Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ГПД А.Я. Башмаковой
учебно-методический материал по теме

Башмакова Асия Ягфаровна

Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых,  среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый - ребенок - ключевая фигура воспитательного пространства.
  Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
   Цель моей педагогической деятельности -  
гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:
 развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.       
  Главная задача  - создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками  сформированности детского коллектива.
Воспитательная программа «Вокруг тебя – мир», созданная мной, способствует  достижению основной цели воспитательной работы и решению приоритетной задачи. В 2012-2013 учебном году вся работа велась по этой программе. Разработка данной программы строилась на основе следующих технологий:
•    Технология здоровьесбережения,
•    Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского,
•    Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова,
•    Игровые технологии,
•    ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Самоанализ

   педагогической деятельности воспитателя ГПД А.Я. Башмаковой

Я, Башмакова Асия Ягфаровна, в 1990 году закончила музыкальное училище в г. Бузулуке Оренбургской области, по специальности дирижёр хора, преподаватель сольфеджио, учитель музыки.

   Общий педагогический стаж 21 год, стаж работы в должности воспитателя 10,5 лет. По итогам предыдущей аттестации имею высшую квалификационную категорию по должности воспитатель.

    Прошла курсы повышения квалификации  по темам:

  2009 г. «Работа с новыми программными продуктами» (МГОУ), «Новые управленческие технологии» (ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва);

 2012 г. «Навыки для жизни: обучение подростков навыкам и умению общаться»  (Ассоциация экспертов по проблемам детства, г. Ногинск);

2013 г. «Особенности работы воспитателя в ГПД в условиях современной школы» (ГБОУ ВПО МО Академия социального управления, г. Москва).

    Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых,  среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый - ребенок - ключевая фигура воспитательного пространства.

  Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

   Цель моей педагогической деятельности -  

гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:

 развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.      

  Главная задача  - создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками  сформированности детского коллектива.

Воспитательная программа «Вокруг тебя – мир», созданная мной, способствует  достижению основной цели воспитательной работы и решению приоритетной задачи. В 2012-2013 учебном году вся работа велась по этой программе. Разработка данной программы строилась на основе следующих технологий:

  • Технология здоровьесбережения,
  • Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского,
  • Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова,
  • Игровые технологии,
  • ИКТ.

Попытаюсь  обосновать  выбор  именно  этих  современных  воспитательных    технологий.

 Во - первых,  все  они,  действительно, актуальны.   Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.

Во -  вторых, все  они  достаточно  универсальны,   т.к.     с  одинаковой  эффективностью  могут  быть  использованы,  как  в  учебном,  так  и  в  воспитательном  процессах.

  В-третьих,  все  применяемые  мной  современные  технологии интегральны,  т.к. не   взаимоисключают, а  легко  дополняют  друг  друга.  И  это  делает  их  применение  достаточно  мобильными  и  легкими  в  реализации.

 В -  четвертых,  все  они  являются   здоровьесберегающими, т.к.  обеспечивают  сохранение  здоровья  детей  через   получение  положительных  эмоций, обеспечивают,  в  достаточной  мере,  двигательную  активность  учащихся.  А  это  важно  в  наше  время: в     традиционной  школе  здоровье  детей  находится  под  угрозой,  и  только   около  4-5  %  учащиеся  заканчивают  среднюю  школу здоровыми.   Очень  важны   здоровьесберегающие  технологии  и   в наш  век  компьютеризации. 

 В-  пятых,  все  они  личностно-  ориентированные  и,  позволяя  ученику работать  в  зоне  ближайшего  развития   и  давая  ему  право выбора   и  дифференцированный  подход  в  обучении  и  воспитании,  эти  технологии  способствуют  эффективному  развитию  способностей  и  возможностей  каждого  ученика.

 В- шестых,  все  выбранные   и  применяемые  мной  технологии  помогают  оптимизировать  воспитательный  процесс  и  делают  его  увлекательным  и  интересным. А  это  очень  важно в  наше  время,  когда  информационное  пространство  сегодня    настолько  возросло,  что  требует  эффективных  средств воспитания и  воспитатель  вынужден  искать  такие  средства    воспитания,  которые  помогут     сделать  его  увлекательным  и  интересным  для  ученика. 

  Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.  И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ "Об образовании”, "Конституция РФ”, "Конвенция прав ребёнка”, "Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".

   Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач  и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной.                       Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления: создание условий для личностного развития воспитанников; создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной); создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру:

Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения  я прорабатываю  пути  реализации, составляю тематическое планирование клубных часов на весь учебный год. 

 В понедельник  я провожу клубный час личностно – ориентированного плана,

во вторник – культурно – просветительского направления,

в среду занимаемся познавательно – творческой деятельностью,

четверг отведен для экологии и краеведения,

в пятницу   провожу физкультурно- оздоровительные мероприятия.

    В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует

умственному, физическому, эмоциональному  и творческому развитию учащихся.

   Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время  учебного процесса,  это  даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.

 Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы  никогда не оставляют ребят равнодушными,  вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.

   Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности  сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую  умения и навыки в сфере общения.  Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам,  коллективно- творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр

и во время индивидуального общения.               

   Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы,  реализовать их способности.  

   Индивидуальную работу с учащимися строю на:

  • изучении индивидуальных особенностей учащихся;
  • установлении межличностных контактов  с каждым ребенком;
  • оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
  • взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся;    
  • диагностике результатов  воспитания.

    Игровую технологию, как ведущую для младшего  школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в  ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.                                                          

   Большое значение в воспитании подрастающего поколения  имеет трудовое воспитание.

Детей приучаю к труду  с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, с использованием элементарных приемов труда,  навыков  самообслуживания, знакомлю с профессиями взрослых людей, воспитываю чувства уважения к людям любой профессии.  

   Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, учебным процессом, организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций, анкетирования, КТД,  и т.д. Родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью группы. В работе мне помогает  картотека с подробными данными детей и родителей, созданная в начале учебного года.

  Творчество –  норма детского развития. Стараюсь формировать творческую личность, применяю в работе  КТД. Для детей младшего школьного возраста характерно литературное, изобразительное, музыкальное и драматическое творчество. Поэтому для  развития творческих способностей  привлекаю учащихся к участию в различных мероприятиях. Дети с интересом участвуют  в разнообразных по форме и содержанию мероприятиях. Принимают участие в различных конкурсах.

Форма (конкурсы, выставки и др.), уровень, название, год

Результат (количество победителей, призеров),

Районный конкурс инсценированной песни, номинация «Песни Дома» 20.03.2009 г.

Грамота - 3 место, (коллектив учащихся из 8 человек).

Районный конкурс «Детям Подмосковья – безопасную жизнедеятельность», номинация «Азбуку дорожную знать каждому положено». 02.12.2009 г.

Грамота - 1 место (коллектив учащихся из 6 человек).

Областной фестиваль «Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах» среди обучающихся образовательных учреждений Московской области, номинация «Активный пропагандист ПДД», Сценарий театрализованного представления «В гостях у сказки»,  декабрь 2009 г.

2 ученика  Зыкин А., Ревазов В. награждены дипломами.

Муниципальный конкурс «Права человека глазами ребёнка»,01.03.2011 г.

Грамота 3 место. 1 ученик – Пронин Д.

Муниципальный  конкурс агитбригад «Детям Подмосковья – безопасную жизнедеятельность», номинация «Охранять природу – значит охранять Родину». 30.11.2011 г.

Грамота – 2 место ( коллектив учащихся из 9 человек).

Фестиваль инсценировок среди учащихся начальной школы по произведениям С.Я.Маршака,  школьный уровень, ноябрь 2012

Грамота за активное участие (коллектив учащихся 1 класса ).

 Районная выставка социального плаката «Мы за здоровый образ жизни».

Участие.

Изучение состояния  эффективности  воспитательного процесса  в группе осуществляю с помощью диагностики. Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса  ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности воспитателя.

 В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса  я выбрала: уровень воспитанности учащихся, формирование классного коллектива, наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

   Наряду с воспитательной работой в ГПД  совершенствую своё педагогическое мастерство. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.  И с  появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности  самообразования.

Тема моего самообразования: «Информационно- коммуникационные технологии. Применение компьютерных технологий  в работе».

