"Образ войны и победы. Человек - это больше войны".
статья (4 класс) на тему

Генрих Елена Серафимовна

 Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте Преодоления и Подвига, через который прошла когда-то огромная страна. Сразу после войны Теодор Адорно был потрясен: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Белорусский писатель Алесь Адамович, считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Представляю вашему вниманию людей войны - их героизм и подвиги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек- это  больше войны». Елена Серафимовна Генрих, п.г.т.Тяжинский, Кемеровская область, Россия.

 Русская литература интересна тем, что она единственная может рассказать об уникальном опыте Преодоления и Подвига, через который прошла когда-то огромная страна. Сразу после войны Теодор Адорно был потрясен: «Писать стихи после Освенцима – это варварство». Белорусский писатель Алесь Адамович, считал, что писать прозу о кошмарах XX века кощунственно. Тут нельзя выдумывать. Правду нужно давать, как она есть. Требуется «сверхлитература». Говорить должен свидетель.  Все это в равной степени относится к документалистике . Автор- документалист Светлана Алексиевич пишет о той «окопной правде», которую нужно заставлять себя узнать. О жизни, которая хуже смерти. Это повествование, за которым истерики и ночные рыдания в подушку. Сломанные и украденные жизни. Опыт, который меняет навсегда и заставляет сводить счеты с этой действительностью. Уровень жизни  страны определяется отношением к старикам , детям  и женщинам.. Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин - не обходят они стороной всех.  С. Алексиевич назвала свою книгу "У войны не женское лицо", отразив в заглавии основную мысль: убийства противны женской сущности, главному назначению женщины на земле - дарить жизнь.  А война всегда лишает женщину права на главное ее  в жизни.                                                                                                            Писательский голос Алексиевич абсолютно органично сочетается с ее жизнью. Сама про себя Алексиевич говорит, что «она —ухо». Слушает, вслушивается, записывает, воспроизводит, выстраивает.  Светлана Алексиевич  делает достоянием общественности частное, рассказывает о неизвестном, напоминает о забытом. «У войны не женское лицо» — истории женщин-фронтовичек. Со страниц  книги звучат слова живых свидетелей трагических и великих событий.  Книга  написана очень душевно и эмоционально. В ней нет пафоса и романтики, как было принято описывать  войну в прошлом, но и нет поливания грязью, как очень часто бывает в настоящем . Разные женщины  с разными характерами и взглядами на жизнь, но всех их объединяет ужас и боль пережитого.
    Книга достаточно откровенно описывает женщину на войне и те психологические, физиологические и просто бытовые трудности с которыми ей пришлось там столкнуться. Многие из этих женщин пожертвовали жизнью, здоровьем, личным счастьем и радостью материнства, а после войны, почувствовали на себе презрительно-высокомерно отношение окружающих. ««До Варшавы  дошла… И все пешочком, пехота, как говорится, пролетариат войны. На брюхе ползли… Не спрашивайте  больше меня…  Не  люблю я книг о войне. О героях… Шли мы больные, кашляющие, не выспавшиеся, грязные, плохо одетые. Часто голодные… Но победили!» Светлана Алексиевич говорит «мы военные люди – мы или воевали или готовились к войне. Если присмотреться, то мы все думаем по-военному. Дома, на улице. Поэтому у нас так дешево стоит человеческая жизнь. Все, как на войне.»  Женская война- это  не о героях. Не о том, как одни люди героически убивали других людей. Запомнилось женское причитание из текста книги : «Идешь после боя по полю. А они лежат ... Все молодые, такие красивые. Лежат и в небо смотрят. И тех, и других жалко». Вот это «и тех, и других» подсказало Алексиевич , о чем будет моя книга. О том, что война – это убийство. Так это осталось в женской памяти. Только что человек улыбался, курил – и уже его нет. Больше всего женщины говорят об исчезновении, о том, как быстро на войне все превращается в ничто. И человек, и человеческое время. Да, они сами просились на фронт, в 17-18 лет, но убивать не хотели. А умереть были готовы. Умереть за Родину. Из истории слов не выкинешь – за Сталина тоже. Героев автор  не искала. Она писала историю через рассказ никем не замеченного ее свидетеля и участника. Его никто никогда не расспрашивал. Что думают люди, просто люди о великих идеях мы не знаем. Сразу после войны человек бы рассказал одну войну, через десятки лет другую, конечно, у него что-то меняется, потому что он складывает в воспоминания всю свою жизнь. Всего себя. То, как он жил эти годы, что читал, видел, кого встретил. Во что верит. Наконец, счастлив он или не счастлив. Документы – живые существа, они меняются вместе с человеком. ...