Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа по обж

Пеньковская Тамара Ивановна

Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний  по  безопасности, формирование  психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования.

Цель программы: формирование у обучающихся с ТМНР основ культуры безопасности, определяющих возможность  развития различных форм личностной активности детей,  способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.),  находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2 вариант)

 

                                                                                                                                                                                                                Утверждено

приказ  от 30.08.2021г. №511

Рабочая программа

коррекционно-развивающего занятия «Урок безопасности»,  класс

Пеньковская Т.И.

учитель класса с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью,

высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                                                                 

Нягань, 2021г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015г. №4/15, 2 вариант.

Цель программы: формирование у обучающихся с ТМНР основ культуры безопасности, определяющих возможность  развития различных

форм личностной активности детей,  способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.),  находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Задачи программы:

- развитие познавательного интереса, обогащение знаний и представлений об окружающем мире (предметов, природы, людей), лежащих в основе формирования культуры безопасной жизнедеятельности;

- формирование навыков безопасной жизнедеятельности, воспитание чувства осторожности и самосохранения, развитие способности к выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, правильному поведению и реагированию;

- развитие коммуникативных способностей, формирование навыков  конструктивного  взаимодействия с детьми и взрослыми в зависимости от ситуации;

- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;

- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности.

Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Особенности развития детей с умственной отсталостью  отражают своеобразие их познавательной деятельности, ограниченность представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности, что оказывает непосредственное влияние на формирование у них основ культуры безопасной жизнедеятельности. Присущая обучающимся с ТМНР  умеренная и тяжелая умственная отсталость и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание потенциально опасных ситуаций, в которых они могут оказаться, что в большинстве случаев проявляется низким порогом осознания возможной опасности.

Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний  по  безопасности, формирование  психологических установок на соблюдение правил безопасного взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, умений действовать осторожно и предусмотрительно, воспитание навыков сознательного поведения и реагирования.

Программа «Урок безопасности»  включает следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».

 

  1. Общая характеристика коррекционного курса.

 

Коррекционный курс «Урок безопасности» для обучающихся  с ТМНР  5 класса нацелен на формирование представлений о безопасном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях  обучающиеся  тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Обучающиеся  учатся быть предусмотрительными, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

 

Основные  виды  деятельности на занятиях:  беседа по сюжетным картинкам, обсуждение ситуации, сюжетно-ролевая игра,  просмотр  обучающих видео-материалов,  чтение и рассматривание книги, изучение памятки, инструктаж, учебная тренировка, изобразительная и предметная деятельность, наблюдение.

3.   Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Урок безопасности» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно  календарно-годовому графику учебного процесса, общая продолжительность 2021-2022 учебного года для 5 класса составит 365 дней, из которых 170 дней являются учебными, а 195 дней  праздничными, выходными и каникулярными. Праздничные выходные дни:  23.02.2022., 07.03.2022., 08.03.2022., 02.05.2022., 03.05.2022., 09.05.2022., 10.05.2022.

Согласно календарному учебному графику в 2021-2022 учебном году 34 учебные недели. Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса выделено 1 час в неделю. В год 34 часа. 

В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них

контрольных                          практических        экскурсий

1

«Безопасность в помещении»

11

1

2

«Безопасность на улице»

10

1

3

«Безопасность в общении»

6

4

«Природа и безопасность»

7

Всего

34

5.   Содержание  коррекционного  курса

Наименование раздела

Краткая характеристика содержания раздела

1

«Безопасность в помещении»

 потенциальные опасности в помещении;  правила безопасного поведения в доме;  модели поведения в проблемных ситуациях; безопасное использование предметов быта; правила безопасного поведения в общественных местах; действия в чрезвычайных ситуациях (пожар).

2

«Безопасность на улице»

 основные части улицы, элементарные правила безопасного дорожного движения; модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей); элементарные представления о дорожных знаках. Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка»; правила безопасности на игровой площадке.    

3

«Безопасность в общении»

модель положительного поведения взрослого и ребенка;  правила безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми; модель безопасных действий, общения и взаимодействия в различных ситуациях (незнакомец за дверью, в сотовой связи, на улице).

4

«Природа и безопасность»

элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях; правила безопасного поведения на различных природных объектах (лес, водоем), при контактах с дикими и домашними животными; модель безопасного поведения в природных условиях и ситуациях (ветер, дождь, мороз, солнце).

6.  Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1.        Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

- знает свое фамилию, имя;

- знает что он (она) мальчик (девочка);

2.       Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  с одноклассниками (детьми);

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  со взрослыми;

3.        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

- понимает и ведет себя как ученик;

4.        Формирование уважительного отношения к окружающим.

- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;

- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;

5.        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;

6.        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)

7.         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);

8.        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;

9.        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;

 - умеет корректно привлечь к себе внимание;

- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;

10.        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- бережно относится к результатам своего и чужого труда

- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома

Предметные  результаты:

- знакомство с элементарными правилами безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми, с Правилами дорожного движения;

- формирование стремления подчиняться и  соблюдать знакомые правила безопасности, вне зависимости от внешнего контроля;

- формирование знаний и навыка соблюдения  правил безопасного пользования предметами  быта;

- знакомство с основными частями улиц, некоторыми дорожными знаками;

- формирование элементарных представлений о потенциально опасных ситуациях, способах их избегания, выхода из них.

Базовые учебные действия: 

1. Формирование учебного поведения:  

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Технические средства обучения, оборудование, инструменты, приспособления.
  1. Компьютер

1

  1.  доска

1

  1. Проектор.

1

Учебная мебель

Стол ученический

5

Стул ученический

5

Стол учительский

1

Стул учительский

1

Шкафы

4

8. Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу  «Урок безопасности»  на 2021-2022 учебный год , 5б  класс

 

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды учебной деятельности

«Безопасность в помещении» -  11  ч

1

Введение. Опасность и безопасность.

1

3.09

Работа с сюжетными и предметными картинками. Просмотр видео. Классификация предметов. Прослушивание и анализ художественного произведения. Раскрашивание.

2

Опасные предметы в доме. Электроприборы.

1

10.09

Работа с презентацией. Беседа «Осторожно, электричество!».  Прослушивание и анализ произведения В. Черняева "Кот Василий и бытовая техника". Просмотр и обсуждение учебного видео. Игра «Что можно, а что нельзя».

3

Осторожно, можно уколоться!

1

17.09

Работа с презентацией. Прослушивание и анализ произведения Л. Скоробогатов  "Шила Соня сарафанчик, уколола Соня пальчик..." Просмотр и обсуждение учебного видео. Анализ ситуации "Медвежонок на кухне". Выполнение наглядного задания по теме.

4

Где можно поиграть?

1

24.09

Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведения  Е. Стеквашова "Поиграли". Работа с разрезными картинками.

5

Опасности на кухне.

1

1.10

Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведений В. Тунникова "Мамины помощники", Т.Петухова "Мыть посуду – не пустяк". Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.

6

Безопасный дом.

1

8.10

Работа с презентацией «Правила безопасного поведения в доме». Знакомство с правилами безопасного использования предметов быта. Прослушивание и анализ произведения З. Александрова "Что взяла – клади на место". Выполнение наглядного задания по теме.

7

Опасные предметы быта. Инструменты.

1

15.10

Работа с презентацией по теме. Беседа "Предметы быта. Внимание, папины инструменты!".  Анализ произведений С. Маршак "Какими бывают молотки", "Плохой молоток и непослушные гвозди". Рисование, раскрашивание.

8

 Внимание, огонь!

1

22.10

Работа с презентацией по теме «Противопожарная безопасность в доме». Знакомство с правилами безопасного поведения и действиями в чрезвычайной ситуации (пожар). Беседа «Кто такой пожарный?». Игры: «Тушим пожар»,  «Можно – нельзя».

9

Правила эвакуации во время пожара (практическое занятие в здании школы)

1

12.11

Работа с произведением К. Чуковский «Путаница». Работа с презентацией по теме. Тренировочные учения пожарной эвакуации.

10

Как вести  себя  в  общественных местах.

1

17.12

Работа с презентацией по теме. Знакомство с  моделью безопасного поведения в общественных местах. Работа с произведением  В. Косовицкий "В магазине".  Анализ ситуации «Если ты потерялся?»

11

Новогодние игрушки. Чем они опасны?

1

24.12

Работа с презентацией по теме. Анализ произведения В. Берестов "Новогоднее происшествие". Игра «Бывает - не бывает». Рисование. Работа с Памяткой.

«Безопасность на улице» - 10  ч

12

Город. Части улицы.

1

21.01

Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (город, улица, проезжая часть, дорога, тротуар, обочина, знаки, светофор, дорожная разметка). Просмотр обучающего видео. Раскрашивание.

13

Важные правила на улицах города. Светофор.

1

28.01

Работа с презентацией по теме. Беседа «Как следует вести себя на улице". Анализ произведений С. Михалков «Моя улица»,  Т.А. Шорыгина «Наш помощник светофор», «Друг пешехода».  Рисование.

14

Кто такие пешеходы? Зебра.

1

4.02

Беседа «Кто такие пешеходы». Работа с презентацией по теме.  Анализ произведения Т. Шорыгина «Я сегодня пешеход». Игра «Можно – нельзя».

15

Я -пассажир.

1

11.02

Беседа «О водителях и пассажирах». Работа с презентацией по теме.  Анализ произведений  Я Пишумов «Машины», Т.А. Шорыгина "Я пассажир".  Игра «Можно – нельзя». Правила безопасного поведения  пассажиров.

16, 17

Дорожные знаки на улице города.

2

18.02

25.02

Работа с презентацией по теме «Знакомство с дорожными знаками». Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка». Игра «Угадай знак». Просмотр обучающего видео. Раскрашивание.

