В помощь учителю. Дидактический материал "Упражнения по совершенствованию навыков чтения на уроках литературы" 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Янкова Татьяна Михайловна

Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творческого воображения, поэтического вкуса, эстетического восприятия действительности, формирование гражданской и нравственной позиции. Одной из главных задач литературы является совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Только творческий, новаторский подход даст желаемые результаты в обучении правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению. Главное в этой работе - добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, самостоятельности, ответственности за состояние навыков чтения не только самого себя, но и товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr.dlya_chteniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для  определения  уровня  беглости и осознанности чтения.

Задание 1

Прочитай  текст. Определи главную  мысль.

*Кому  посвятил  свои  первые  стихи  Н.А.Некрасов?

*Расскажи  об  отце  автора.

Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении отца, в Грешневе, на берегу великой русской реки Волги. Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был грубым, малообразованным человеком, дети не любили и боялись его. Мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина, любила книги, музыку, знала иностранные языки, прекрасно пела. Свои первые стихи Коля посвятил матери.

Дружба Некрасова с крестьянскими ребятишками открыла перед ним простую трудовую жизнь народа. Она подарила ему радость общения с природой.

С детства полюбил поэт простор родных лугов и полей, первый шёпот зелёных трав и нестройные птичьи голоса с лесу. Эту любовь к родной природе, протест против нищеты и грубости пронёс Некрасов через всю свою жизнь.

Задание 2

Прочитай текст. О чём говорится в нём? Найди эпитеты и метафоры, помогающие представить море во время штиля.

    Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нём, заволакивая самые концы мачт, и слепил, и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно. Изредка всплывал тюлень — и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущённую гладь

Задание 3

Прочитай текст. Определи главную мысль, интонацию, с которой будешь читать. Какую роль в отрывке играет пейзаж?

  Было очень темно, но Козетта привыкла ходить сюда за водой. В темноте нащупала она левой рукой склонившийся над водой  молодой дубок, который обычно служил её опорой. Ухватившись за ветку, она   нагнулась и погрузила ведро в воду. Она вытащила почти полное ведро воды и поставила его на траву. Тут только она почувствовала, что не может сделать больше ни шагу; она опустилась на траву и замерла, присев на корточки. Козетта закрыла глаза, потом открыла их. Рядом с ней в ведре колыхалась вода, расходясь кругами. Над головой расстилалось небо, покрытое тяжёлыми тёмными тучами. Дул холодный ветер. Козетта встала. Страх снова охватил её. Скорее бежать, бежать, что есть силы и через лес, и через поле — к домам, к освещённым окнам, к горящим свечам. Она ухватилась обеими руками за ручку ведра, но у неё едва хватило

силы поднять его.

Задание 4

Прочитай текст. О  чём  в  нём говорится? Перескажи.

    Уже  совсем  захолодало. Ещё  тише  и  угрюмее  стало  в  лесу. Вдруг  целая  стайка  каких – то  нарядных птиц  усаживается  на  рябину. Это  свиристели. Стайки  свиристелей  появляются  у  нас поздней  осенью и  в  годы  урожая ягод держатся  всю  зиму,  вплоть  до  весны. А весной  эти  птицы улетают  обратно на  север. Какая  тишина  в  лесу  поздней  осенью! Немногие   птицы  остаются  зимовать в  наших  краях. Но зато поздней  осенью  прилетают к  нам  другие  пернатые. Пусть  этих  северных  гостей  не  так  уж  и  много,  пусть  они  своим  весёлым  щебетанием  и  не  оглашают тишину  зимнего леса, и всё же мы  радуемся  им.

Упражнения  для  определения  уровня  выразительности и  правильности  чтения.

Задание 1

Попробуй менять силу голоса при чтении. Сначала прочитай текст шёпотом, затем всё громче и громче. А потом подумай: какие предложения нужно прочитать тихим голосом, а какие — сильным. Почему?

Ночь торопилась в чащу. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.

Задание 2

 Прочитай начало сказки "Заяц-хвастун". Определи, каким темпом, силой голоса будешь читать  сказку. Прочти  выразительно.

   Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался...

Задание 3

Прочитай отрывок, назови басню. Обрати внимание, как замедляется темп при перечислении героев басни и музыкальных инструментов, соблюдай  логическое  ударение. Читай  правильно  и  выразительно.

Проказница-мартышка,        

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет.

Задание 4

 Прочитай отрывок из басни. Подумай, с какой интонацией нужно прочитать слова лисы? Читай басню вслух. Следи за ударением в словах. Выбери  для  чтения  нужный темп,  силу  голоса,  интонацию. Читай  правильно и выразительно.

... Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Задание 5

Прочитай и подумай. Почему в тёмном лесу исчез человек? Это весёлое или грустное стихотворение? Почему? Какую ты выберешь интонацию для  чтения? Какой темп? От чего зависит выбор интонации и темпа? Читай  быстро,  выразительно.  

Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком.

Он шёл всё прямо и вперёд

И всё вперёд глядел.

  Диагностические  упражнения  по   определению уровня  навыка чтения  на  конечном  эксперименте.

