Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в подборе слов-признаков" по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема урока "Упражнение в подборе слов-признаков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klass1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок русского языка во 2 классе. Образовательная программа «Школа 2100».

                               Упражнение в подборе слов-признаков.

Цели: продолжить наблюдение над словами-признаками,

           упражняться в подборе слов-признаков,

           развивать умение ставить вопросы к словам-признакам,

           устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,

           развивать речь учащихся (подбирать антонимы, синонимы к словам-признакам,

           образовывать от слов-предметов слова-признаки),

           развивать интерес к русскому языку, как предмету,

           воспитывать чувство гордости за наш родной язык, его богатство и красоту,

           воспитывать любовь и уважение к своей маме, ко всем людям.

                                       Ход урока:

  1. Орг.момент. Приветствие гостей.

- Замечательный денек!

   Ну а мы начнем урок!

- Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Настроимся с вами на      

  позитивную волну.

  1. Постановка темы и цели урока.

       - Урок русского языка. Прочитаем хором  тему нашего урока: « Упражнение в      подборе слов- признаков». Сегодня мы продолжим наблюдение над словами- признаками и будем тренироваться в их подборе.

       а) Минутка чистописания.

 

- Посмотрите на доску, что я сейчас изображаю? ( Волнистую линию) Подумайте, как связана волна со словами- признаками?

-Число и классная работа у нас записаны.

- Изобразите такую линию в своих тетрадях.

б) Постановка проблемы урока.

- Пока вы изображали волнистую линию в своих тетрадях, наша волна пригнала кораблики. Посчитаем их. Почему их 4? ( Слова- признаки имеют 4 основных вопроса). Вспомним эти вопросы.( Проговариваем и вытягиваем кораблики).

- В конце урока вы постараетесь ответить на вопрос: « Для чего нам нужны слова- признаки»?

  1. Работа по теме урока.

а) Угадывание слова, с которым будем работать на уроке.

- А перед тем, как приступить к работе, отгадайте, что это за слово, обозначающее одушевленный предмет, которое каждый из вас произносит в день сотни раз, но обращается этим словом только к одному, самому близкому человеку? (Мама.)

- А кто из вас помнит, какой праздник отмечается в конце ноября? (День матери.)

- А этой традиции уже 14 лет.

Как видите, мне не случайно захотелось поближе посмотреть на это слово вместе с вами. Мы сегодня еще раз увидим и убедимся, какое оно красивое и важное.

б) Разыгрывание сценки.

- Но, утром я шла в школу и я встретила хорошо нам знакомого Вову Колесникова.

Посмотрите на его выражение лица, подберем его признаки ( лицо какое? хмурое, сердитое, недовольное).

-А знаете, чем он недоволен? Оказывается утром он поссорился с мамой и считает, что он прав. Посмотрите, как это произошло и оцените ситуацию.

Сценка « Мама и Вовочка».

-                                      Сценка « Мама и Вовочка».

Мама: Вовочка, сегодня первое ноября, наступил последний осенний месяц. На улице похоладало, а ты все еще ходишь в легкой курточке и без шапки. Оденься, пожалуйста, потеплее.

Вова: Вот еще! Мне совсем даже не холодно. Не буду я одеваться!

Мама: Но ведь ты можешь заболеть, а я очень переживаю, когда ты болеешь.

Вова: Вон все взрослые ребята так ходят, и ничего. А я что, хуже их что ли? Отстань, мама! Я тоже уже большой! Сам буду решать, как мне ходить!

Мама: Эх, сыночек мой, какой же ты у меня еще маленький и несмышленый. Наверное, только время нас рассудит.

 Хорошо поступил Вова? Наша задача убедить его, что он не прав.

-Итак, начинаем.

в) Работа в группах. Составление пословиц о маме. Индивидуальная работа по карточкам.

- О маме написано немало пословиц и поговорок. Сейчас каждая из групп должна собрать пословицу, прочитать ее нам и объяснить смысл. А заодно посмотрите, есть ли в вашей пословице слова- признаки.

Проверка пословиц.

ПРИ СОЛНЫШКЕ СВЕТЛО – ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.

У РЕБЕНКА ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАМЫ - СЕРДЦЕ.

НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.

