Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей
методическая разработка по окружающему миру

Королева Елена Викторовна
  1. Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.

  Задачи проекта:

- Сформировать и апробировать инновационную модель инклюзивного обучения детей младшего школьного возраста с РАС.

- Создать специальные условия для успешного включения учеников с аутизмом в среду обычных сверстников в общеобразовательных организациях.

- Создать методическую сеть образовательных учреждений по проблеме РАС.

3) Инновационная значимость проекта

Данный проект является образовательным проектом, системно охватывающим все направления создания и обеспечения специальных образовательных условий для детей с РАС в условиях инклюзивной школы, с целью реализации права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом. Мировой опыт показывает, что при инклюзивном обучении детей с РАС 80% из них социализируются, усваивают социальные нормы и правила. В России процент социализированных взрослых с аутизмом ничтожно низок – менее 10%. Остальные – на всю жизнь остаются на попечении родителей и государства. Проблемы в развитии особых детей не проходят сами по себе по мере их взросления, более того, со временем беспомощность и зависимость от окружающих только возрастает. Поэтому важно как можно раньше создавать условия, в которых самостоятельность особого ребенка будет востребована. Подобный подход способствует снижению потребности в постоянной помощи со стороны других людей во взрослом возрасте, повышению уровня включенности в социальное взаимодействие. Именно такие условия способно создать инклюзивное образование в школе. Инклюзивное образование - наилучший выбор для большинства детей с аутизмом.

Несмотря на то, что в зарубежной практике инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями накоплен большой опыт и этой теме посвящено много исследований как ученых, так и практиков, этот потенциал нельзя использовать в современной российской школе без адаптации и учета особенностей российской образовательной системы. К преимуществам разрабатываемой модели инклюзивного образования детей с РАС можно отнести возможность эффективного развития социализации, навыков общения, расширения социального опыта. Поскольку именно нарушение социальной адаптации в первую очередь препятствует развитию ребенка с РАС, а обучение в инклюзивной среде обладает коррекционно-развивающим потенциалом и ведет к коррекции нарушений развития, а также к общему развитию ребенка с РАС.

Разрабатываемая в рамках проекта модель обучения детей с РАС включает компоненты, направленные на коррекцию нарушений развития во всех этих областях. Все эти компоненты будут взаимосвязаны между собой и направлены на организацию такой индивидуализированной образовательной среды, в которой ребенок с РАС мог бы освоить процесс обучения, и таким образом школа сможет преодолеть искажение его психического развития.

Существующий реальный опыт работы находится еще на стадии эмпирического поиска, поэтому каждые попытки решить данную проблему по определению являются инновационными.

4) ГБОУ СОШ №81 на сайте школы , в разделе ФИП представляет конкурс инновационных продуктов:

- модель инклюзивного образования  для обучающихся с расстройством аутистического спектра  с применением технологии ресурсной зоны

- методические рекомендации по оформлению комплекта нормативно-правовых документов для деятельности ресурсной зоны (приказы, положения, должностные обязанности педагога ресурсного класса, учителя ресурсной зоны, тьютора, педагога-психолога, работающего с детьми РАС;

- методические рекомендации по подготовки условий для обучения школьников с РАС с перечнем оборудования для обучающихся с РАС и планом его размещения;

- методические рекомендации по проведению мониторинга внедрения данной модели в образовательный процесс.

5) Технология внедрения инновационного продукта с выделением этапов и необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.)

К факторам успешности внедрения инноваций относится:

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности;

стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых); мониторинг успешности;

соглашение планов и программ инновационной деятельности по концептуальным позициям;

кадровая подготовка к профессиональному осуществлению инновационной деятельности; мотивационные условия вхождения в инновационный процесс и его осуществления; программа приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности; материально-технические, финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности; научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости.

6) Ресурсная зона

В англоязычной литературе можно найти несколько разных определений ресурсного класса (resource room), смысл их примерно один и тот же.

Ресурсный класс (зона)— это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями. При организации ресурсного класса (зоны) мы ориентировались на зарубежный опыт, переосмыслив его и стараясь учитывать особенности нашей российской системы образования.

Модель «ресурсной зоны» вызвала наш интерес прежде всего потому, что обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика,  наименее ограничивая его. Она предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном – ребенок  отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. Внутри этой схематичной пирамиды предполагается движение ребенка от первой нижней ступени к вершине. И, по сути, ресурсной зоны является средством достижения этого результата. Такая структура ресурсной зоны позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание — все разрабатывается на основании индивидуальных потребностей каждого ученика. Занятия в ресурсной зоне могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия проводит учитель ресурсной зоны.

