Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал

Налдеева Любовь Вячеславовна

Исследованиt эмоционального компонента нравственного развития

Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста

     Традиционно выделяют три компонента нравственности: поведенческий, эмоциональный и когнитивный.

     Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного  поведения,  которое  социально одобряемо и приемлемо. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения в ходе эксперимента.

     Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе  эмоционального отношения детей к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках.  

     Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через  их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности,  изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.

      Диагностику рекомендуется проводить индивидуально.

  1. Исследование когнитивного компонента нравственного развития

       Диагностика изучения представлений детей о нравственных качествах.

  • Методика  Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович  «Беседа» 

      Вопросы для беседы:

-     Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

-     Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

-     Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?

-     Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

-     Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

-     Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

      Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах согласно возрасту.

  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

       Детей просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

  • Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

      Обработка результатов.

      Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

  1. балла – если сформировано полное и четкое представление.

  1. Исследование  эмоционального компонента нравственного развития
  • Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»                                                    

      Детям предлагается бланк теста  с предложениями, которые необходимо закончить несколькими словами.

      Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

      Если кто-то надо мной смеется, то я…

      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

      Когда меня постоянно перебивают, то я…

      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

      Когда в моем присутствии обижают человека, то…

      Обработка результатов по 3-х бальной системе:

0 баллов  - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл -  нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще  недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны,  отношение к нравственным нормам устойчивое.

  •    Методика «Сюжетные картинки»  (по Р.Р. Калининой)

      Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (Приложение 1). Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.                                        

Обработка результатов:

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

  1. Исследование  поведенческого компонента нравственного развития
  • Методика «Проигрышная лотерея» М.Т.Бурке-Бельтран (диагностика сформированности морального поведения ребенка).

        Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

     Обработка результатов:

     О сформированности морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации.

  • Методика «Подели игрушки» (изучение поведенческого аспекта нравственности в ситуации морального выбора)

      Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

     Обработка результатов:

      Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.

    Методики «Проигрышная лотерея» М.Т.Бурке-Бельтран и «Подели игрушки» разработаны для исследования нравственного развития детей дошкольного возраста, но, исходя из практического опыта, могут применяться и при диагностике младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Диагностика развития детей младшего школьного возраста

Диагностика развития детей младшего школьного возраста...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...