Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс
план-конспект занятия (4 класс)

Тужикова Валерия Дмитриевна

 

Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист" по теме "Основы дебюта. Виды дебютов". 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21.12.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

4А-21.12.19г.

4Б-25.12.19г.

4В-21.12.19г.

Тема: «Основы дебюта. Виды дебюта».

Цели:

 а) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать  несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;

 б) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;

в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;

Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками,  умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

Планируемые достижения учащихся:

- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;

- приводить примеры некоторых дебютов;

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Оборудование: , шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная  призентация-урок начальной стадии шахматной партии - борьба за центр.

Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, мобилизация, борьба за центр.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Планируемый результат

Организационный момент

«Шахматы» И.А.Зайцев.

Они сильнее многих увлечений,

В них места нет ни скуке, ни тоске,

Ведь происходит столько приключений

За полчаса на шахматной доске!

Здесь короли, укрывшись в рокировке,

Командуют сражением фигур.

Слоны и кони, как на стометровке,

Пытаются сбежать от грозных тур.

А пешки, превращаясь в королевы,

Из пехотинцев, рядовых солдат,

К чужому королю пылая гневом,

Ему вдруг объявляют шах и мат.

Спасенья нет! Сражение сурово.

Но шахматы ведь тем и хороши –

Расставим мы фигурки снова,

Игрою мудрой насладимся от души!

- Чем интересна эта игра?

- Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении?

Слушают стихотворение,отвечают на вопросы.

Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам.

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Игра «Угадай фигуру »

 (Фигуру в мешочке на ощупь определить, показать  и  рассказать о ней.)

Играют,отгадывают фигуру.

Актуализация знаний

- Почему король слабее ферзя, но главнее его?

- Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру

- Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи?

- Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон?

- Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур?

     - Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой?

1.(Без ферзя игра  продолжается, а без короля играть нельзя.)

2.(Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.)

3.(а1 и h1, а8 и h8) (Нет.)

4.(Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.)

5. (Между ладьёй и слоном.) (Конь ходит буквой «Г».)

6.(Прямо по вертикали.) (Нет,)

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии.

Делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии.

Повторение

Разминка.  Ответить: «ДА» или «НЕТ»

Согласны ли вы, что:

  1. Диагоналей больше, чем вертикалей?
  2. Пешка передвигается по горизонтали?
  3. Из угла доски король держит под ударом три поля?
  4. Король может бить защищённую фигуру?
  5. Ферзю ставят шах?
  6. Цель игры – поставить мат?
  7. Мат – это шах, от которого нет защиты?
  8. Лучше побить ферзя, чем объявить мат?
  9. Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски?
  10.  Если в партии нет победителя, то ничья?
  11.  Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат?
  12.  В дебюте случается мат?

  1. (да)
  2. (нет)
  3. (да)
  4. (нет)
  5. (нет)

  1. (да)
  2. (да)
  3. (нет)
  4. (да)
  5. (да)
  6. (нет)
  7. (да)

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками,  умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Сообщение темы занятия, постановка учебных задач.

О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.)

- Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта.

- Что такое дебют?

- Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки?

- Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание (эндшпиль). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат.

(Начальная стадия игры или начало партии.)

(Гамбит.)

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание.

Физкультминутка

А теперь тихонько встали,

Руки медленно подняли,

Пальцы сжать, потом разжать,

Наклониться вправо, влево,

И садиться вновь за дело.

Изучение нового.

Ознакомимся с общими принципами в дебюте:

а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте.

б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки.

в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку.

г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.

д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов.

е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять.

ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.)

- Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке:

Итальянская партия.

Защита двух коней.

Венская партия.

- Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.)

Работа по учебнику.

Работа на сайте: https://chess-intelekt.com.ua/2019/03/09/%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%82%D1%8B-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8E%D1%89/

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками,  умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;

- приводить примеры некоторых дебютов;

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Закрепление

Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр.

- У кого получился дебют с захватом центральных полей?

- Кто провёл дебют,  не потеряв фигуры или пешки?

- А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру?

- Легко ли играть в дебюте? Почему?

Работают в парах с досками.

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;

Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;

- приводить примеры некоторых дебютов;

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Рефлексия.

Продолжите фразы

Сегодня на занятии у меня получилось….

Мне нужно постараться в…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 1 класс. Тема: "Дорожные знаки".

Конспект занятия внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 1 класс. Тема: "Дорожные знаки". В данной методической разработке с помощью разноуровневых заданий проводится обобщение знаний учащихс...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс. Тема: «Где мы будем играть?»

Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс Тема: «Где мы будем играть?»...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Основные виды и формы торговли" (3 класс)

Цели деятельности учителя: - развивать самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений;продолжить развитие экономического мышления обучающихся;- способствовать экономическому воспитан...

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...