Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)

Николаева Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\ктп 3Б\img007.jpg

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде о общепринятых правилах поведения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

Достаточный уровень:

  • Узнавание (различение) зон класса
  • Знание назначения зон класса
  • Знание (соблюдение) распорядка школьного дня
  • Узнавание (различение) школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)
  • Знание назначения школьных принадлежностей
  • Представление о себе как члене коллектива класса
  • Умение выражать свой интерес к другому человеку
  • Узнавание (различение) предметов быта: холодильник, чайник, утюг и т.д.
  • Знание назначения
  • Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
  • Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом
  • Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт)
  • Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)
  • Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного)
  • Написание своего домашнего адреса
  • Знание коммунальных удобств
  • узнавание разных видов транспорта, правила поведения в общественном транспорте
  • знание профессий, работающих на транспорте

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Основные требования к умениям учащихся

Знать

Уметь

1-уровень

  • о назначении зон класса;
  • о правилах поведения в школе;
  • свой домашний адрес;
  • правила поведения в доме и на улице;
  • правила техники безопасности при использовании бытовыми приборами;
  • различные виды транспорта, людей на нем работающих.

1-й уровень

пользоваться школьными принадлежностями;

пользоваться лифтом;

пользоваться различными электробытовыми приборами;

воспроизвести (написать) домашний адрес;

различать разные виды транспорта.

2-уровень

  • о назначении зон класса;
  • о правилах поведения в школе;
  • свой домашний адрес;
  • правила поведения в доме и на улице.

2-уровень

пользоваться школьными принадлежностями;

пользоваться лифтом;

воспроизвести (написать) домашний адрес;

различать разные виды транспорта.

Программа формирования БУД

  • Создавать благоприятный социально-психологического климата во время урока;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу, подражанию;
  • умение выполнять задание от начала до конца;
  • умение выполнять задание с заданными параметрами;
  • умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
  • умение вести себя в школе;
  • умение пользоваться электробытовыми приборами.

Содержание учебного предмета.

Раздел

Количество часов

Повторение изученного материала

11

Раздел «Школа».

8

Раздел «Квартира, дом, двор»

34

Раздел «Предметы быта».

8

Раздел «Город. Транспорт»

5+2

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий социальный мир» на 2021/2022 учебный год

3«Б» класс

Учитель: Николаева Е.В.                2ч в неделю; 66ч за год

Количество часов: 32 ч первое полугодие                  36    на второе полугодие

Всего 32ч., в неделю 2 ч.              Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 18 часов

Повторение

1.

Основные сведения о себе и своей семье

1

02.09

2.

Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход)

1

03.09

Школа

3.

4

Узнавание и различение помещений школы. Знание назначений помещений. Нахождение помещений школы.

2

09.09

10.09

5

Узнавание участков школьной территории. Знание и соблюдение правил поведения на территории школы.

1

16.09

6

Узнавание и различение зон класса.

1

17.09

7

Знание и соблюдение школьного распорядка.

1

23.09

8

Узнавание и различение школьных принадлежностей. Знание их назначения.

1

24.09

9

Игра «Школа»

1

30.09

10

Знание и умение выражения дружеских чувств.

1

01.10

Квартира, дом, двор

11

Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).

1

07.10

12

Написание своего домашнего адреса. Умение сообщить свой домашний адрес.

1

08.10

13

Узнавание и различение частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

1

14.10

14

Игра «Нарисуй свой дом»

1

15.10

15

Узнавание и различение типов домов (одноэтажный, многоэтажный)

1

21.10

16

Узнавание и различение типов домов (каменный, деревянный)

1

22.10

17

18

Узнавание и различение мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная клетка, лифт)

2

28.10

29.10

II четверть – 14 часов

19

20

Повторение изученного в I четверти.

2

11.11

12.11

21

22

Соблюдение правил при пользовании лифтом.

2

18.11

19.11

23

24

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не трогать провода.

2

25.11

26.11

25

Узнавание и различение помещений квартиры.

1

02.12

26

Знание функционального назначения помещений квартиры.

1

03.12

27

Игра «Моя квартира».

1

09.12

28

29

Знание и соблюдение правил безопасности поведения во дворе.

2

10.12

16.12

30

31

Узнавание и различение частей территории двора.

2

17.12

23.12

32

Игровые задания.

1

24.12

III четверть – 20 ч

33

34

Повторение изученного материала во II четверти.

2

13.01

14.01

35

36

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода).

