Разделительные Ь и Ъ
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Мартьянова Аурика Ивановна

Урок русского языка в 3 классе направлен на повторение знаний о применении разделительных знаков на письме, развитие речи при работе с фразеологизмами, систематизацию знаний с помощью составления модели знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnye_i_.doc47.5 КБ
Файл risunok_1.docx11.8 КБ
Файл risunok_2.docx191.75 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.51 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительные Ь и Ъ.                              Применение технологии С.Н.Лысенковой

Цель: Учащиеся должны знать правописание разделительных Ь и Ъ.

Задачи: 1. Повторение и систематизация знаний о разделительных знаках.

               2. Совершенствование навыка написания слов с разделительными Ь и Ъ.

               3. Развитие речи.

               4. Расширение кругозора.

               5. Воспитание культуры речи и общения.

Ход урока.

1.Организационная часть.

-   Прописываем элементы чистописания. Записываем дату, «Классная работа».

2.Актуализация знаний.

-  Чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд! Слова-отгадки  записываем в тетрадь.

По вертикали: 1. Начало учебного года (сентябрь).                                         Приложение 1

                          2. Человек, который учит (учитель).

                          3. Тетрадь для рисования (альбом).

                          4. Помещение для учебных занятий (класс).

                          5. Школьная сумка (портфель).

                          6. Скрепленные листы для письма (тетрадь).  

                          7. Коробочка для хранения школьных принадлежностей  (пенал).

-  Какое слово прочитывается по горизонтали?  (счастье)  

-  Сформулируйте сами вопрос, назовите признаки этого понятия! (Состояние наивысшего удовлетворения, исполнение желаний)          

-  Посмотрите внимательно на все слова, найдите среди них лишнее!

               Счастье! 1) счастье – предмет, который нельзя потрогать, попробовать, его можно

                                   только ощутить.

                               2) только в этом слове разделительный Ь.

-  Что значит, разделительный? (Отделяет мягкий согласный звук от гласной буквы, обозначающей два звука).

-  А какие это буквы? (Я, Е, Е, Ю…И)

-  Давайте нарисуем это правило! (зеленый квадрат, Ь, зеленый квадрат, красный квадрат

                                       Опорные схемы-модель знания  ( технология С.Н.Лысенковой)

            Ь                                                                                                                     Рисунок 1

-  А в других словах Ь для чего? Какую роль выполняет? (Обозначает мягкость согласных звуков)

-  Проверим! Предлагаю игру «Ванька - Встанька». Я называю слова, вы будете вставать, если услышите слово с разделительным Ь. Если вы слышите слово с Ь, обозначающим мягкость согласных, то не встаете.

                МЕБЕЛЬ, ВЬЮГА, МАЛЬЧИК, АЛЬБОМ, ДЕРЕВЬЯ, СТУЛЬЯ, МУРАВЬИ, СТЕБЕЛЬ,СТЕБЕЛЕК, БРАТЬЯ, ПОДЪЕЗД.

-  Почему не встал  …? (В этом слове разделительный не Ь, а Ъ!)

-  А в чем разница? (Согласный звук перед ним твердый!)

-  Иди к доске, запиши это слово! В каких случаях пишется разделительный Ъ? (После твердого согласного звука перед гласной буквой, обозначающей два звука.)

-   Зарисуем и это правило! (синий квадрат, Ъ, зеленый квадрат, красный квадрат 

                                     Опорные схемы-модель знания (технология С.Н.Лысенковой)

                      Ъ                                                                                         Рисунок  1           

3. Целеполагание.

-  Посмотрите на модели правил и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

                       1.Повторять правописание слов с разделительными Ь и Ъ.

                       2.Отрабатывать навык написания слов с разделительными Ь и Ъ.                      

-  А для чего нам это нужно? В чем проблема, почему нужно повторить эти знания и отработать навык написания слов с этими буквами? (Потому что можно спутать эти знаки.)

-  Значит,      3.Различать случаи написания разделительных Ь и Ъ.

-   Чтобы не путать написание разделительных знаков, какие качества  нам нужны?

                        Внимание!

4.  Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка.

-  Глазами прочитайте текст на доске.

                       ВОЛК  УЖАС…НО  РАЗ…ЯРЕН-

                       С…ЕСТЬ  ЕЖА  НЕ  МОЖЕТ  ОН.

                       ЕЖ…К  ВЫСТ…ВИЛ  ИГОЛКИ-

                       ОБ…ЕГОРИЛ  ЗЛОГО  ВОЛКА.

