Занятие по внеурочной деятельности "День Конституции Российской Федерации"
классный час (4 класс)

Данный материал содержит конспект открытого мероприятия, посвященного Дню Конституции РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_konstitutsii.docx608.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 86 г. о. Самара

День Конституции России

Занятие внеурочной деятельности по курсу «Разговоры о важном»

Образовательная система «Школа России»

                     Подготовила и провела:

                     учитель начальных классов

                     Жаркова Ирина Николаевна

Самара 2022 г.

Учитель

Жаркова Ирина Николаевна

Класс

4

Внеурочная деятельность

«Разговоры о важном»

Тема занятия

« День Конституции России».

Цель занятия

Задачи занятия

-познакомить детей с главными символами России (конституция, гимн, флаг, герб)

- расширить представления детей о государственной символике российского государства, их историческое происхождение

Образовательные: усиление патриотических качеств личности,

Развивающие: усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств,

Воспитательные: воспитание любви и уважения к родной стране, ее законам и символам.

Дата проведения

12.12.2022 г.

Тип занятия, вид занятия, методы, формы, приемы обучения

Тип занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности

Метод: исследовательский

Форма урока: интерактивное обучение

Планируемые результаты:

Личностные

- формирование  бережного и уважительного отношения к своей стране, ее символам.

Метапредметные

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем,  сверстниками, работать индивидуально.

Предметные

- расширение и систематизация знаний о государственной символике России;

Формируемые УУД:

  1. Личностные: применять полученные знания в  жизни
  2. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, творческой практической работе;
  3. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять поставленную задачу; действовать по плану и планировать свои действия; адекватно оценивать свои достижения.
  4. Познавательные: извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.

Оборудование:

раздаточный материал, медиапроектор, экран, презентация, лепестки ромашки, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно – мотивационный этап

-  Ребята, сегодня мы проведём необычный урок, но очень важный для каждого из нас.

Ученик 1.

 - Много, много лет назад,

 Как нам люди говорят,

 Был придуман Он -

 Конституции Закон,

 И с тех пор за годом год

 Его чествует народ,

 За мораль и за порядок,

 И не страшен нам упадок

Ученик 2.

  - Кто законы соблюдает,

 Тот, конечно, уважает

 Конституцию, страну,

 Родину свою одну!

Ученик 3. 

 - Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчелы

И твой дом, и огни твоей школы.

Ученик 4.

 - Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Ученик 5.  

- Мы о России будем говорить.

Петь песни и  стихи дарить.

В любви ей признаваться,

Гордиться, восхищаться.

Пусть знают все,

И взрослые, и дети.

Что нет страны прекраснее на свете!

-Ребята, так чему же будет посвящено наше занятие?

Текст читают наизусть дети.

 

Ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу

2.Основной этап

Учитель

- Итак, мы сегодня будем говорить о Родине, о Конституции, и о символах нашей страны. Перед вами лежат листочки. Запишите вопрос на который бы вы хотели получить ответ в течении нашего урока.

 -  Давайте вспомним,  что мы уже знаем о нашей Родине.

  1. -Как называется наша Родина? (Россия) 
  2. -Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
  3. -Назовите главный город, столицу нашей Родины (Москва) 

-День Конституции РФ – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря . Именно в этот день 12 декабря 1993 года всенародным голосованием, а  с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года была принята Конституция РФ.

-Что такое Конституция?

Это основной закон государства. В нем написаны все правила, по которым живет все жители России и мы с вами.

В ней 2 раздела, 9 глав и 137 статей.

А знаете, с чего начинается Конституция? 

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.  Гимн – это не просто музыка- это торжественное произведение. У каждого государства есть свой гимн.  А как нужно слушать гимн страны? Его слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы

 - А кто является автором слов и музыки гимна России? 

Новые слова написаны Сергеем Михалковым в 2000г. Композитор, написавший музыку Александр Александров в 1938г.

-Ребята, о чем поется в гимне? (о величии нашей страны, о ее щедрости, могуществе, о верности своей Родине…)

-Какие чувства вызывает у вас музыка и слова гимна?  (гордость за свою Родину)

- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.

