РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
методическая разработка

Будзюк Валерий Викторович

Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:

а) латентным периодом двигательной реакции;

б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при максимальной мобилизации скоростных возможностей;

в) максимальной частотой движений (В.М. Зациорский, 1967).

Развитие быстроты средствами спортивной тренировки направлено на сокращение латентного периода, снижение продолжительности отдельного движения и увеличение максимального числа движений в единицу времени (темпа).

Для велосипедиста-шоссейника латентный период двигательной реакции и быстрота отдельного движения не играют существенной роли. Однако максимальная частота педалирования имеет важное значение при стремительном финишировании. Розыгрыш, как промежуточных финишей, так и общего финиша в различных гонках происходит в те периоды, когда гонщики испытывают состояние выраженного утомления и велосипедисты не могут проявить максимальную быстроту. Кроме того, на финишном отрезке дистанции гонщики используют большие передачи, а это не дает возможности раскрутить педали с максимальной частотой.

Поэтому есть основания объединить методику развития скоростных возможностей и быстроты шоссейников в единую скоростно-силовую подготовку. Скоростно-силовые способности гонщиков можно определить по результатам специальных проб, которые гонщики выполняют по заданию тренера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ»

Выполнил: тренер-преподаватель

по велосипедному спорту

В.В. Будзюк

Тамбов – 2017

Физическое качество «быстрота» многокомпонентно, оно характеризуется:

а) латентным периодом двигательной реакции;

б) продолжительностью выполнения какого-либо двигательного действия при максимальной мобилизации скоростных возможностей;

в) максимальной частотой движений (В.М. Зациорский, 1967).

Развитие быстроты средствами спортивной тренировки направлено на сокращение латентного периода, снижение продолжительности отдельного движения и увеличение максимального числа движений в единицу времени (темпа).

Для велосипедиста-шоссейника латентный период двигательной реакции и быстрота отдельного движения не играют существенной роли. Однако максимальная частота педалирования имеет важное значение при стремительном финишировании. Розыгрыш, как промежуточных финишей, так и общего финиша в различных гонках происходит в те периоды, когда гонщики испытывают состояние выраженного утомления и велосипедисты не могут проявить максимальную быстроту. Кроме того, на финишном отрезке дистанции гонщики используют большие передачи, а это не дает возможности раскрутить педали с максимальной частотой.

Поэтому есть основания объединить методику развития скоростных возможностей и быстроты шоссейников в единую скоростно-силовую подготовку. Скоростно-силовые способности гонщиков можно определить по результатам специальных проб, которые гонщики выполняют по заданию тренера.

Предварительная подготовка в подготовительный период направлена на всестороннее физическое развитие обучающихся, укрепления их здоровья и создание базы для успешного занятия велоспортом.

Нужно учитывать, что 13-14 лет у мальчиков происходит наибольший прирост быстроты, хорошо развивается гибкость, но они имеют еще низкие показатели мышечной силы и выносливости. Поэтому в тренировках необходимо использовать преимущественно игры и игровые упражнения, повышая эмоциональность занятий. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое развитие охранительного торможения, и поэтому в этом возрасте дети более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям и к неоднократному выполнению скоростной работы на коротких отрезках.

В 12-15 лет интенсивно идет процесс развития дыхательной системы; перестраивается нервная гуморальная регуляция, совершенствуется аппарат внешнего дыхания; возрастает дыхательный и минутный объемы, увеличивается диффузионная способность; растут показатели максимальной вентиляции легких. Глубина и спектр структурных изменений кардиореспираторной системы определяют уровень аэробной производительности подростков. Наибольшие темпы прироста и показатели экономичности работы сердца (кислородного пульса)  отмечаются у мальчиков в 13-14 лет. Несмотря на высокие темпы, по абсолютным значениям кислородного пульса подростки уступают юношам и взрослым. Этим и объясняется меньшая экономичность кислородных режимов у подростков при мышечной работе. За период полового созревания в большой степени совершенствуются механизмы аэробной выносливости, в то время как способность выполнять мышечную работу в анаэробных условиях у подростков ограничивается кислородным долгом 200-250 мл. По некоторым данным наиболее благоприятными возрастными периодами для воспитания у мальчиков скоростно-силовых способностей является возраст 14-15 лет.

На этапе подготовительного периода скоростно-силовая подготовка осуществляется главным образом средствами ОФП. С самого начала этапа накопления потенциала уровень скоростно-силовых серий упражнений постепенно нарастает.

Большую пользу для развития скоростно-силовых качеств юных велосипедистов в подготовительном периоде приносит круговая тренировка. Приводится порядок выполнения  специально-подготовительных и специальных упражнений, способствующих совершенствованию общей и специальной физической подготовки.

Такая форма организации занятий должна проводиться не реже одного раза в неделю. Каждое упражнение выполняется до начальных признаков утомления  (60-70% от максимального).

1. Велостанок. Максимальное ускорение в течение 15 секунд (для развития специальной быстроты и координации педалирования).

2. Гимнастическая стенка. Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса.