-  Объясняем орфограммы! Все слова понятны в этом четверостишии? (Объегорил – обхитрил, обманул. Когда-то Егор был самым хитрым, и люди стали говорить про человека, который поступил так же, как Егор – «объегорил».)

-  Как называется такая фраза? (Фразеологизм)  

-  Что такое фразеологизм?

-  Значит, корень этого слова ЕГОР, приставка –ОБ. (Аналогично разбираем слово «разъярен». Корень –ЯР- от слова ярость (злость, гнев), приставка –РАЗ).

                                Ужасно – ужасы (непроизносимая согласная)

                                Съесть – после твердого согласного С перед Е разделительный Ъ.

                                Ежик – сочетание ЖИ-ШИ.

                                Выставил – безударная гласная в корне в сильной позиции СТАВИТЬ.

5.  Обобщение и систематизация знаний.

-  Глядя на эти три слова, можно вспомнить, в какой части слова пишется разделительный Ъ.     (объегорил, разъярен, съесть)

        Разделительный Ъ пишется только после приставки перед гласными Е, Е, Ю, Я,

        а разделительный Ь в любой части слова!

-  Добавим значок в нашу модель правила! (Опорные схемы-модель знания  технология С.Н.Лысенковой)

                        Ъ                                                                                         Рисунок  1                

-  Запишите по памяти только первое предложение!

-  Проверьте! Кто допустил ошибки? Почему?

6.  Развитие речи.

-   Вернемся к фразеологизмам. Выберите из моих фразеологизмов тот, который объяснит состояние волка.

                      ВЫШЕЛ  ИЗ  СЕБЯ, ДЕРЖАЛ  СЕБЯ  В  РУКАХ,  

                      ДОШЕЛ  ДО  БЕЛОГО  КАЛЕНИЯ,  ВЗЯЛ  СЕБЯ  В  РУКИ…  

-   Запишите объяснение фразеологизмов словами из текста.

                      Вышел из себя, дошел до белого каления – разъярен.

-  О каких фразеологизмах говорят мои рисунки? (Писать, как курица лапой; за двумя зайцами погнаться, сесть в калошу, кот в мешке, водой не разлить…)         Рисунок  2

7.  Физминутка.

8. Проверка знаний.

-   Хотите проверить, как хорошо вы умеете различать написание разделительных Ь и Ъ?

-  На ваших столах листочки с заданиями на правописание разделительных знаков.

-  Как вы думаете, какие качества нам особенно нужно включить сейчас, чтобы не ошибиться?       ВНИМАНИЕ,  МЫШЛЕНИЕ,  ПАМЯТЬ.

                                              Образовательная технология ИнтеллекТ

                            Разноуровневое обучение

-  Да, потому что все подсказки я закрою! Выберите для себя задание с той степенью сложности, которую вы сегодня хотите преодолеть! Задание выполняем 3 минуты! Начали, у вас все получится!                                                                            Приложение  2

9.  Самопроверка и самооценка.

-  На вторых листочках ключи к заданиям, быстренько проверяем, ставим себе итоговый балл!                                                                                                                     Приложение  3

-  Поделитесь, как вы справились. Какой уровень выбрал Лева? Максим? Семен?

-  Над развитием каких качеств еще нужно работать?

10. Работа с учебником (если позволит время).

11. Итог урока.

-  Довольны ли вы своей работой на уроке? Получилось ли то, что вы планировали? Вы своей цели достигли? (рисунок-самооценка)

12. Домашнее задание.

-   Откройте страницу 52 в учебнике, посмотрите на упражнение № 2. Прочитайте задание.

-   Что нужно сделать? Выбрать из набора слов лишнее.

-   Чтобы понять, какое слово лишнее, что сначала нужно сделать? Вставить в слова разделительные Ь или Ъ!



Предварительный просмотр:

Рисунок 1                                                                                        Мартьянова Аурика Ивановна     219-968-276

ь

ъ

ъ



Предварительный просмотр:

Рисунок 2                                                         Мартьянова Аурика Ивановна     219-968-276



Предварительный просмотр:

т

е

т

к

п

р

л

о

а

у

а

р

д

п

с

ч

а

с

т

ь

е

е

и

л

с

ф

н

н

т

ь

е

а

т

е

б

л

л

я

л

о

ь

б

ь

м

р

ь

Приложение 1                                           Мартьянова Аурика Ивановна     219-968-276



Предварительный просмотр:

Приложение 2                                                             Мартьянова Аурика Ивановна     219-968-276

