Мониторинг нравственного развития детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал на тему

Гусарова Светлана Александровна

Диагностика нравственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusarova.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое исследование нравственной сферы

 младших школьников

Гусарова Светлана Александровна,

 учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Кошки

GusarSA@yandex.ru

Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  является нравственное развитие ребенка, которое оказывает  существенные изменения в его  духовно-нравственном мире.

Нравственное развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть  последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести,  осознание  самого себя как носителя нравственности.

В процессе воспитательной работы  используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики формирования коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в учреждении.

          Мониторинг воспитательных результатов включает отслеживание уровня воспитанности детей, и, прежде всего – динамики воспитанности. Кроме индивидуальной воспитанности важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция коллектива в общей деятельности учреждения, отклик на общественно-полезную деятельность, сплоченность коллектива.

        Воспитанность как результат рассматривается только на индивидуальном уровне – относительно каждого ребенка: ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой.

        Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, на определенных этапах воспитательного процесса используются различные тесты и  методики,  но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.

Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая педагогом ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную роль, занимает определенную позицию. В процессе подготовки и  проведения дела решается комплекс воспитательных задач, позволяющих отследить  позицию каждого ребенка и уровень развития коллектива в целом.

         В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации, характера  направленности поведения детей.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. 

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

Исследование  поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.     

Исследование когнитивного компонента нравственного развития

  1. Диагностика изучения представлений о нравственных качествах         (Приложение№1) 

Метод «Беседа» (Методика  Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

  Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»   (Приложение№2) 

Исследование эмоционального компонента нравственного развития                                                                                 

1.Диагностика  эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)      (Приложение№3      

2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)   (Приложение№4      

3.Анкета-опросник «Настоящий друг» (Приложение№5     

4.Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р.Калининой (Приложение№6      

5.Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). (Приложение№7      

6.Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). (Приложение№8      

Исследование  поведенческого компонента  нравственного развития

1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)  (Приложение№9      

 2.  Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. 

Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов.  (Приложение№10       

            Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного  развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. (Приложение№11,12

Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.

              Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик  позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Список литературы: 

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.  (Стандарты второго поколения).
  2. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск, 2001.  
  3. Психолого-педагогическое исследование нравственной сферы младшего подростка.  Школьные технологии. Соловцова Е.Е. - Москва – 2001. – № 6.
  4. Мониторинг процесса воспитания школьников Педагогика. Шилова М.И. – 2001. – № 5.

 

(Приложение№1      

 Диагностика изучения представлений о нравственных качествах  

Метод «Беседа» (Методика  Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

 Вопросы для беседы:

-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?

-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

           Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Обработка результатов.   

 Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.

(Приложение№2

      

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

   (Приложение№3 

    

     Диагностика  эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)         

         Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

  1. Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
  6. Когда в моем присутствии обижают человека, то…

Обработка результатов по 3-х бальной системе

                                                                   

 (Приложение№4 

     

Диагностика межличностных отношений  (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. 

(Приложение№5      

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р.Калининой.

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

(Приложение№6      

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

(Приложение№7      

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?                   Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

(Приложение№8      

 Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)  

 

Мои отношения

Я

оцениваю

себя

Меня

оценивают

родители

Меня

оценивает учитель

Итоговые оценки

Отношение к Родине, своей семье:

1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России  

2.  Я  не очень хорошо знаю государственные символы России  

3.  Я  не  знаю государственные символы России  

 

 

Отношение к себе, людям и коллективу:

1.  Не  всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения;

2.  Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса;

3.  Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан;

 

 

                      Отношение к природе:

1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности;

2. Не люблю и не  берегу природу и окружающую среду;

3. Не всегда бережно отношусь к  растениям и животным;

 

 

           Отношение к познанию и труду:

1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится;

2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает;

3.    Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда;

 

 

            Красивое в моей жизни;

1.  Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах  и опрятен в одежде;

2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков;

3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми;

 

 

   (Приложение№9      

Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся. 

(Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов).  

1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?

             а) белая, синяя, красная;

            б) красная, белая, синяя;

            в) синяя, белая, красная.

2. Гимн – это…

            а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;

            б) торжественная песня для коллективного прослушивания;

            в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях,     подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.

3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …

            а) золотой двуглавый орел;

            б) Святой Георгий Победоносец;

            в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.

4. Родина – это…

            а) место, где человек живет сейчас;

            б) место, где человек родился и провел свое детство;

            в) Отечество, родная сторона.

5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …

            а) общественное и государственное устройство;

            б) основные права и обязанности граждан;

            в) права граждан.

(Приложение№10      

Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся_______________ класса

п\п

           

Ф. И

обучающегося

Направления воспитания

Итого

вый

балл

Уро

вень

раз

вития

Гражданско-патриотическое

Нравственно-этическое

Экологическое

Художественно-эстетическое

Трудовое

       

(Приложение№11      

Cводный лист данных изучения нравственного роста

личности обучающихся 1-4 класса за 203-2017 год.

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Нали

чие качеств

Отсутст

вие качеств

Наличие качеств

Отсутст

вие качеств

Нали

чие качеств

Отсутст

вие качеств

Нали

чие качеств

Отсутст

вие качеств

1.Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе, я – мой дом, моя семья, моя малая Родина

4.Мое положительное отношение к школе:

        

5.Отношение к искусству

6. Хорошее отношение к товарищам

7.Как я отношусь к себе:

Высокя

само

оценка

Низкая само

оценка

Высокя

само

оценка

Низкая само

оценка

Высокя

само

оценка

Низкая само

оценка

Высокя

само

оценка

Низкая само

оценка

Вывод: …..   динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....

Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной  школе направлен на формирование всесторонне развитой л...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...

Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста

Исследованиt эмоционального компонента нравственного развитияМетодика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»          ...