Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Киселева Светлана Павловна

Рабочая прогрмма по литератруному чтению. 1 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова»

ПРИНЯТО

протокол заседания кафедры НОО

от «__» августа 2022 года №___

Председатель метод. объединения

________________ Рощина Г.Г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по СО

______________ Кузнецова Ю.К.

от «__» августа 2022 года № ___

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение» (Журова Л.Е., Ефросинина Л.А.)

для начального общего образования (1-4 класс)

Срок освоения – 1 год

Составитель:

учитель начальных классов

Киселева С.П.

2022

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе концепции образовательной модели «Начальная школа 21 века»:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения, утвержденного приказом Минпросвещения России № 287 от 31.05.2021;

- Рабочая программа «Литературное чтение», УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Ефросининой Л.А./ Литературное чтение: 1—4 классы : программа / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2020.;

- Учебный план образовательного учреждения «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова» на 2022-2023 учебный год.

Изучение курса «Литературное чтение» на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:

- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);

- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.  

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание: 

— становление ценностного отношения к своей Родине  — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание: 

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

— неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:  

базовые логические действия: 

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

 — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и  связей между объектами (часть  — целое, причина  — следствие);

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

— выбирать источник получения информации;

— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Познавательные универсальные учебные действия:

— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;

— понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;

— ориентироваться в терминах и понятиях: фольклор, малые фольклорные жанры, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сказка (фольклорная и литературная), автор, герой, рассказ, стихотворение (в пределах изученного);

— различать и группировать произведения по жанрам (загадки, пословицы, сказки (фольклорная и литературная), стихотворение, рассказ);

— анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам, задавать вопросы по фактическому содержанию;

— сравнивать произведения по теме, настроению, которое оно вызывает.

Работа с информацией:

— понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях, различных видах зрительного искусства (фильм, спектакль и т. д.);

— соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— читать наизусть стихотворения, соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы;

 — участвовать в беседе по обсуждению прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё отношение к обсуждаемой проблеме;

— пересказывать (устно) содержание произведения с опорой на вопросы, рисунки, предложенный план;

— объяснять своими словами значение изученных понятий;

— описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— понимать и удерживать поставленную учебную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к учителю;

— проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

— с небольшой помощью учителя оценивать свои успехи/ трудности в освоении читательской деятельности.

Совместная деятельность:

— проявлять желание работать в парах, небольших группах;

— проявлять культуру взаимодействия, терпение, умение договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и  перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую (нестихотворную) и стихотвоную речь;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;

— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;

— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

 — выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;

— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

3.Основное содержание учебного предмета.

Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская).

Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и ли тературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).

Произведения о детях и для детей.

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А.  Осеевой, А. Л.  Барто, Ю. И.  Ермолаева, Р. С.  Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

Произведения о родной природе.

Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С.  Пушкина, Ф. И.  Тютчева, А. К.  Толстого, С. А.  Есенина, А. Н.  Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и  природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений).

Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров.

Потешка  — игровой народный фольклор.

Загадки  — средство воспитания живости ума, сообразительности.

Пословицы  — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору).

Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных  — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.

Произведения о маме.

Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).

Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.

Тема раздела

Содержание курса

Кол-во часов

Добукварный период.

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

10 ч

Букварный период. Основной период.

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

60 ч

Послебукварный период

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)    

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

25 ч

Литературное чтение

36 ч

Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская)

Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества. Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам)

 5 ч

Произведения о детях и для детей

Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забот и тп.

8 ч

Произведения о родной природе

Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.

 6 ч

Устное народное творчество — малые фольклорные жанры

Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизнедеятельности.

4 ч

Произведения о братьях наших меньших

Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.

 6 ч

Произведения о маме

Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (на примере доступных произведений Осознание нравствен- но-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.

2  ч

Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии

Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычны- ми, сказочными, фантастическими.

  4 ч

Библиографическая культура (работа с детской книгой)

Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг.

 1 ч

ИТОГО:

132 ч

4.  Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

уровень - начальное общее образование

(1 класс) (132 ч)

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, чтобы освоить тему

Электронные ресурсы

Добукварный период (10 ч)

Введение понятия о

предложении.(с.4-5)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1059758/view

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». (с.6-70)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/417279

Введение понятия «слово».

Развитие восприятия художественного произведения. С.Дрожжин «Привет». (с.7-9)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/190745?menuReferrer=catalogue

Рассказ по сюжетной картинке.(с. 10-11-13)

Интонационное выделение первого звука в словах. Ударение в словах. Ударный слог (с. 14-15-17)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/145758?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слова «мак». (с. 18 – 19)

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9881249?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов «сыр, нос». (с. 20 -21)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/89677

Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит, кот». (с. 22-24)

Развитие восприятия художественного произведения.