Я изучила соответствующую научно-методическую литературу, познакомилась с передовым педагогическим опытом, освоила компьютерные программные продукты, создала электронные презентации при помощи Power Point, создала  собственные  профессиональные сайты, опубликовала свои материалы  на различных профессиональных сайтах.                                                      

(Отчет  по теме самообразования представлен отдельно).

Принимаю участие в профессиональных конкурсах:

Муниципальный конкурс «Творческая мастерская педагога», декабрь 2010 г

Участник.

Всероссийский Конкурс мультимедиа презентаций  «Мозаика презентаций»,  

 образовательный информационный сайт Томского  государственного педагогического университета «Педагогическая планета» (http://planeta.tspu.ru)., 2013г.

Диплом участника, справка о публикации № 616.

Всероссийский интернет- конкурс педагогического творчества 2012/13 уч. года

www.educontest.net, 2013г.

Диплом участника, свидетельство о публикации материалов.

 

Выступаю на педагогических советах и ШМО:

Тема выступления

название, место проведения, дата

«Гуманистическая направленность педагогической деятельности».

Педагогический совет по воспитательной работе  «Педагогика рожденная жизнью», МСУ «СОШ», март 2009г.

«Педагогическая ситуация, или каких учителей и воспитателей любят дети».

Педагогический совет по воспитательной работе  «Педагогическая ситуация, или каких учителей и воспитателей любят дети», МСУ «СОШ», апрель 2010г.

«Воспитательные системы в современной школе».

Педагогический совет по воспитательной работе  « Как достичь успехов и избежать неудач в деятельности классного руководителя» МСУ «СОШ», апрель 2011г.

«Оптимизация выбора методов и средств воспитания при организации различных видов деятельности».

Выступление на ШМО классных руководителей и классных воспитателей, МБСУ «СОШ», январь 2011г.

«Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов».

Педагогический совет по воспитательной работе  «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов», МБСУ «СОШ», март 2012г.

«Обобщение  опыта работы. Применение педагогических технологий».

Выступление на методическом совете школы. Протокол № 1 от 25 04. 13.

Представляю публично собственный педагогический опыт на сайтах:

---Дистанционный образовательный Портал «Продлёнка»     http://www.prodlenka.org/metodichka/mypage.html

---Школьный сайт   www.nogschool4.edusite.ru/p80aa1.html

---Собственный мини- сайт  "http://nsportal.ru/bashmakova-asiya-yagfarovna" 

---  Социальная сеть работников  образования nsportal.ru

--- Собственный сайт   http://bashmakovaasya.ucoz.net/

--- Образовательный информационный сайт ТГПУ «Педагогическая планета» (http://planeta.tspu.ru).,     --- Всероссийский интернет- конкурс педагогического творчества 2012/13 уч. годаwww.educontest.net.

 ---Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://my.1september.ru/festival/ 

Имею благодарности и грамоты:

Благодарность с записью в трудовую книжку

МСУ «СОШ»   Приказ №13/3 от 24.03. 2010

24.03. 2010

Грамота

МСУ «СОШ»

11.01.2009.

Благодарственное письмо

Управление образования , г. Ногинск    

Май 2010г.

Грамота

МБОУ СОШ №4

2012 г.

Май 2013 г.

Благодарность    с записью в трудовую книжку

Приказ по Управлению Образования от 10.05.2013  №327

   Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом, учусь.  Профессия   воспитателя - творческая. Современный педагог никогда не должен останавливаться на достигнутом. Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от  личности воспитателя, его способности к позитивному общению с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....

«Самоанализ педагогической деятельно-сти воспитателя ГПД»,

Я, Башмакова Асия Ягфаровна, в 1990 году закончила музыкальное училище в г. Бузулуке Оренбургской области, по специальности дирижёр хора, преподаватель сольфеджио, учитель музыки. Общий ...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня.

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня

Свою задачу воспитателя вижу в том, чтобы организовать работу в группе продлённого дня в оптимальном режиме, обеспечить детям эмоциональный комфорт, безопасность, создать здоровьесберегающие условия д...

Самоанализ эффективности деятельности воспитателя.

Самоанализ эффективности деятельности воспитателя....