Упражнения  для  определения  уровня беглости и  осознанности чтения.

 Задание 1

Прочитай  отрывок. О чём  в  нём  говорится? Перескажи.

 …Отец  его  тем  временем  метался  по  степи. Он  был  не  один. И остальные  чабаны,  прослышав  про  малыша,  увязались  за  ними. Так  и  не  попил  чаю  Бертай.  Не успел. Буран  начался,  когда  он  за  первую  чашку  взялся. На  пастбище  мальчика  не  оказалось.

- Зверья, говорят, всякого  нынче  много….- пробормотал  кто – то  из  чабанов.

- Овцы  бы  целы  были…

- Бог с  ними, с   овцами! Мальчик  бы  живой  остался…

  Задание 2

Прочитай  отрывок. Перескажи. Определи  главную  мысль.        

…Мальчик  обогнул  угол  и  приблизился  к  тому  месту,  где  был  поставлен  капкан. Было  уже темно, и он  сначала  ничего  не  увидел. Зверь,  заслышав  шаги  человека  притаился. Но вот что – то жёлтое,  как пламя  забилось  под  стеною. Самат различил: зверёк,  со  светло – жёлтой  шкуркой,  с  пушистым  хвостиком,  с  кошачьими  ушами  то  прыгал,  стараясь  выдернуть крепко  схваченную  железными  полукружьями капкана  лапу,  то  припадал  к  железу  и  ожесточённо  грыз  зубами;  маленькие глазки  его  злобно  сверкали.

Задание 3

Прочитай  отрывок. Перескажи. Определи  главную мысль.

    Достигнув  аула,  ласточка, перелетая,  садилась  на  верхушку  то одной,  то  другой  юрты. Рассматривала  людей  аула  и  сколько  ни  приглядывалась  к  ним,  не  могла  найти  таких, которые были  похожи  на  тех,  о  которых говорил  мальчик.

  Наконец, усталая,  она  задремала. И  послышался  ей  жалобный  стон  старухи.  Ласточка  стала  внимательно  прислушиваться. А  старуха жалобно  пела.  

 Задание 4

Прочитай  отрывок. Определи  главную  мысль. Перескажи.

  В обед  рыба  не  так  ловится,  как  рано  утром,  иногда  и  вовсе  ничего  не  идёт  на  крючок. Но вчера  я  пошёл   спозаранок и…всё  равно  ничего  не  поймал.

  А  всё  из- за  Досана,  братишки  моего.

Только  я  банку  с  кузнечиками  и  червями  в  руки  взял, как он  с  постели  соскочил  ко  мне:

- Я тоже пойду!  Я  тоже!

Ждал,  оказывается  хитрец,  пока  я  соберусь. Что  делать?  Оставить – дом  на  ноги криком  поднимет,  до  вечера  выть  будет,  такой  он. Да  жалко  же  опять, когда ревёт – братишка  всё- таки.  

Упражнения  для  определения  уровня  выразительности  и                                 правильности  чтения

Задание 1

По синему небу. Прочитай отрывок  из стихотворения. Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию.

 Летучий ковёр:

 Пушистые крылья,

 Красивый узор.

 Захочешь повыше,

 Захочешь быстрей —

 Командуй, не бойся,

 Лети и глазей.

Задание 2

 Прочитай   стихотворение  А. А. Фета.    Соблюдай  интонацию  голосом.

Опять незримые усилья,

Опять невидимые крылья

Приносят северу тепло;

Всё ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце чёрными кругами

В лесу деревья обвело.

Задание 3

Прочитай  правильно  и выразительно. Определи,  каким  темпом, силой  голоса  будешь  читать.

Дождик  зарябил  на  небосклоне,  

Зазвенел.

      И  видишь  ты:

Протянули  к  дождику  ладони  

Запылённые листы.

Дождик  стих.

       И капли  сад  роняет.

Солнце  поднялось  вдали.

Задание  4

Прочитай  правильно  и  выразительно. Какую  выберешь  интонацию  для чтения? Какой  темп?

Я бы  солнцем  взошёл  над  землёй,

Озарив родные  края!

Как  смогу  бороться  я  с  тьмой,

 Коль  светить  не  сумею  я?!

Задание 5

Прочитай  правильно  и  выразительно.

А  всё  Сагынтай…. Тихоня  тихоней…..а так нас  подвёл…

Мы  с  ним  соседи. Он мне  как  братишка  почти.  Нас  часто  видят  вместе.  Я  его  ругаю  порой:

- Мямля  ты… Будь  поживей!

 А  мне  в  ответ:

- Какой  есть…- и  носом  шмыгает.  Некрасиво  шмыгает.  За  это  я  его тоже  ругаю. Он  опять  же  - выслушает  и … уйдёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Дидактический материал по совершенствованию навыков чтения у младших школьников с ЗПР

Несформированность навыка чтения у младших школьников  формирует тенденцию  к неуспеваемости, поэтому я разработала и широко применяю дидактический материал по совершенствованию навыка чтени...

Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2020 год.Тема: «Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов при помощи упражнений.»

Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе – это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот поче...