Светлана Алексиевич пишет «Чтобы жить, нужен идеализм. И я бы пожелала всем мужества идеализма. Не забывать, какая все-таки прекрасная жизнь. Сама по себе жизнь. Научиться радоваться, что ты есть. Просто есть на свете. К людям нашей цивилизации, нашего века, нашего места эта радость все не приходит. Мы трудно ей учимся. Убивать — это у нас все еще нормально. И ненавидеть нормально. Ненависть нас не спасет. Только любовь спасет.»      Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие…" (1969). В центре произведения - пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушками, не теряют своего неповторимого очарования.  Под командованием старшины Васкова пять девчонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за порушенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята китайская версия. Женщины –движущая сила, которая заставляла мужчин идти вперед. Они подталкивали своих мужей молитвами и надеждами, а те по инерции рвались в сражения. Кто-то когда-либо задумывался о том, как тяжело было матерям одним? Хрупким по натуре, им приходилось колоть далеко не хрупкие бревна и носить на себе непосильную для женщины ношу. Во времена войны хрупкие и милые девушки превращались в мужественных боевых женщин. Они были тем стержнем, вокруг которого крутилось и хозяйство, и семья. Никто не смотрел на слезы бабушек и женщин, оплакивающих своих мужей и сыновей. А кому это было нужно? Правильно – никому.  Повесть Распутина "Живи и помни". В этом произведении наглядно показывается тяжелая жизнь вот той "движущей силы" по другую сторону фронта, где ждали возвращения бойцов с войны. Настёна, жившая в Сибири, дожидалась своего любимого с фронта, надеясь увидеть его в роли победителя. Но не всегда получаешь то, чего хочешь. "Получила" она его в роли дезертира. Естественно, если бы кто-либо узнал об этом, то Андрея Гуськова (так звали молодого человека) сразу же расстреляли бы . Поэтому парень прятался глубоко в лесу, в грязной, поломанной, пропитанной влагой избе. Зима.  Она с ним рядом и она счастлива, в то время как другие женщины плачут и получают похоронки. Они молятся, обливаясь слезами, они надеются на возвращение своих родных, хоть их уже давно нет в живых. А Настёна врет родным, крадет вещи, словом, делает все, чтобы облегчить мужу жизнь в лесу. И она молчит. Ее уста скорее будут кричать от боли каторг, чем еле открываться, сдавая мужа. Она готова унести их тайну в могилу. Даже со временем, когда она беременеет, никому не признается, от кого ребенок. "Изменщица", - кричат ей вслед старухи с истерзанными от долголетних мучений лицами. Но что делать бедной девушке? Ее муж не убийца и не преступник. Его пообещали вернуть домой и не сдержали свое слово. Он просто хотел увидеть свою семью. Он вернулся сам. И она обязана молчать. Какая ирония… Невероятно ярко и эмоционально показаны все чувства и переживания главных героев. При прочтении каждой строки ты чувствуешь то, что чувствуют и они. Ты голоден, когда голоден Андрей; ты плачешь, когда плачет Настена; тебе холодно, когда на страницах книги воет вьюга и страшно, когда в глуби озаренного холодным лунным светом леса воет, разрывая глотку, волк. А вот Настёна стоит на пороге дома, с которого ее только что выгнали за "измену" мужу. За псевдоизмену всем устоям. Но никто не знает о том, что она настоящая героиня. Она – женщина, которая совершила больше, нежели некоторые солдаты. Она хранила тайну до конца. И будучи беременной, без дома, она замечает, что власти следят за ней. Они догадались. Да-да, они догадались обо всем: о прячущемся дезертире, о ее помощи в совершении "Преступления". Пучина забрала ее. Забрала не одну душу – две. Невинный малыш никогда не увидит света и не сможет прикоснуться руками к солнечному теплу. Все потому, что серая река унесла с собой Настёну. Власть добилась своего. Девушка не выдержала всех перипетий судьбы. Она помогала любимому – он прогнал ее.  Никакой надежды на жизнь. Никакой надежды на настоящую победу духа. Каждая строка заставляет задуматься. А кто помнит этих героев из глубокого дна, прогнувшегося под весом утраченных на войне надежд?. Безвоенное  поколение, знаем о войне только из книг, фильмов, рассказов бабушек, дедушек, но ни в этом дело. Главное, что мы знаем о ней и помним! И память эта священна. И каждая книга о войне, по моему мнению, тоже священна!

Литература:

    1.Алексиевич,С.А. У войны не женское лицо: документальная проза.-М.:Правда, 1988-464с.

   2. Васильев, Б.Л. А зори здесь тихие:повесть.-М.: Детская литерат ура, 1984.-142с.

3. Распутин,В.Г. Живи и помни.: повести.- Барнаул: Алтайское книжное издательство. 1988.-696с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы

Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......

Классный час, посвящённый памяти Ленинградской блокады « Маленькие победы большой войны. Они учились в Ленинграде…»

В данной разработке показано. как тяжело было детям в годы войны в нашем городе. Как они преодолевали трудности, совершали свой маленький подвиг - учились. Хочется. чтобы современные дети больше ценил...