- Посмотрите на репродукции картин известных художников:

(репродукции картин “Рожь” И. Шишкина, “март” И. Левитана…)

-Что объединяет эти картины?

- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?

- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.

 -  Послушайте стихотворение Владимира Степанова "Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.

-Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знаменами, гербами выстояли в самых тяжелых испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят.

И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Гражданин гордиться Родиной, значит готов помогать ей, защищать ее

Каждое государство имеет государственные символы. Один мы уже назвали. Какие еще? Еще один из символов России является  флаг.

-   А флаг России – триколор,

    Полотнище в три цвета.

  В нем яркой красной полосой

 Страна наша воспета.

 И цвет крови, и цвет жизни,

 И цвет верности Отчизне.

 Государственный флаг России утвержден 22 августа 1991года. Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, Государственной Думы и другими государственными учреждениями.

Какое значение имеет каждый цвет флага? (Белый – мир и чистота совести; синий- небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу)

-Во все времена цвету придавали особый смысл. Цвета флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий, красные цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи- нарядные сарафаны и другую одежду. Эти цвета крестьяне часто использовали для украшения домов.

Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждает Государственная дума и Президент.

- А где мы можем увидеть Государственный флаг России?

-Ребята, давайте сделаем маленькую копию нашего флага.

Задание командам: составить из полос цветной бумаги флаг РФ.

Выигрывает та команда, которая быстрее, правильнее и аккуратнее  справится с заданием.

- И, наконец третий  символ государственности:

Попробуйте отгадать загадку

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(ГЕРБ)

Перед вами Государственный герб России. А кто скажет – что изображено на гербе Росси? (орел)

На фоне щита красного цвета изображен двуглавый орел. А ведь на нашем гербе изображена не простая птица. В чем ее особенность?

Вот среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад. 

Правой лапой он сжимает скипетр - это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями, В его левой лапе- держава – это золотой шар с крестом наверху. Над головами мы видим 3 короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизирует единство и независимость России.

На груди орла помещен герб Москвы – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в руке у него серебряное копье, которое помогало ему победить змея. Змей-символ зла. Герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве госэмблемы является печать Иоанна 3 Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 г орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993г. Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

-Где можно увидеть изображение герба?

Герб является обязательным атрибутом государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров. Гербовой печатью скрепляются все важные документы. 

  1. Физминутка. 

Игра «Если в школу ты идешь»

А какие же вещи можно приносить в школу? Для этого предлагаю всем встать. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - если такие вещи в школе нужны; если не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.

Если в школу ты идёшь,

 То в портфель с собой берёшь:

 - В клеточку тетрадку?

 - Новую рогатку?

 - Веник для уборки?

 - Дневник для пятёрки?

 - Альбом и краски?

 - Карнавальные маски?

 - Азбуку в картинках?

 - Рваные ботинки?

 - Фломастеры и ручку?

  - Гвоздиков кучку?

 - Карандаши цветные?

  - Матрасы надувные?

6. Закрепление и обобщение

-Наши предки тоже гордились нашей страной. И любовь к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и пословицах и поговорках.

  • -У вас на партах лежат конверты, соберите каждая группа свою пословицу
  •  Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 

-Итак, мы вспомнили о главных символах нашего государства.

 Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к нам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

Какие же права есть у нас, школьников? Давайте вместе прочитаем..

1.Право на образование.

2. Право говорить на своем родном языке

3.Право на отдых и досуг.

4.Право на приемлемый уровень жизни

- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их должны соблюдать. 

И сейчас я хочу с вами немного поиграть:

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

( право на свободу передвижений).

2.  Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

(право на отдых)

  1. 3. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

( право на жизнь и на неприкосновенность жилища).

4.Каким правом не воспользовался Буратино из сказки Толстого «Золотой ключик», продав азбуку за пять золотых?

(правом на образование)

А теперь  Конкурс «Отгадай сказку».

  1. В какой сказке А.С. Пушкина одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице»?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. -В какой сказке С.Михалкова нарушено право трёх малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами?