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                            Уровень А

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Плат…е, под…ем, с…едобный, с…умел, друз…я, ш…ю, дерев…я, кинос…емка, об…ем

2

Об…еден…е, под…езд, со…единение, грозд…я, здоров…е, об…ятия, раз…единение

3

Об…ещание, от…ехал, в…юга, Анатол…евич, рож…ю, в…езд, из…ян, Мари…я

                                                                                                         

                                                                                                          Итоговый балл_____________________

( 5 - если ты набрал 11-10 слов. 4 – если ты набрал 9-8 слов. Если ты набрал меньше 8 слов, не расстраивайся, а постарайся быть внимательнее, не бойся рассуждать. УДАЧИ!)

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                            Уровень В

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Плат…е, под…ем, с…едобный, с…умел, друз…я, ш…ю, дерев…я, кинос…емка, об…ем

2

Об…еден…е, под…езд, со…единение, грозд…я, здоров…е, об…ятия, раз…единение

3

Об…ещание, от…ехал, в…юга, Анатол…евич, рож…ю, в…езд, из…ян, Мари…я

4

Глазун…я, с…ежились, пер…я, весел…е, мурав…и, во…едино, жил…е, пред…явить

                                                                                               

                                                                                                Итоговый балл_________________________

( 5 - если ты набрал 13-12 слов. 4 – если ты набрал 11-10 слов. Если ты набрал меньше 10 слов, не расстраивайся, а постарайся быть внимательнее, не бойся рассуждать. УДАЧИ!)

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                            Уровень С

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Плат…е, под…ем, с…едобный, с…умел, друз…я, ш…ю, дерев…я, кинос…емка, об…ем

2

Об…еден…е, под…езд, со…единение, грозд…я, здоров…е, об…ятия, раз…единение

3

Об…ещание, от…ехал, в…юга, Анатол…евич, рож…ю, в…езд, из…ян, Мари…я

4

Глазун…я, с…ежились, пер…я, весел…е, мурав…и, во…едино, жил…е, пред…явить

5

Бо…евой, ущел…е, от…езд, с…язвил, ин…екция, клоч…я, с…экономить, печен…е

                                                                                                 

                                                                                                 Итоговый балл_________________________

( 5 - если ты набрал 16-14 слов. 4 – если ты набрал 13-11 слов. Если ты набрал меньше 11 слов, не расстраивайся, а постарайся быть внимательнее, не бойся рассуждать. УДАЧИ!)



Предварительный просмотр:

Приложение 3                                                                      Мартьянова Аурика Ивановна     219-968-276

                                                                        Ключи к заданию

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                           Уровень А

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Платье, подъем, съедобный, сумел, друзья, шью, деревья, киносъемка, объем

4

2

Объеденье, подъезд, соединение, гроздья, здоровье, объятия, разъединение

4

3

Обещание, отъехал, вьюга, Анатольевич, рожью, въезд, изъян, Мария

3

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                            Уровень В

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Платье, подъем, съедобный, сумел, друзья, шью, деревья, киносъемка, объем

4

2

Объеденье, подъезд, соединение, гроздья, здоровье, объятия, разъединение

4

3

Обещание, отъехал, вьюга, Анатольевич, рожью, въезд, изъян, Мария

3

4

Глазунья, съежились, перья, веселье, муравьи, воедино, жилье, предъявить

2

Тема: Разделительные Ь и Ъ (повторение).                                                                            Уровень С

 Задание: Вставьте пропущенные разделительные Ь и Ъ. Сосчитайте и запишите в конце строки количество слов с разделительным Ъ.

1

Платье, подъем, съедобный, сумел, друзья, шью, деревья, киносъемка, объем

4

2

Объеденье, подъезд, соединение, гроздья, здоровье, объятия, разъединение

4

3

Обещание, отъехал, вьюга, Анатольевич, рожью, въезд, изъян, Мария

3

4

Глазунья, съежились, перья, веселье, муравьи, воедино, жилье, предъявить

2

5

Боевой, ущелье, отъезд, съязвил, инъекция, клочья, сэкономить, печенье

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова-синонимы. Цели:Обучающие:научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;совершенствовать умение писать слова с раздели...

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь знака

Цель этого урока:1. Развить умение различать слова с разделительными знаками.2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки.Задачи:Оптимизация образоватльного процесса в нача...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".

Урок русского языка предназначен для учеников 3 класса. Подходит как для дистанционного вида обучения,так и для обычной школы. Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слов...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»

Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;формировать  умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;Развивать п...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...