2

20.01

21.01

37

38

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: водоснабжение (вода, кран, трубы)

2

27.01

28.01

39

40

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: электроснабжение (розетка, свет)

2

03.02

04.02

 41

Узнавание и различение вредных насекомых, живущих в доме: муравьи

1

10.02

42

Узнавание и различение вредных насекомых, живущих в доме: тараканы

1

11.02

43

Узнавание и различение вредных грызунов, живущих в доме: крысы

1

17.02

44

Узнавание и различение вредных грызунов, живущих в доме: мыши

1

18.02

45

46

Знание и соблюдение правил в чрезвычайной ситуации (отключение света, воды)

2

03.03

04.03

47

48

Знание и соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме (пожар)

2

10.03

11.03

49

50

Повторение ранее изученного.

Узнавание различных  вредных  насекомых.

2

17.03

18.03

51

52

Повторение изученного материала в III четверти.

2

24.03

25.03

IV четверть – 16часов

Предметы быта

53

Электробытовые приборы: телевизор. Назначение. Правила техники безопасности.

1

07.04

54

Электробытовые приборы: микроволновка. Назначение. Правила техники безопасности.

1

08.04

55

Электробытовые приборы: холодильник. Назначение. Правила техники безопасности.

1

14.04

56

Электробытовые приборы: утюг. Назначение. Правила техники безопасности.

1

15.04

57

Электробытовые приборы: стиральная машина. Назначение. Правила техники безопасности.

1

21.04

58

Электробытовые приборы: электрический чайник. Назначение. Правила техники безопасности.

1

22.04

59

Электробытовые приборы: лампа. Назначение. Правила техники безопасности.

1

28.04

60

Электробытовые приборы: вентилятор, обогреватель. Назначение. Правила техники безопасности.

1

29.04

Город. Транспорт.

61

Узнавание частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

1

05.05

62

Наземный транспорт: рельсовый, безрельсовый. Значение. Правила поведения в общественном транспорте.

1

06.05

63

Воздушный транспорт: самолет, вертолет. Значение.

1

12.05

6465

Водный транспорт. Значение.

2

13.05 19.05

66

67

Профессии людей, работающих на транспорте.  

2

20.05 26.05

68

Повторение изученного материала за год.:

Соблюдение правил пользования лифтом

Узнавание частей территории улиц

1

27.05

Пояснение к реализации программного материала по предмету «ОСМ»

Количество учебных часов в год

Примечание

По плану

По факту

66

62

В связи с карантином с 21.09 по 27.09.2021г. в I учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции были внесены  изменения в календарно-тематическое планирование.

В связи с карантином  28.10, 29.10.2021г. и с увеличением каникулярных дней с 8.11 по 10.11.2021г. в II учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции были внесены  изменения в календарно-тематическое планирование.

В связи с карантином с 26.01 по 01.02.2022г. в III учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции были внесены  изменения в календарно-тематическое планирование.

Принятые меры по ликвидации отставания по учебной программе и уплотнению учебного материала:   

- объединение уроков по взаимосвязанным темам;

- объединение близких по содержанию тем уроков;

- сокращение часов программы по темам: «Повторение и закрепление пройденного».



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Директор

___________/Дюг С.А./ «__» _______2020г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«___» _______ 2020г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «28» августа 2020г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«28» августа 2020г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


« Окружающий социальный мир»

для обучающихся

2 «Б»класса

на 2020/ 2021 учебный год

Программу составила:

Николаева Е.В.

учитель начальных классов

высшей  категории

г. Смоленск

2020г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе: (выбрать нужное)

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель предмета:

- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).

Задачи предмета:

- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении;

- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

- развивать межличностные и групповые отношения

Программа адресована обучающимся  2 «Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя семья», «Жилище», «Я - в школе», «Мир людей». «Культура поведения». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр,

продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «Б»классе.

Личностные

- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Предметные результаты

Представления о мире, созданном руками человека:

- интерес к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:

- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребѐнка (учитель, врач, повар, водитель и т.д.);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

- конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,

Развитие межличностных и групповых отношений:

- представление о дружбе, товарищах, сверстниках;

- умение находить друзей на основе личных симпатий;

- умение сопереживать, сочувствовать;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах доступной деятельности;

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

- использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно - бытовой деятельности;

- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Содержание программного материала

«Школа». Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядок школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения.