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

https://uchebnik.mos.ru/app_player/380613

Звуковой анализ слов «лук, лес.» Сравнение этих слов по звуковой структуре. Введение понятия «гласный звук». (с. 25- 27)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3625768?menuReferrer=catalogue

Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» (с. 28-29)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/6856990?menuReferrer=catalogue

Букварный период.

Основной период ( 60 ч)

Знакомство с буквой А (а). Звуковой анализ слов с буквой а.

(с. 30 -31)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/163686/view 

Знакомство с буквой Я (я). (с. 32-33)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/190745?menuReferrer=catalogue

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). (с. 34 -35)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/233060?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов с изученными буквами.

Развитие восприятия художественного произведения.

С. Романовский «Москва»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/233060?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой О (о). (с.36 – 37)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/6682831?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Ё (ё) (с. 38 – 39)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/291594

Звуковой анализ слов с изученными буквами.  (с. 40 – 41)

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Белов «Родничок»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8646?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой У (у) (с.42-43)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/291590

Знакомство с буквой Ю (ю) (с. 44-45)

https://uchebnik.mos.ru/exam/task/8679165/preview

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). (с. 46 – 47)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/462181

Знакомство с буквой Э (э) . (с. 48 – 49)

https://uchebnik.mos.ru/exam/task/8792899/preview

Знакомство с буквой Е (е) ( с. 50 – 53)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/291594

Звуковой анализ слов с изученными буквами. Развитие восприятия художественного произведения Сказка о природе. М. Михайлов «Лесные хоромы». (с. 52-53)

Знакомство с буквой ы. ( с. 54 – 55) Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «Буква «ты».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1532572?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой И (и) ( с. 56-57)

https://uchebnik.mos.ru/exam/task/9111456/preview

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков ( с. 58 -59)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/158190/view

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков (с. 60 – 61)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/158190/view

Знакомство с буквой М (м) ( с.62 – 63)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7450468?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Н (н)(с. 64 – 65)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7491448?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Р (р) ( с.66-68)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7130319?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов с изученными буквами. ( с. 67-68)

Развитие восприятия художественного произведения.

Я.Аким «Мой верный чиж»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3879934?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Л (л) ( с. 69-70)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/448044

Знакомство с буквой Й (й) ( с. 71 – 73)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1069349?menuReferrer=catalogue

Введение понятия «слог». Звуковой анализ слов. С. 74 – 76)

Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик».

https://uchebnik.mos.ru/material/app/129446?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Г (г) ( с. 77 – 80)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7479965?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов с изученными буквами. Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о родной природе. Мусса Гали «Земные краски». (с. 79-80)

Знакомство с буквой К (к) ( с. 81 – 83)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7438087?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов с изученными буквами. Развитие восприятия художественного произведения Стихи о детях. .А. Барто «В школу». (с. 83)

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. (  84 – 85)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/300877?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой 3 (з). (с. 88 - 89)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/366801

Чтение слов с изученными буквами. Буква З (з). ( с. 90)

Знакомство с буквой С (с).(с. 91 – 93)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/254104?menuReferrer=catalogue

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

Знакомство с буквой Д (д) ( с. 98- 101)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/58488?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения.

В. Железников «История с азбукой»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/188307?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Т (т).

Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки ( с.10-104)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2049944/view

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости ( с. 105-108)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/214247

Знакомство с буквой Б (б). ( с. 109-112)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/233052?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Знакомство с буквой П (п) ( с. 113-115)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1900554?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Привередница».

Знакомство с буквой В (в) ( с. 116 – 117)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9962232?menuReferrer=catalogue

Звуковой анализ слов с изученными буквами. Буквы В (в). (с. 118)

Знакомство с буквой Ф (ф) ( с. 119-120)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/271058?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой Ж (ж) ( с. 122 -123)

https://uchebnik.mos.ru/exam/task/8368458/preview

Чтение слов  с изученными буквами. Звуковой анализ слова. ( с. 124)

Знакомство с буквой Ш (ш). (с. 125 – 128)

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/455623/view

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Сутеев «Дядя Миша»

Знакомство с буквой Ч (ч) ( с. 129-130)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/416985

Чтение  слов  с изученными буквами. Звуковой анализ слова. ( с. 131)

Знакомство с буквой Щ (щ) (с.132- 133)

https://uchebnik.mos.ru/exam/task/7765890/preview

Чтение  слов  с изученными буквами. Звуковой анализ слова. ( с134)

Знакомство с буквой X (х) ( с. 135-136)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/267160?menuReferrer=catalogue

Чтение  слов  с изученными буквами. Звуковой анализ слова. ( с. 137)

Знакомство с буквой Ц(ц) ( 138 – 141)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1544003?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная шапочка»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4156647?menuReferrer=catalogue

Знакомство с буквой ь.

