Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальных классах
материал по теме

Проектно-исследовательская деятельность  на уроках  в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah.docx960.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №126»

 Советского района г. Казани

Методическая тема:  «Проектно-исследовательская деятельность  на уроках  в начальных классах»

 (из опыта работы).

                                                     учитель высшей     квалификационной  категории

                                                                Разяпова Вилиана Вилоровна

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Проектно-исследовательская деятельность………………....................3

          2.1. Педагогическая целесообразность проектной технологии……...5

2.2. Эффективность применения проектного метода на уроках……..11

  Заключение…………………………………………………………………….22

  Использованная литература…………………………………………..............23

Проектно-исследовательская деятельность  

на уроках  в начальных классах

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,  

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые бы, научившись копировать,  

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.                                                                        

                                                                                                                   Л.Толстой

   В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательско- проектной деятельности школьников.

Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».  Эти советы не потеряли актуальности: образование сегодня должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применять их. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.       Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно- исследовательская  деятельность.  

 Проектно-исследовательская  деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

 Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

          Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают
  1. Педагогическая целесообразность проектной технологии

     Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

     Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа все-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.    

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.      Задачи: 

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.  Самое главное при применении проектного метода не пассивное усвоение детьми новых знаний, а активное сотворчество учителя и учеников.  

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно нужно  начинать уже в начальной школе.  Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

     Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Актуальность обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Деятельность обучающихся в рамках реализации проектно-исследовательской работы  направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках проекта обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Учитель не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

      Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо  через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Казалось бы, технология проектного обучения требует сформированности определѐнных умений и навыков школьников, навыков научной работы и, поэтому, многим покажется, что его использование в начальной школе не совсем уместно. Сложился стереотип, что  младшие школьники ещѐ не владеют этими навыками и умениями. Но мой опыт говорит обратное. Дети,  даже самые слабые, получают удовольствие от результатов своего труда. От урока к уроку  увеличивается доля детской самостоятельности, растѐт эффективность и результативность урока.        Я часто задумывалась над тем, как помочь своим малышам безболезненно перейти барьер между начальной школы и средним звеном. Как подготовить их к пониманию, что технология проектов, это не панацея от всех проблем, которые возникают у младших школьников на этом этапе. Но умение работать самостоятельно, в любом коллективе, не бояться выражать свое мнение и уметь его выражать помогает моим ученикам при переходе в старшие классы школы.       Очень важно научить  детей ориентироваться   в потоке новых знаний. Технология проектного обучения помогает этому. Она позволяет детям научиться самостоятельно, работать с книгой, тестом детских энциклопедий, возможно и Интернетом.       Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,  наблюдения,  помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования,  предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.  Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут  по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Например,  по окружающему миру дети исследуют, какие деревья растут вокруг школы;  по литературному чтению: что такое сказка?  по изобразительному искусству для чего нужно реставрация старых картин и предметов быта.        В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.        

        Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с моей помощью постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.         Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по совместно плану составленному.      С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.        

       На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но все это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.         Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.    

      В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:  - Что интересует больше всего?  - Чем занимаешься в первую очередь?  - Чем чаще всего занимаешься в свободное время?  - По каким предметам хорошие отметки?  - О чём хочешь  узнать  больше?  - Чем  можешь  гордиться?      В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.

Учебный проект

Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация  .Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание  Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач Методы и способы «Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование Результат «Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат            

 Провести исследовательский проект с самыми маленькими учениками не только возможно, но и    полезно.    Урок - исследование     позволяет     ставить     серьезные    проблемные      вопросы, исследовательские     задачи,   а детская тяга «к тайнам»  превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.   Поиск ответов    на    вопросы    приводит    учащихся    к    выдвижению   гипотез, учит искать источники информации,     проводить    опыты,    анализировать полученные результаты, делать выводы. Это  доказывает мой собственный опыт и практика.     Над    формированием своих научных убеждений учащимся лучше работать в группе, поэтому в своей педагогической деятельности использую групповую работу. Групповая работа позволяет не бояться   сделать   неверный   вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается    на    улучшении    психологического микроклимата.  Темы детских проектных работ выбираем   из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.  

Эффективность применения проектного метода на уроках.       

            Как показал опыт работы, метод творческих проектов может эффективно применяться в начальной школе. Эффективность применения проектного метода обусловлена позицией учителя, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия учеников.        Проектное обучение личностно ориентировано. Оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте, опыте других, стимулирует познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результатов своего труда. Применение проектного метода в начальной школе – это системность в использовании активных методов, постепенном увеличении детской самостоятельности и уменьшении различных видов учительской помощи.      В качестве основных  неоспоримых достоинств проектного метода названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповой работы, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Уроки-проекты воспитывают чувство ответственности, взаимосотрудничество, сопереживания и другие личностные качества. Меняется характер взаимоотношений  между детьми, исчезает безразличие. Сплочѐнность класса резко возрастает. Учащиеся приобретают навыки, необходимые в жизни в обществе.  