18

Мы – пешеходы (практическое занятие на улице)

1

4.03

Практическое занятие на улице (переход через улицу, наблюдение за движением, дорожные знаки, выбор маршрута)

19

Правила безопасности на игровой площадке.

1

11.03

Беседа «Правила поведения на игровой площадке» Анализ произведений В. Берестов "Песочница", Д. Орлова "Как Стобед качался на качелях".

20

Безопасность на улице зимой.

1

18.03

Работа с  презентацией  по теме. Анализ произведения Т. Гусарова "Зимние забавы", Г.Лебедева "Горка". Правила безопасного поведения на улице зимой (гололед, сосульки, снежные заносы) Раскрашивание.

21

Безопасность на улице. Тест.

1

25.03

Повторение правил безопасного поведения на улице. Картинный тест (обобщение по разделу)

«Безопасность в общении» - 6 ч.

22

Моя семья.

1

19.11

Анализ ситуации "Непослушный медвежонок" Беседа по сюжетным картинкам (поведение детей в семье). Игра  "Можно - нельзя". Моделирование ситуации послушания в семье. Размышления по произведению З. Александрова "Мама недовольна".

23

Один дома.

1

26.11

Просмотр и анализ  сказки «Волк и семеро козлят» . Правила безопасности «Один дома». Работа с презентацией по теме.

24

Незнакомец на улице.

1

3.12

Беседа «Кто такие незнакомцы?». Правила безопасности на улице.  Игра «Свой -Чужой». Работа с презентацией по теме. Сюжетно -ролевая игра «Встреча во дворе».

25

Хорошо, когда есть друзья.

1

10.12

Беседа «Как помириться?». Работа с презентацией по теме. Анализ произведений Е. Стеквашова "Кто виноват?", "Друзья", В. Догадкин "Обида". Игры на сплочение коллектива «Буря», «Центр круга».

26

Мне звонит незнакомый человек.

1

8.04

Анализ ситуации «Телефонный звонок». Беседа по сюжетным картинкам. Игра  "Можно - нельзя". Моделирование ситуации. Просмотр и обсуждение видео.

27

Круг моего общения.

1

15.04

Беседа «Знакомые мне люди». Работа с презентацией по теме. Правила безопасного общения. Игры на сплочение коллектива.

«Природа и безопасность» - 7 ч.

28

Осторожно, мороз!

1

14.01

Работа с презентацией по теме. Беседа «Как не замерзнуть в холода». Анализ произведений А. Порошина "Варежки", В. Шульжик  сказка "Мороз и заяц".  Игра «Мы мороза не боимся».

29

Безопасность на  природных объектах (лес, водоем).

1

22.04

Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (лес, водоем). Беседа «Что опасного в лесу?». Работа с Памяткой. Рисование.

30

"Внимание, дождь, ветер, гроза!"

1

29.04

Работа с презентацией по теме. Беседа «Что такое метель и как себя вести на улице во время сильного ветра». Анализ произведений О. Кригер "На прогулку", Н. Губская "Загремел на небе гром...". Правила безопасного поведения во время грозы, дождя и ветра. Игра "Солнышко и дождик".

31

Витамины с ветки и с грядки.

1

6.05

Анализ произведений И. Гурина "Натворила осень дел", А. Прокофьев "Огород". Работа с презентацией по теме. Правила употребления овощей и фруктов. Упражнение "Моем фрукты-овощи".

32

Животные могут быть опасны.

1

13.05

Анализ произведений Л. Луканова "У меня есть новый друг",

С. Маршак "Усатый - полосатый". Работа с презентацией по теме.  Беседа «Почему нельзя дразнить собак?».  Работа с Памяткой (раскрашивание)

33

Безопасность под солнцем.

1

20.05

Работа с презентацией по теме «Солнце может быть опасным».  Рассматривание сюжетных иллюстраций. Просмотр обучающего видео. Беседа «Что делать, если очень жарко?». Работа с Памяткой. Рисование.

34

Правила безопасности (обобщение)

1

27.05

Анализ произведений. Работа с презентацией. Просмотр обучающего видео. Работа в тетради (повторение). Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)

В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...

Тесты по безопасности для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Методический материал предназначен воспитателям и учителям классов с умеренной и тяжёлой умственной  отсталостью, для проведения проверочного тестирования по вопросам безопасности в социальном ок...

Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться,  понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценно...

Классный час к Дню Российской науки, для обучающихся 6в класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Тема классного часа  «Что такое наука?» Цель занятия: формировать первоначальные представления о науке, работе ученых; формировать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему ...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Рабочая программа  «Домоводство» составлена на основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  с умственной отсталостью (инт...

Анкета для родителей обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Домашние поручения детей»

Анкета для родителей обучающихся с ТМНР  "Домашние поручения  для детей. Возможности и трудности".   Результаты анкеты позволяют   учителю  продуктивно п...