«Безопасность».  Безопасное поведения на улице и на дорогах, в квартире. Безопасность на природе. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

«Профессии» Представления о профессиях людей.

Календарно-тематическое планирование

по ОСМ на 2020/2021 учебный год  

2 «Б» класс

Учитель: Николаева Е.В.                1ч в неделю; 34ч за год

Количество часов:   15ч  на первое полугодие                  16ч    на второе полугодие              

                                   Всего 15ч., в неделю 1 ч.              Всего 16 ч., в неделю 1 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Календарно-тематическое планирование по ОСМ

п/п

Содержание

Кол-

во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 8часов

Повторение. Безопасность.

1

Основные сведения о себе и своей семье

1

7.09

2

Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход )

1

14.09

Школа и школьное здание

3

Ориентация и расположение кабинетов, спортивного зала, столовой, их назначение

1

21.09

4

Школьные принадлежности. Игра – собери портфель

1

28.09

5

Адрес школы и дорога к ней; экскурсии по школе и около неё.

1

5.10

6

Работники школы

1

12.10

7

Правила поведения

1

19.10

Мой класс.

8

Классная комната (стены, потолок, окна и т.д.), их использование и назначение Поддержание порядка и чистоты в классе, зоны учителя и учеников.

1

26.10

2 четверть – 7 часов

9

Правила поведения на уроке и перемене.

1

09.11

10

Игровые занятия и упражнения.

1

16.11

Школьная столовая

11

Правила поведения и ориентация в местах приема пищи

1

23.11

12

Очерёдность приёма блюд, соотнесение приёма пищи с временем суток

1

30.11

13

Завтрак, обед, ужин. Основные блюда

1

07.12

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.

14

Части улицы. Дорожные знаки. Тротуар.

1

14.12

15

«Лежачий полицейский» и его назначение.

1

21.12

3 четверть – 8 часов

Общение и культура поведения

16

Взаимоотношения со сверстниками, общение со старшими

1

11.01

17

Вежливые слова;

1

18.01

18

Выражение эмоций (слова, мимика, жесты).

1

25.01

Безопасность жизнедеятельности

19

Безопасная прогулка

1

01.02

20

21

Безопасность в квартире. Противопожарная безопасность.

Один дома.

2

08.02

15.02

22

Безопасность на природе. Растения. Животные. Водоём.

1

01.03

23

Безопасность на улице и на дороге

1

(-1час)

15.03

4 четверть – 8 часов

24

Профессия «Продавец»

1

5.04

25

Профессия «Врач»

1

12.04

26

Профессия «Парикмахер»

1

19.04

27

Профессия «Строитель»

1

26.04

28

Профессия «Повар» Профессия «Учитель»

1

17.05

29

Профессия «Полицейский»

1

17.05

30

Повторение пройденного.

1

24.05

31

Повторение пройденного.

1

(-2часа)

31.05

Пояснение к реализации программного материала

Количество учебных часов в год

Примечание

По плану

По факту

34

31

В связи с праздничными днями 08.03  в 3 четверти и 03.05,10.05 в 4 четверти были внесены изменения в календарно-тематическое планирование .Принятые меры по ликвидации отставания по учебной программе и уплотнению учебного материала :

-объединение уроков по взаимосвязанным темам ;

-объединение близких по содержанию тем уроков;

-сокращение часов программы по темам «Повторение»



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\ктп 3Б\img007.jpg

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – расширить представления об окружающем мире, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Предметные результаты:

  • умение различать времена года и соответствующие сезонные изменения в природе;
  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
  • интерес к объектам живой природы;
  • расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники,; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);
  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

Основные требования к умениям учащихся

Знать

Уметь

1-уровень

правила поведения на уроке;

о явлениях природы, сезонных изменениях;

о деревьях и кустарниках, их значении в жизни человека;

о значении фруктов, овощей, грибов и т.д. в жизни человека;

о разнообразии животного мира, образе жизни  и повадках диких и домашних животных;

как правильно вести себя в быту с объектами живой природы;

основы экологической культуры: эмоциональное бережное отношение к природе.

1-й уровень

называть окружающие его предметы;

классифицировать (с опорой на образец) деревья, кустарники, домашних и диких животных, птиц, овощи и фрукты, грибы (2-3 элемента).