Особенности буквы ь ( с. 142)

https://uchebnik.mos.ru/material/app/276220?menuReferrer=catalogue

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

https://uchebnik.mos.ru/material/app/214335?menuReferrer=catalogue

Знакомство с особенностями буквы ъ

https://uchebnik.mos.ru/material/app/246741?menuReferrer=catalogue

Промежуточная диагностическая работа

https://uchebnik.mos.ru/app_player/106191

Послебукварный период (26 ч )

Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Сутеев «Три котёнка» ( 1-2 ур)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/413797 https://uchebnik.mos.ru/app_player/59239

Е.Пермяк «Про нос и язык». А. Шибаев «На зарядку становись».(3-5 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/978767?menuReferrer=catalogue

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». ( 6 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2206470?menuReferrer=catalogue

А.Шибаев «Всегда вместе» (7 ур) Развитие восприятия художественного произведения.

С. Маршак «Тихая сказка»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4093188?menuReferrer=catalogue

Г.Цыферов «Маленький тигр».  

С.Чёрный «Кто?» (9 ур)

https://uchebnik.mos.ru/exam/specification/100763/preview

Г.Остер «Середина сосиски».

Я.Аким «Жадина»(10 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1496234?menuReferrer=catalogue

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…».

«Рукавичка» (украинская народная сказка) (11 ур)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/164054

Г.Остер «Спускаться легче».

Развитие восприятия художественного произведения.

В. Сутеев «Ёлка».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1496234?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/app_player/75862

В.Сутеев «Под грибом» ( 14-15 ур)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/85111

А. Шибаев «Что за шутки?».(17 ур)

Развитие восприятия художественного произведения.

К.Чуковский «Муха-цокотуха»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3240610?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/247307?menuReferrer=catalogue

Б. Житков «Как меня называли» А. Кушнер «Большая новость» (18 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3695284?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4173715?menuReferrer=catalogue

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» (19 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4173715?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Бр. Гримм «Заяц и ёж»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2576371?menuReferrer=catalogue

Е. Чарушин «Яшка».

А. Кушнер «Что я узнал!»(21-22 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1822666?menuReferrer=catalogue

Ю. Дмитриев «Медвежата»

Г.Снегирёв «Медвежата». (23 ур)

Развитие восприятия художественного произведения.

А.Блок «Снег да снег»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3942372?menuReferrer=catalogue

М. Карем «Растеряшка».

В. Драгунский «Заколдованная буква» (25-26 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/752732?menuReferrer=catalogue

Н.Носов «Ступеньки» ( 27 ур) Развитие восприятия художественного произведения.

Г. Скребицкий «Пушок»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1777132?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1058149/view

О. Дриз «Горячий привет».

Г.Остер «Привет мартышке» (29-30 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1534738?menuReferrer=catalogue

Е. Чарушин «Зайчата»

Н. Сладков «Сорока и Заяц».

«Лиса и Заяц» (31 ур)

https://uchebnik.mos.ru/app_player/4814

Н. Носов «Затейники» (33 ур)

Развитие восприятия художественного произведения.

Н. Носов «Фантазёры»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4124362?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1478284?menuReferrer=catalogue

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» ( 34 ур)

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» ( 35 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10302786?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного текста. Е.Ильина «Шум и Шумок»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2331690?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3410681?menuReferrer=catalogue

А.Толстой «Ёж».

В.Лунин «Волк ужасно разъярён…».

Г.Цыферов «Зелёный заяц» ( 37 ур

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4433464?menuReferrer=catalogue

В. Драгунский «Он живой и светится» (38-39 ур)

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1829823?menuReferrer=catalogue

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

Н.Сладков «Лиса и мышь» (40 ур)

Г.Сапгир «Лошарик».

Проверочная работа по пройденному материалу

Г.Сапгир «Лошарик».

Проверочная работа по пройденному материалу

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4817345?menuReferrer=catalogue

Литературное чтение (36 ч)

Читаем сказки, загадки, скороговорки. 

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/test_specifications/16034?menuReferrer=catalogue

Русская  народная сказка «Лиса и тетерев».

В. Сутеев «Кораблик»

 Кир Булычёв «Скороговорка».

В.Бианки «Лис и Мышонок».

https://uchebnik.mos.ru/app_player/429635

Развитие восприятия художественного произведения.