Ответ: «Три поросёнка».

  1. -В этой сказке известного французского сказочника Г-Х Андерсена нарушено право: «Ребенок имеет право жить со своими родителями и никому не позволено разлучить их»

Ответ: «Снежная королева».

  1. -В этой сказке Ш.Перро маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободу передвижения и свободу слова на ее жизнь было совершенно покушение со стороны волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

(Красная шапочка).

Игра “Знаете ли вы Россию?”. Каждой команде представляется вопрос и 3 варианта ответа. Выберите правильный ответ:

- С какого возраста человек находится под защитой государства?

а) с первого дня своей жизни

б) с 14 лет

в) с 18 лет

 

- Что в переводе с латинского языка обозначает слово «Конституция»?

а) устройство

б) документ

в) постановление

 

Конкурс «Угадай дату»

-  22 августа

-  12 декабря

Столица России:

  • -Москва
  • -Киев
  • -Петербург
  1. Жилой дом русского народа?
  • -хата
  • -изба
  • -юрта
  1. Праздник проводов русской зимы?
  • -рождество
  • -масленица
  • -крещение
  1. Предметы одежды русских женщин?
  • -чалма
  • -сарафан
  • -кимоно

-Какое дерево всегда считалась символом России? (береза),

-Как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь),

-Самая популярная в мире русская игрушка? (матрёшка),

-Какое животное символизирует силу и мужество нашей страны? (медведь),

-Какой предмет стал для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения? (самовар),

- Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
- Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
-Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
- Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)

-Самый популярный герой русских былин? (Илья Муромец).

  • -Молодцы! Но в России есть еще и негосударственные символы .

- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... 

Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество. 

Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”

- А сейчас сыграем.

Игра “Что отдашь Земле родной?”

- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/

(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).

Дети записывают вопросы на листках.

Ответы детей.

Ответы детей.

Чтение стихотворения наизусть ребенком

Дети раскрашивают заготовки с изображением российского флага.

Дети отгадывают загадки.

Ответы детей

Ответы детей

Выполняют физминутку.

Дети собирают пословицы и поговорки.

Работа с вопросами.. Дети отмечают правильные варианты ответа.

Ответы детей

Выбирают нужный вариант ответа

Ответы детей

Рассказы детей.

Ребята пишут свои пожелания родной стране.

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к заданной теме,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение.

 Прогнозировать предстоящую работу

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Рефлексия

-В начале урока мы записали с вами вопросы. Какие ответы на них вы получили?

Давайте теперь соединим лепестки нашей  ромашки и будем стремиться к достижению наших желаний.

Составление ромашки под звуки песни «Россия- мы дети твои».

Ответы детей .

Составляют на доске ромашку

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Владимир Степанов

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Какой сегодня день прекрасный! 
12 декабря - 
Закона основного праздник, 
Что в обиход введен не зря: 
Закон любой державе нужен, 
Чтоб знать, что можно, что нельзя! 
«Закону» буду я послушен: 
С Днем Конституции, друзья!

https://i.pinimg.com/originals/f2/5d/fa/f25dfa9f527b1b494458315d1193ff7a.jpg

https://colate.ru/wp-content/uploads/rossiyskiy-gerb.jpg

https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1077736/inx960x1385.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник, посвященный Дню Конституции Российской Федерации.

Данное мероприятие  нацелено  на воспитание патриотических чувств у  школьников , на развитие познавательного интереса к истории своей Родины....

Конституция Российской Федерации

рассказать о современной символике России; развивать познавательный интерес к своей Родине.Научить правильно слушать гимн страныПознакомить с основными статьями КонституцииПроследить, как законы Конст...

Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: формирование основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России.Задачи: - познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширит...

Конспект урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (День Знаний)

Данный конспект урока предназначен для проведения Урока знаний, классного часа,посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации. Аудитория - 2 класс....

Конституция Российской Федерации классный час

Классный час посвящённый 20- летию принятию Конституции РФ. Дети познакомятся с основным законом страны, его структурой и содержанием некоторых статей....

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...