3.Выпрыгивания из полного приседа с поворотом на 180-360. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей бедра и для улучшения функции вестибулярного анализатора, ловкости и ориентировки.

4. Наклон вперед со штангой на плечах. Упражнение для растягивания мышц задней поверхности бедра и укрепления мышц спины. Вес штанги равен ½ собственного веса спортсмена.

5. Упражнение с гирей, башмаком, мешком песка для развития силы мышц-сгибателей бедра, участвующих в подтягивании педали.

6. Гимнастическая стенка, перекладина. Вис (на время). Упражнение для расслабления, растягивания суставных соединений.

7. Выпрыгивания из полного приседа. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей, участвующих в нажиме на педаль.

8. Велостанок. Педалирование со скоростью 120 оборотов в минуту в течение 10-20 минут (в зависимости от подготовленности спортсмена). Упражнение для уточнения и закрепления динамического стереотипа и координации педалирования.

9. Упор лежа, сгибание и разгибание рук. Упражнение для укрепления плечевого пояса.

10. Разгибание бедра  ( с эспандером). Упражнение для развития силы мышц, участвующих  в цикле педалирования - проводки педали.

11. Из виса сгибание и разгибание ног. Упражнение для укрепления брюшного пресса.

12. Броски набивного мяча ногами. Упражнение для развития силы мышц, участвующих в цикле педалирования – проталкивания педали.

13. Лежа на бедрах на гимнастической скамейке разгибание туловища. Упражнение для растягивания мышц передней поверхности туловища и для укрепления мышц спины.

14. Стойка на лопатках, круговые движения ног,  как при педалировании. Упражнение для расслабления мышц и оттока крови от мышц нижних конечностей.

15. Штанга. Приседание с ½ собственного веса максимальное количество за 10-20 секунд. Упражнение для развития силы мышц-разгибателей бедра.

Отдых между упражнениями регулируется по нагрузке. Количество кругов определяется по уровню подготовленности юных спортсменов. Отдых между кругами заполняется игрой в настольный теннис для переключения работы и развития двигательной ловкости.

Для ведения учета выполненного объема нагрузки необходимо иметь тетрадь, куда каждый занимающийся после выполнения упражнения заносит против своей фамилии в соответствующую главу количество выполненных движений. На таких занятиях эффективно осуществляется принцип активности и индивидуального подхода к занимающимся.

Совершенствование анаэробных возможностей определяется пятью факторами:

  1. Интенсивностью работы
  2. Длиной дистанции
  3. Интервалами отдыха
  4. Характером отдыха
  5. Числом повторений.

Применительно к круговой тренировке эти факторы можно представить в виде:

1. Мощности работы

2. Времени работы и отдыха

3. Характера отдыха

4. Количество повторений.

В велосипедном спорте сила составляет основу быстроты спринтера, она также необходима при финишировании гонщику-шоссейнику. Силовая выносливость характеризуется сочетанием силовых способностей с выносливостью и нужна во всех видах велосипедных гонок. Скоростная сила и силовая выносливость развиваются преимущественно с помощью соревновательных упражнений. Однако когда эти упражнения по различным причинам нельзя использовать, они могут быть заменены и другими, не сходными по своей биомеханической структуре со своим упражнением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1) Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Минск: Нар. Асвета, 1978. − 88 с.

2) Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры 1986. − № 4. − С. 49-52.

3) Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. − Екатеринбург, 2004. − 118с.

4) Ильянкова Е.А.,  Родин М.А. Воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников.

5) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.:  Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

6) Физиология человека // Под ред. Н.В. Зимкина. − М.: Физкультура и спорт, 1970. − 536с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса дошкольника в подготовительный период.

"Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу... Ребенок не приученный своевременно к общению ...

Урок физической культуры по теме "Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств"

Тема: Общая физическая подготовка на развитие скоростно-силовых качеств.Место урока:  лёгкая атлетикаТип урока: урок закрепленияЦели урока: 1. Формирование  умений и навыков...

Комплекс упражнений для развития скоростно – силовых качеств

Данный комплекс разработан для развития скоростно-силовых качеств у младших школьников.Он может применяться как на уроках, так и при самостоятельных занятиях....

Методическая разработка Развитие скоростно-силовых качеств с целью выполнения теста «Прыжок в длину с места», ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ!»

Прыжок в длину с места. Данное контрольные упражнения характеризует уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Перед тем как тренировать прыжки в длину с места, рекомендуется ...

Открытый урок по теме: "Подвижные игры, как средство развития скоростно - силовых качеств".

Игра, как средство обучения младших школьников. Именно в игре у ребёнка проявляются личные качества. Во время игры он учится взаимопониманию, взаимовыручке, общению со своим сверстниками. Игра неотъем...

Освоение навыков опорного прыжка. Развитие скоростно-силовых способностей.

Цель: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. Задачи:- создать положительный  эмоциональный настрой;- создать условия для принятия обучающимися ...

Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости.

Образовательная задача: формирование у учащихся координационных и кондиционных способностей, совершенствование двигательных навыкови умений, необходимых для самостоятельного использования физических у...