рассказать в 2-3 предложениях об изучаемом объекте;

различать наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, как используются человеком;

различать домашних и диких животных, описывать их повадки, образ жизни;

адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, используя практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

2-уровень

о временах года;

деревья;

фрукты, овощи, грибы и т.д.;

как правильно вести себя в быту с объектами живой природы;

основы экологической культуры: эмоциональное бережное отношение к природе.

2-уровень

показывать окружающие его предметы;

классифицировать с помощью учителя (с опорой на образец) деревья, кустарники, домашних и диких животных, птиц, овощи и фрукты, грибы (2-3 элемента).

адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, используя практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Программа формирования БУД

  • Создавать благоприятный социально-психологического климата во время урока;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу, подражанию;
  • умение выполнять задание от начала до конца;
  • умение выполнять задание с заданными параметрами;
  • умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
  • умение различать и классифицировать изученные объекты животного и растительного мира.

Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Повторение изученного материала

7

Растительный мир

1. Деревья

2. Кустарники

3.Фрукты

4. Овощи

5. Грибы

6. Ягоды

36

9

7

6

5

6

3

Животный мир

1.Домашние животные

2. Дикие животные

3. Домашние птицы

15

7

6

2

Сезонные изменения

8

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий природный мир»

на 2021/2022 учебный год

3«Б» класс

Учитель: Николаева Е.В.                2 ч в неделю; 66ч за год

Количество часов: 31 ч первое полугодие                  34   на второе полугодие

Всего 31ч., в неделю 2 ч.              Всего 34 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

п/п

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 18 часов(17)

Сезонные изменения в природе

1.

2

3

Сезонные изменения в природе: ранняя осень.

3

03.09

07.09

10.09

4

Наблюдения за изменениями в погоде.

1

14.09

5

6.

Знакомство с временами года: основные признаки.

2

17.09

21.09

Растительный мир

7

Узнавание и различение растений: дерево.

1

24.09

8

Узнавание и различение растений: куст.

1

28.09

9

Узнавание и различение растений: трава.

1

01.10

10

Знание строения дерева: ствол, корень, ветки, листья.

1

05.10

11

Деревья: дуб.

1

08.10

12.

Деревья: береза.

1

12.10

13

Деревья: клен. Листопад.

1

15.10

14

Деревья: ель, сосна. Шишка.

1

19.10

15.

Плодовые деревья: яблоня, груша.

1

22.10

16.

Игра «Угадай дерево»

1

26.10

17.

Значение деревьев в природе и жизни человека.

1

29.10

II четверть - 14 часов

18. 19.

Узнавание и различение кустарников: шиповник.

2

09.11

12.11

20

Узнавание и различение кустарников: крыжовник.

1

16.11

21.

Узнавание и различение кустарников: смородина.

1

19.11

22.

Особенности внешнего строения куста.

1

23.11

23.

Лесные и садовые кустарники.

1

26.11

24

Фрукты: яблоко, банан, груша.

1

30.11

25

Фрукты: лимон, апельсин, мандарин.

1

03.12

26

27

Фрукты: персик, абрикос, киви.

1

07.10

10.12

28

29

Различение съедобных и несъедобных частей фруктов.

2

14.12

17.12

30

Значения фруктов в жизни человека.

1

21.12

31

Повторение изученного.

1

24.12

III четверть - 18 часов (19)

Сезонные изменения.

32

33

Время года: зима, весна.

2

11.01

14.01

34

35

Погода зимой.

2

18.01

21.01

Растительный мир

36

Овощи: лук, картофель морковь.

1

25.01

37.

Овощи: свекла, тыква, кабачок.

1

28.01

38

Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

1

01.02

39.

Значение овощей в жизни человека.

1

04.02

40.

Способы переработки овощей.

1

08.02

41.

Ягоды.

1

11.02

42

Различение лесных и садовых ягод.

1

15.02

43.

Значение ягод в жизни человека.

1

18.02

44.

45

Грибы.

2

01.03 04.03

46

Строение гриба.

1

11.03

47

Съедобные и несъедобные грибы.

1

15.03

48

49

Значение грибов в жизни человека и природы.

2

18.03

22.03

50

Повторение изученного.

1

25.03

IV четверть – 17 часов.

Животный мир

51.

52

53

Строение животного.

3

05.04

08.04    12.04

54.

55

Домашние животные.

2

15.04     19.04

56

57.

Значение домашних животных в жизни человека.

2

22.04    26.04

58.

Детеныши домашних животных.

1

29.04

59

Уход за домашними животными.

1

06.05

60

Дикие животные. Питание диких животных.