Результативность.

 Среди проектов, вызвавших у моих учащихся положительный отклик можно назвать мини-проекты на уроках русского языка, уроки-исследования по природоведению, внеклассные мероприятия по созданию книжек-самоделок, создание классного уголка, изготовление газет к предметным неделям. Ребята с огромным интересом работают с энциклопедиями. Находят занимательный материал для своих проектов.

  План подготовки к коллективной творческой работе 

1. Определение  темы.

 2. Деление учащихся на группы.

3. Распределение учащимися материала для самостоятельной подготовки.

 4. Самостоятельная подготовка учащихся. Сбор материала в группах.

 5. Выбор необходимых материалов и инструментов для оформления планшетки.  

Ход творческой работы      

 В течение одного урока учащиеся составляют коллаж из заранее заготовленных цитат произведений и иллюстраций к ним, подбирают заглавие работы и оформляют его на листе бумаги.      Дети придумывают интересные элементы коллажа: кроссворды, шарады, загадки. Некоторую часть элементов они готовят дома, приносят необходимые материалы, а составляют коллаж в классе в течение урока в ходе групповой работы.

C:\Users\Вилиана\Desktop\5a503868f85d6e613ad7a272c35a4d9b.jpg.jpgC:\Users\Вилиана\Desktop\4b8e86a1f7f8.jpghttp://www.publiclibrary.ru/readers/afisha/images-afisha/mir-glazami-detey.jpg

Творческие коллективные работы  

Тема проекта: «Мир загадок!»  

Цель: Исследование происхождения загадок и их видов. Задачи:              Развивать познавательную активность, любознательность через    знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.             Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций. Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

 Участники: учащиеся  1 «А» класса

 Характеристика проекта:

1. по содержанию: межпредметный  

 2. по срокам: среднесрочный

3. по уровню усвоения: итоговый

4. по форме: групповой.

Оборудование: карточки с высказываниями, листы бумаги

Результат проектной деятельности:  рисунки детей, копилка загадок.  

C:\Users\Вилиана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\6330.jpgC:\Users\Вилиана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1475341_33953.jpg

Тема проекта: «Будьте всегда здоровы!»  

Цель: формирование валеологической грамотности учащихся. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни,         развивать умение находить нужную информацию в разных источниках, анализировать и делать вывод; формировать навыки самостоятельного конструирования своих знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.

Участники: учащиеся  3 «А» класса

Характеристика проекта:

1. по содержанию: межпредметный  (окружающий мир, ОБЖ, биология)

2. по срокам: долгосрочный

3. по уровню усвоения: итоговый

4. по форме: групповой.

Оборудование: карточки с высказываниями, тест, листы бумаги Результат проектной деятельности:    газета.

C:\Users\Вилиана\Desktop\10550.jpgC:\Users\Вилиана\Desktop\detsad-445737-1456129525.jpg

C:\Users\Вилиана\Desktop\учит.года\грамоты\14.jpg

  Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.). Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей,  учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до еѐ воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.    Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объѐме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трех этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоемким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо

следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.  

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 14 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.  Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).  

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?  

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:  

 1. Провести подготовительную работу.  Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные  . Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчета о проделанной работе;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

 г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;  

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.  

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

 4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.  

5. Создавать группу не более 5- 8 человек. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».  

 6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней». Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.          Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы  

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?  

     Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: •    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; •    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.            В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.      

 В рамках традиционных учебных занятий используют:

 •    проблемное введение в тему урока;

 •    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

 •    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

 •    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

 •    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.  

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом  

           Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.  

Общие правила для педагогов – руководителей проектов  

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

 • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,  

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

 • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.  

Роль учителя в проектной деятельности  своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.            Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.          

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Это эффективная инновационная технология, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Спасибо за внимание!

     

Использованная литература

Для учителя  

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.      

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.    

 3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.  .          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.    

 5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7            

  Для обучающихся  

1.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.    

2.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC       Электронные ресурсы:    

3.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)    

4.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)      

5.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)    

6.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Методическая разработка проектно-исследовательской работы учащихся 3-го класса по теме «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих   пользу организму, об организации правильного здорового питания.Задачи проекта:• Расширить знания детей о прод...

Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"

В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

Проектно-исследовательская работа "Зелёное перо" 1 класса "Г"

Проект "Зелёное перо" способствовал развитию любознательности и наблюдательности у детей, что помогло лучше познать растительную жизнь.Он способствовал расширению представлений детей о расте...