клюва, а клюют.

Слайд 6

Туловище Голова Жаберная крышка Хвост Плавники

Слайд 7

Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

Слайд 8

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабер .

Слайд 9

Как дышит рыба в воде

Слайд 10

Большинство рыб мечут икру.

Слайд 11

Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб.

Слайд 12

Отличительный признак рыб -чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.

Слайд 13

Рыбы бывают морские, речные и аквариумные.

Слайд 15

гуппи петушки гурами Аквариумные рыбки Золотая рыбка

Слайд 16

окунь щука карась ёрш Речные рыбы

Слайд 17

сельдь акула треска камбала Морские рыбы

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. Сом

Слайд 20

Обитает сом в реках и озёрах. Это очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг Сом

Слайд 21

Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. Ёрш

Слайд 22

Ёрш Ёрш водится в реках и озёрах. Небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Сам является добычей более крупных рыб.

Слайд 23

Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. Щука

Слайд 24

Щука Щука достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и целый ряд острых зубов выдаёт в ней хищницу.

Слайд 25

Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва. Акула

Слайд 26

Акула Акула – морская, большая, рыба. длиной до 3 м. Акула - хищная рыба.

Слайд 27

Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне. Камбала

Слайд 28

Морская рыба -камбала Камбала обитает на дне. Днем она зарывается в песок, чтобы спрятаться от врагов. Внешний вид камбалы выделяет ее на фоне других рыб. Она имеет сплющенное тело. А ее глаза расположены только на одной стороне.

Слайд 29

Кто такой рыболов?

Слайд 30

Что можно приготовить из рыбы

Слайд 31

Среда обитания рыб. ЧИСТЫЙ ВОДОЁМ ГРЯЗНЫЙ ВОДОЁМ

Слайд 32

Итог урока. Кто такие рыбы? Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.

Слайд 33

Рефлексия.

Слайд 34

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".

Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о з...

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Зима" 2 класс

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" 2 класс...

Открытый урок по предмету мир природы и человека на тему: "Первоцветы мать-и мачеха и ландыш"

Это конспект урока, направленный  на развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса и воспитание детей чувства восхищения красотой родной природы . Так же закрепление представлени...

Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школе по теме " Растения сада".

Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школепо теме " Растения сада"....

Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе по теме: «Овощи и фрукты». Профессия продавец.

Открытый урокпо предмету «Мир природы и человека»во 2 классепо теме: «Овощи и фрукты». Профессия продавец.Цель: Закрепление понятий сад и огород; овощи и фрукты. Задачи: п...

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.

Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"

Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс,  1 час Цель: создание условий для обобщения  знаний по теме: «Неживая природа» Задачи: - обобщить и сис...