- Давайте найдем  пословицу, в которой есть слово-признак и запишем ее в тетрадь.

Запись пословицы с орфографической подготовкой.(Выделение опасных мест).

г) Словарная работа.

- Сделаем  паузу, немного отдохнем и отгадаем загадки. Постарайтесь запомнить встретившиеся слова-признаки.

1. Я капелька лета                               Кто любит меня,

    На тоненькой ножке.                      Тот и рад поклониться.

    Плетут для меня                              А имя дала мне

    Кузовки и лукошки.                        Родная землица.

                                                                             (Земляника.)

 2. Круглое, румяное,                           На тарелку положу,

     С дерева достану я                           «Кушай, мамочка,»- скажу.

                                                                                ( Яблоко.)

  3. Красненькая матрешка- беленькое сердечко.

                                                                                 ( Малина.)  

-  Как можно назвать эти слова? (словарные)

 Какие орфограммы мы должны вспомнить в этих словах?

Запись слов на доске и в тетрадях в столбик.

-  А с каким словом мы еще не знакомы? (Малина.)

                                 - А слышали вы выражение:«Не жизнь, а малина»? (Так говорят о хорошей, привольной жизни).

                                 -  А можно ли про вашу жизнь так сказать?

-  Можно ли к  этим словам подобрать однокоренные  слова- признаки? Давайте запишем, при этом устно произнося фразу: «Моя мама»

варит ЗЕМЛЯНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ

готовит МАЛИНОВЫЙ КОМПОТ

печет ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ

-  А сколько еще вкусного готовят наши мамы.

Физминутка.

-  А теперь поиграем.

- Я называю слова, если это слово- предмет – поднимаете руки вверх и хлопаете,

Если слово-признак – изображаем волну. Мамочка, нежная, солнышко, дети, ласковая, добрая, лучик, милая, хороший.

д) Развитие речи.

- Пора нашему Вове менять настроение. Давайте еще раз посмотрим на выражение его лица. Какой сейчас Вова?

Злой - добрый

Грубый – нежный, ласковый.

Грустный – веселый, радостный.

- Как мы можем исправить ситуацию? Каким бы хотела его видеть мама?

-А как называются слова с противоположным значением? ( Антонимы)

- А можно ли к словам «Нежный и радостный» подобрать слова, близкие по значению? Как они называются? (Синонимы.)

- Итак, Вова изменил свое настроение, понял что не прав. Как же он может помириться с мамой?

е)  Работа с учебником.

- Давайте откроем «Дидактический материал» на с. 28, упражнение 57.

- Что же сделает сейчас Вова? ( Подарит маме цветы.)

- Прочитаем задание.

- Работу вы выполняете самостоятельно. Условие: слова- признаки не должны повторяться.

Мама добрая.

Букет огромный.

Цветы красивые.

Солнце яркое.

Погода чудесная.

Самостоятельная запись в тетради.

-А что нужно сделать, чтобы наш рисунок стал еще веселее? Дома вы разукрасите картинку яркими карандашами.

- А можно ли маму сравнить с солнцем? Какое оно? ( Ясное, светлое, горячее)

- А еще у наших мам самое большое сердце. А в нем лежат маленькие сердечки- это сокровища маминого сердца. Давайте их прочитаем и превратим из слов- предметов в слова- признаки. И еще раз выясним: « Какое же сердце у мамы?»

ЩЕДРОСТЬ
МУДРОСТЬ
НЕЖНОСТЬ
БЕСКОРЫСТИЕ    ( не требующее награды)
ВСЕПРОЩЕНИЕ

- У вас на партах лежат маленькие сердечки. Я думаю, что и у вас тоже любящие сердца. Напишите на них самые добрые слова о маме. А в день матери подарите их своим мамам. И нет лучшей награды для мамы- признание в любви ее ребенка.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Как мы поработали на уроке? Какие задания вам понравились больше всего? А какое задание вам показалось самым трудным?

 - А сейчас ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: «Для чего же нам нужны слова- признаки?» Где же мы можем применить эти знания?

Выставление отметок.

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Я желаю вам: « Пусть вокруг вас будет удивительным и разным. Чтобы вы сами и окружающие вас употребляли только добрые, красивые и приятные слова- признаки». Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям - за внимание. Урок окончен.

                                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...