Ресурсная зона — это не место изоляции ученика, и, конечно, это не коррекционный класс в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, который называется ресурсным  классом, а ресурсная зона — это место, где ему оказывается поддержка специалистов.

Главное отличие ресурсного класса от коррекционного, в котором обучение также проходит по адаптированным образовательным программам, состоит в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими типично развивающимися сверстниками при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. На уроках в ресурсном (общеобразовательном) классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает.

Кроме того, в коррекционном классе ученики со специальными образовательными потребностями в основном обучаются в группе, а в условиях ресурсного класса используются групповые и индивидуальные (один на один с тьютором) формы обучения.

Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально, в соответствии с интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием проблемного поведения. Эта поддержка постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста.

В настоящее время существует большой родительский запрос на открытие подобных классов в Санкт-Петербурге и в России. Поэтому опыт работы нашей школы по созданию ресурсной зоны, по организации специальных образовательных условий для детей с РАС, по работе в инклюзивной среде общеобразовательного учреждения вызывает интерес у представителей профессионального и родительского сообщества.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81 Калининского района Санкт-Петербурга Реализация модели инклюзивного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) с применением технологии ресурсной зоны Автор/авторский коллектив: Федорова Нелли Николаевна-кандидат педагогических наук, директор, ГБОУ СОШ № 81 Калининского района СПб Бурлакова Марина Александровна – завуч, ГБОУ СОШ № 81 Калининского района СПб Королева Елена Викторовна – тьютор , ГБОУ СОШ № 81 Калининского района СПб

Слайд 2

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей. Задачи проекта: - Сформировать и апробировать инновационную модель инклюзивного обучения детей младшего школьного возраста с РАС. - Создать специальные условия для успешного включения учеников с аутизмом в среду обычных сверстников в общеобразовательных организациях. - Создать методическую сеть образовательных учреждений по проблеме РАС.

Слайд 3

Инновационная значимость проекта: Данный проект является образовательным проектом, системно охватывающим все направления создания и обеспечения специальных образовательных условий для детей с РАС в условиях инклюзивной школы, с целью реализации права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом. Существующий реальный опыт работы находится еще на стадии эмпирического поиска, поэтому каждые попытки решить данную проблему по определению являются инновационными.

Слайд 4

ГБОУ СОШ №81 на сайте школы – school-81.ru в разделе ФИП представляет конкурс инновационных продуктов: - модель инклюзивного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра с применением технологии ресурсной зоны - методические рекомендации по оформлению комплекта нормативно-правовых документов для деятельности ресурсной зоны (приказы, положения, должностные обязанности педагога ресурсного класса, учителя ресурсной зоны, тьютора , педагога-психолога, работающего с детьми РАС; - методические рекомендации по подготовки условий для обучения школьников с РАС с перечнем оборудования для обучающихся с РАС и планом его размещения; - методические рекомендации по проведению мониторинга внедрения данной модели в образовательный процесс.

Слайд 5

Технология внедрения инновационного продукта с выделением этапов и необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.) К факторам успешности внедрения инноваций относится: Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности; стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых); мониторинг успешности; соглашение планов и программ инновационной деятельности по концептуальным позициям; кадровая подготовка к профессиональному осуществлению инновационной деятельности; мотивационные условия вхождения в инновационный процесс и его осуществления; программа приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности; материально-технические, финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности; научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости .

Слайд 6

Ресурсная зона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Материал, представленный в данной работе, может быть использован педагогами, специалистами ПМП консилиумов образовательных организаций для организации осуществления психолого-медико-педагогического со...

Описание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здор...

Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.Группа детей с ОВЗ ...

Доклад "Вариативность специальных образовательных условий для детей с РАС при обучении в общеобразовательном учреждении "

Рассмотрены: способы адаптации образовательной среды для детей с РАС; адаптационный период; зонирование пространства; индивидуальная маркировка; визуальное расписание; система визуальных подсказок; си...

Обучение функциональным навыкам детей с ТМНР с учетом их возрастных особенностей

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...

Презентация: «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

laquo;Специальные образовательные условия обучения и воспитания детейс задержкой психического развития»...