В. Сутеев «Палочка-выручалочка»

https://uchebnik.mos.ru/app_player/43442

К. Ушинский «Петух и собака».

Проверь себя.

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Пермяк «Пичугин мост»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4374824?menuReferrer=catalogue

Учимся уму-разуму.

К. Ушинский «Играющие собаки».

Л. Толстой «Косточка».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4114397?menuReferrer=catalogue

В. Осеева «Плохо».

Пословицы.

К. Ушинский «Худо тому, кто добро не делает никому».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1165584?menuReferrer=catalogue

Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы. В.Осеева «Потерянный день».

Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Осеева «Три товарища». Пословица.

А. Барто «Я-лишний». Н.Бромлей «Главное слово». А. Митяев «За что я люблю маму». Пословицы. Интонация. Проверь себя.

Читаем о родной природе

Л. Толстой «Солнце и ветер».

В. Бианки «Синичкин календарь».

Э. Мошковская «Лед тронулся»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8800588?menuReferrer=catalogue

И.Соколов-Микитов «Русский лес».

Загадки. Песенка.

М. Пришвин «На березах»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/268943?menuReferrer=catalogue

Русская народная песня «Берёзонька»

С.Маршак «Апрель».

Т. Белозеров «Подснежник»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1574328?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3879934?menuReferrer=catalogue

О наших друзьях животных.

И. Мазнин «Давайте дружить!»

Ю. Коваль «Бабочка».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2576150?menuReferrer=catalogue

С. Михалков «Аисты и лягушки».

В. Берестов «Лягушки».

В. Бианки «Голубые лягушки».

М. Пришвин «Ёж».

Ю.Могутин «Убежал»

Б. Заходер «Ёжик»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8439831?menuReferrer=catalogue

Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Г.Сапгир «Кошка».

Русская народная песня «Котик». Загадка.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9435887?menuReferrer=catalogue

Е. Чарушин «Томка»., «Томкины сны». Проверь себя.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9738584?menuReferrer=catalogue

Итоговая комплексная работа за год.

Учимся уму-разуму.

Развитие восприятия художественного произведения.

В.Бианки «Лесной Колобок-Колючий бок»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2439128?menuReferrer=catalogue

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10349557?menuReferrer=catalogue

В. Осеева «Кто хозяин?».

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/200289?menuReferrer=catalogue

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/200289?menuReferrer=catalogue

Е. Пермяк «Самое страшное».

Р. Сеф «Совет»

В.Орлов «Если дружбой дорожить

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10164082?menuReferrer=catalogue

«Два лентяя» татарская народная сказка.

В. Берестов «Сережка и гвозди». Проверь себя.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2191611?menuReferrer=catalogue

Читаем сказки, пословицы, считалки.

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Терёшечка»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1822745?menuReferrer=catalogue

М. Пляцковский «Урок дружбы».

В. Даль «Война грибов с ягодами»

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/21380/view

А. Усачёв «Грамотная мышка».

М. Яснов «В лесной библиотеке».

Считалки. Проверь себя.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4165987?menuReferrer=catalogue

О наших друзьях – животных.

А. Барто «Страшная птица».

Н.Сладков «На одном бревне» Пословицы

https://uchebnik.mos.ru/app_player/453114

В. Орлов «большие уши»

Е. Чарушин «Томка и корова».

В. Берестов «Выводок».

Проверь себя

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2248364?menuReferrer=catalogue

Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать» 

https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1058149/view

Читаем о Родине и родной природе.

И. Соколов-Микитов «Радуга».

Е. Трутнева «Эхо».

И. Шевчук «Ленивое эхо»

https://uchebnik.mos.ru/material/app/163367?menuReferrer=catalogue

И. Соколов-Микитов «Май».

А. Плещеев «Травка зеленеет»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7554620?menuReferrer=catalogue

Я. Тайц «Всё здесь», «По ягоды».

Загадка.

К. Чуковский  «Радость»

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10136076?menuReferrer=catalogue

Ист. – 5 ч

ШкУр -14 ч

5.Список литературы

1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015 – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

2. Я учусь писать и читать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 201. – 64 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

3. Литературное чтение: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ 1вт...-сост.Л.А.Ефросинина.- 2-е узд., с уточн.- М.: .: Вентана-Граф, 2015. – (Начальная школа XXI века).

4. Литературное чтение: уроки слушания: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений/ 1вт...- сост.Л.А.Ефросинина.- 2-е узд., с уточн.- М.: .: Вентана-Граф, 2015. – (Начальная школа XXI века)

5.  Ефросинина, Л. А. Литературное чтение : 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...