1

13.05

61

Способы передвижения диких животных.

1

17.05

62

Значение диких животных в жизни человека.

1

20.05

63

Детеныши диких животных.

1

24.05

64

Домашние птицы. Особенности внешнего вида.

1

27.05

65

Особенности внешнего вида. Значение в жизни человека.

1

31.05

Пояснение к реализации программного материала по предмету «ОПМ»

Количество учебных часов в год

Примечание

По плану

66

По факту

59

 В связи с карантином с 21.09 по 27.09.2021г. в I учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции 03.05,10.05 – Праздничный выходной день .

В связи с карантином  28.10, 29.10.2021г. и с увеличением каникулярных дней с 8.11 по 10.11.2021г. в II учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции были внесены  изменения в календарно-тематическое планирование.

В связи с карантином с 26.01 по 01.02.2022г. в III учебной четверти 2021-2022 учебного года, а так же в связи с ограничительными мерами, режимом самоизоляции были внесены  изменения в календарно-тематическое планирование.

Принятые меры по ликвидации отставания по учебной программе и уплотнению учебного материала:   

- объединение уроков по взаимосвязанным темам;

- объединение близких по содержанию тем уроков;

- сокращение часов программы по темам: «Повторение и закрепление пройденного».



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Директор

___________/Дюг С.А./ «__» _______2020г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«___» _______ 2020г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «28» августа 2020г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«28» августа 2020г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


« Окружающий природный мир»

для обучающихся

2 «Б»класса

на 2020/ 2021 учебный год

Программу составила:

Николаева Е.В.

учитель начальных классов

высшей  категории

г. Смоленск

2020г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М.Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа адресована обучающимся  2 «Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов. Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за еѐ стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «Б»классе.

Предполагаемые результаты освоения учебного предмета

1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы).

- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- Интерес к объектам живой природы.

- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3. Элементарные представления о течении времени.

- Умение различать части суток, дни недели.

- Представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Программа формирования БУД 

Группа БУД

Учебные действия и умения.

Виды заданий на уроке.

Способы оценки сформированности действий (с помощью каких заданий можно оценить)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

Формирование благоприятного социально-психологического климата во время урока.

Наглядные - практические.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Найди свою парту»

« Покажи свое рабочее место»

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические. Игры.

Пиктограммы.

«Посмотри на меня»

«Найди на парте»

«Повтори за мной»

Ритмические движение вместе с педагогом.

( физкультминутки, динамические паузы)

« Знакомство с книгой»

« Найди в пенале»

«Что лишнее?»

Игра «можно- нельзя»

«Прописи»

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Дидактические игры.

Пиктограммы.

«Кто внимателен»

«Выбери правильный ответ»

«Отгадывание загадок», «Раскрась»,

«Бусины и ниточки», «Построй домик »,

«Раскрась по шаблону» «Соедини точки»

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия

-Умение следовать инструкции педагога.

Устные.

Наглядные.

Творческие.

Жестовые игры.

Ритмические упр.

Пиктограмма,

«Найди тетрадь»

«Передай мяч».

Содержание учебного предмета

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников. Знание особенностей внешнего строения кустарника. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение )фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,) по внешнему виду (вкусу, запаху).  Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, муомор) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.

Животный мир.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, дикая утка, дикий гусь, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты неживой природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (звезда). Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

 Знание значения горы (оврага) в природе и жизни человека. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Календарно-тематическое планирование

по ОПМ на 2020/2021 учебный год  

2 «Б» класс

Учитель: Николаева Е.В.                2ч в неделю;68ч за год

Количество часов:   32ч  на первое полугодие                  36ч    на второе полугодие              

                                   Всего 32ч., в неделю 2 ч.              Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

п/п

Содержание

Кол-

во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 18 часов

1

Сезонные изменения в природе

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

1

03.09

2,3

Труд взрослых осенью.

2

04.09

10.09

4

Календарь погоды.

1

11.09

5

Улица

Улица, на которой расположена школа.

1

17.09

6

Экскурсия «Наша улица»

1

18.09

7

Овощи

Помидор. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

1

24.09

8

Огурец. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

1

25.09

9

Фрукты

Груша. Различение по форме, величине, вкусу. Употребление в пищу.

1

01.10

10

Яблоко. Различение по форме, величине, вкусу. Употребление в пищу.

1

02.10

11

Банан. Различение по форме, величине, вкусу. Употребление в пищу.

