Рабочая программа по доноведению
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Чернова Татьяна Валериевна

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_donoved.doc94 КБ
Microsoft Office document icon ktp_donoved._3kl.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа  курса «Доноведение» для обучающихся 3 «Б» специального класса составлена на основе авторской программы «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др.

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение». 

Окружающий мир постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта обучающегося (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью изучения предмета «Доноведение» является формирование у обучающихся целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи изучения предмета «Доноведение»:

образовательные: 

  •     пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 
  •     формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;

    воспитательные: 

  •     воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
  •     воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;

       развивающие: 

  •     развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
  •     формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.

Содержание уроков в рабочей программе выстроено с соблюдением основных дидактических принципов: научности, доступности, культуросообразности.

Принцип научности - изложение всех исторических сведений предмета «Доноведение» имеет прочное обоснование в отечественной исторической науке и историографии.

Принцип доступности - учебный материал содержит минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).

Принцип культуросообразности призван способствовать осознанию обучающимися ценности культурно-исторического наследия Донского края.

Нормативные акты и учебно-методические документы

  №

Нормативные акты и учебно-методические документы

1.

Федеральный   закон   «Об  образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

2.

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3.

Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1)

4.

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5.

Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008

6.

Основная образовательная программа начального общего образования (ооп ноо) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 на 2011 – 2015 гг.

Место учебного предмета в учебном плане

В основу интеграции содержания по предмету «Доноведение» положено единство системы «природа – человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  •   окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае;
  •   человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими;
  •   история Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. 

В рабочей программе перед обучающимися содержание материала выстроено в хронологической последовательности, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности. 

Предлагаемая рабочая  программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю), выделяемых на изучение предмета «Доноведение» в 3 классе,  в соответствии с примерным учебным планом для образовательных учреждений Ростовской области, годовым календарным учебным графиком работы МОБУ СОШ № 26.

Одним из результатов обучения предмета «Доноведение» является осмысление и присвоение обучающимся системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение  к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует

формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия  играет  учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание  себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

В содержательную основу рабочей программы включены материалы  о рельефе и почвах родного края, о полезных ископаемых, о природных явлениях, характерных для Ростовской области, о животном и растительном мире, о прошлом и настоящем своего Донского края.  При изучении раздела «Яркие страницы истории земли Донской» обучающиеся подробно знакомятся с музеями городов Ростовской области. Это дает возможность на близком и наглядном материале познакомить обучающихся с историей и современностью своего Отечества и родного края.

Структура рабочей программы соответствует  структуре книги для чтения в начальной школе «Природа история родного края» и  структуре  рабочей тетради «Доноведение» 3 класс, авторы: М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская, рекомендованных Министерством общего и профессионального  образования Ростовской области (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 № 253).

Методический аппарат учебника современен,  доступен для понимания и осмысления обучающимися. Многочисленные иллюстрации  используются для организации  эффективной работы обучающихся на уроках. Ряд материалов, включенных в рабочую тетрадь, поможет обучающимся не только успешно выполнять тематические задания, но и  различные  творческие работы.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умений обучающихся является способность охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, а также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными ценностями Донского края.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения курса «Доноведение» обучающихся являются:  

  • критерий  факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала);
  •  критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям);
  • критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).    

     Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

Формы контроля могут быть вариативными: тестирование, написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ, защита проектов.

Контроль реализации программы

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Вид контроля

Дата

1.

 Раздел I. Я и окружающий мир.

4

Тестирование

24.09

2.

Раздел III. Жизнь на Дону.

13

Инсценирование.

04.02

3.

Раздел IV. Природа Донского края

6

Выставка творческих работ.

15.04

4.

Раздел VI. Я и окружающий мир

2

Защита проектов.

20.05


 Требования к уровню подготовки обучающихся

     В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края.

знать:

  •  объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире: 
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях;

- оценивать характер своего поведения в природе, поступки других людей по отношению к природе;

 - моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающихся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно);

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

-доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;

-исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; 

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;

- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


 Информационно-методическое и

материально-техническое обеспечение 

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

для обучающихся

  •     Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное, 2006 г.
  •     Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013 г.

Учебно-методический комплект курса «Доноведение»

для учителя

  •     Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008 г.

Печатные пособия

  •     Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005 г.
  •     Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 г.
  •     Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001 г.
  •     Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004 г.
  •     Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004 г.
  •    Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003 г.
  •    Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004 г.
  •    Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001 г.
  •    Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003 г.
  •    Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.университета, 2003 г.

Цифровые образовательные ресурсы

  •     Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение». 

Наглядные пособия

  •     Таблица «Символы Ростовской области» (герб, флаг, гимн).
  •     Физическая карта Ростовской области.
  •     Серия плакатов развивающего обучения «Азбучка»: времена года, животный и растительный мир Ростовской области, круговорот воды в природы, дикие и домашние животные.
  •     Иллюстрации народных казачьих костюмов, жилья, быта казаков.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

Раздел,

тема урока

Количество

часов

Элементы

содержания

Коррекционные

задачи

Педагогические

приемы

и формы

Дата

проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел 1. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 часа)

1

1

Край, в котором я живу.