1

8.10

12

Обобщающие понятие «овощи», «фрукты».

1

9.10

13

Огород.

1

15.10

14

Деревья.

Берёза. Распознавание. Цвет коры, листья.

1

16.10

15

Ель. Распознавание. Цвет коры, иглы.

Сравнение берёзы и ели (листья опадают, иглы нет).

1

1

22.10

16

Обобщающее понятие «деревья».

1

23.10

17

Экскурсия.

1

29.10

18

Рисование осенних листьев (обводка, раскрашивание)

1

30.10

II четверть – 14 часов

19

Сезонные изменения в природе

Поздняя осень: похолодание, опадание листьев с деревьев и кустарников.

1

Ноябрь

12.11

20

Календарь погоды.

1

  13.11

21

22

Презентация по теме «Осень»

1

19.11

23

Комнатные растения

Герань цветущая. Название. Распознавание по внешнему виду.

2

20.11

26.11

24

Домашние животные

Кошка. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти.

1

27.11

25

Собака. Внешний вид: тело покрыто шерстью, на лапах когти.

1

3.12

26

Какую пользу кошки и собаки приносят человеку.

1

4.12

27

Как заботится человек о домашних животных.

1

10.12

28

Дикие животные

Лиса. Внешний вид, питание.

1

11.12

29

Заяц. Внешний вид, питание.

1

17.12

30

Сезонные изменения в природе

Зима: холодно, снегопад, ветер.

1

18.12

31

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

1

24.12

32

Календарь погоды.

1

25.12

III четверть – 18 часов

33

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Погода в январе».

1

14.01

34

Календарь погоды.

1

15.01

35

Домашние птицы

Петух (величина, оперение, гребень, шпоры, голос).

1

21.01

36

Курица (величина, оперение, гребень, шпоры, голос). Польза человеку.

1

22.01

37

Сравнение петуха и курицы.

1

28.01

38

Временные представления

Определение частей суток (день, ночь).

1

29.01

39

Сезонные изменения

Труд людей зимой

1

4.02

40

Птицы

Воробей. Внешний вид

1

5.02

41

Ворона. Внешний вид

1

11.02

42

Появление птенцов.

1

12.02

43

Птицы. Сравнение. Различие.

1

18.02

44

Наблюдения за живыми птицами во дворе.

1

19.02

45

Сезонные изменения в природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия

1

4.03

46

Календарь погоды.

1

5.03

47

     Жизнь животных

Лиса. Жизнь зимой, весной

1

11.03  

48

Заяц. Жизнь зимой, весной

1

12.03

49

Сезонные изменения в жизни животных.

1

18.03

50

Обобщающий урок по теме: Дикие животные.

1

19.03

IV четверть – 18 часов

51

. Сезонные изменения в природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия

1

1.04

52

Насекомые

Бабочка. Называние. Внешний вид.

1

2.04

53

Стрекоза. Называние. Внешний вид.

1

8.04

54

Насекомые: бабочка, стрекоза. Сходства и различия.

1

9.04

55

Наблюдение за насекомыми в природе.

1

15.04

56

Сезонные изменения в природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

1

16.04

57

Календарь погоды.

1

22.04

58

Труд взрослых весной.

1

23.04

59

Презентация по теме «Весна».

1

29.04

60

 Практическое занятие. Посадка в ящик зелёного лука

1

30.04

61

Экскурсия.

1

6.05

62

Наблюдение за изменениями в природе в мае.

1

7.05

63

Растения весной

Одуванчик

1

13.05

64

65

Садовые цветы. Нарциссы.

2

14.05

20..05

66

67

Садовые цветы. Тюльпаны.

2

21.05

27.05

68

Заключительный урок. «Занимательный мир»

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к УМК М. З. Биболетовой "Enjoy English" - 4 класс.

Календарно-тематическое планирование предназначено для учителей , работающих по УМК М. З. Биболетовой  "Enjoy English" - 4 класс....

Календарно-тематическое планирование. ОС "Школа России". 4 класс. Окружающий мир.

Календарно-тематическое планирование. ОС "Школа России". 4 класс. Окружающий мир....

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Окружающий мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), 2 класс

Данное тематическое планирование предназначено для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью по варианту 6.3 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. планирование соответствует ФГО...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) 2 класс

Данное планирование предназначено для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью по варианту 6.3 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данное планирование соответствует требовани...