1

Дать представление о Ростовской области, как об административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны.

Познакомить с более крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями, значением. Обратить внимание на бережное отношение к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Формирование познавательного интереса.

Эвристическая беседа.

03.09

2

2

О городах и станицах родного города.

1

Активизация образно-эмоциональной речевой деятельности.

Объяснение учителя с использованием наглядности. Поэтапная помощь учителя.

10.09

3

3

С днем рождения, родной город!

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов.

17.09

4

4

С днем рождения, родной город!

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

24.09

Раздел 2. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов)

5

1

У природы нет плохой погоды.

1

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы). Познакомить с профессией метеоролог. Вода ее распространение и значение для живых организмов. Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта, его экологических проблем. Расширить представления обучающихся об экологических связях в мире природы водоема.

Расширение представлений обучающихся о чувствах людей.

Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу.

01.10

6

2

У природы нет плохой погоды.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

08.10

7

3

У природы нет плохой погоды.

1

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу.

15.10

8

4

Живая вода.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

22.10

9

5

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края.

1

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов.

05.11

10

6

Растения и животные водоемов.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

12.11

Раздел 3.  ЖИЗНЬ НА ДОНУ (13 часов)

11

1

Тайны Донской земли.

1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить  с историческими памятниками тех веков. Познакомить с историческими памятниками Ростовской области – городом Танаисом. Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселениями и хозяйством казаков. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. Дать общее представление о весенних обрядах на Дону, общее представление о международном дне птиц, общее представление о весенних обрядах на Дону.

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Составление опорной схемы по образцу.

19.11

12

2

Танаис – древний город.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

26.11

13

3

Дикое поле.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов.

03.12

14

4

Донской край – казачий край.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

10.12

15

5

Первые казачьи городки.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

17.12

16

6

Казачья семья.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

24.12

17

7

Жилище казака.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

14.01

18

8

История вещей. Одежда.

1

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов.

21.01

19

9

История вещей. Посуда.

1

Развитие мыслительных операций.

Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов.

28.01

20

10

Славен Дон! (праздничное мероприятие).

1

Увеличение объема памяти.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

04.02

21

11

Обычаи. Весенние обряды и праздники  на Дону. Сретение.

1

Формирование познавательного интереса.

Эвристическая беседа.

11.02

22

12

Встреча птиц.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

18.02

23

13

Вербное воскресенье. Пасха.

1

Знакомство  с весенними праздниками и обрядами на Дону.

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы.

25.02

Раздел 4. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов)

24

1

Природная поверхность нашего края.

1

Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами. Курганами, терриконами, лиманами, поймы реки Дон; с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения;  воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. Почвы Ростовской области: черноземы, каштановы, луговые. Выявить значение степи для Ростовской области. Закрепить представления о степи, о луге, о лесе как о природных сообществах, раскрыть значение степи, луга, леса для растительного и животного мира, а также для человека. Показать взаимосвязи растений и животных на каждом из этих сообществ. Рассмотреть экологические проблемы каждого сообщества, влияние человека на сообщества степи, луга, леса.

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу.

04.03

25

2

Из недр Донской земли.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

11.03

26

3

Почвы родного края.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

18.03

27

4

Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала. Работа в парах.

01.04

28

5

Природные экосистемы луга.

1

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу.

08.04

29

6

Природные экосистемы леса.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

15.04

Раздел 5.  ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  (4 часа)

30

1

Донская земля – житница России.

1

Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве, в животноводстве. Показать значение хлеба для людей; воспитать  бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями.

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

22.04

31

2

Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Развитие мыслительных операций.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

29.04

32

3

Казачьи посиделки (праздничное мероприятие).

1

Расширение представлений обучающихся об окружающем мире.

Рассказ учителя с элементами беседы.

06.05

33

4

Сельское хозяйство на Дону: животноводство.

1

Оречевление деятельности.

Дозированная подача  учебного материала

13.05

Раздел 6. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (2 часа)

34

1

Славься наш край!

1

Закрепить представления и знания обучающихся о Донском крае.

Оречевление деятельности.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

20.05

35

2

Славься наш край!

1

Оречевление деятельности.

Выполнение заданий по степени нарастающей сложности.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.

Рабочая программа по доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)

Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1.       Сухаревс...

Рабочие программы по "Доноведению" (Культура Дона)

Рабочие программы по вариативному курсу "Культура Дона" помогут учтелю в организации внеурочной деятельности в начальной школе.По данному курсу необходимо обеспечение:1. Сухаревская Е.Ю. Учебноое посо...

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

Рабочая программа кружка Доноведение.

Рабочая программа кружка Доноведение, для 4-го класса. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по доноведению 3 класс.

Рабочая программа по доноведению 3 класс....

Рабочая программа по доноведению 1 класс.

Рабочая программа  по доноведению 1 класс....