Урок русского языка во 2 классе по теме «Проверка написания безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе, обучение по учебнику "Русский язык" авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Образовательная цель данного урока: развивать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова; учить находить проверочные слова разными способами (подбором однокоренных слов и изменением формы слова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_2_klasse_ziganshina_s.v.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе  (учитель Зиганшина С.В.)

Тема урока:  «Проверка написания безударных гласных в корне слова»

Цели урока:

Образовательная: развивать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова; учить находить проверочные слова разными способами (подбором однокоренных слов и изменением формы слова).

Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи,  самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); - способствовать развитию критерия самооценки; - совершенствовать умение работать в парах, навыки самостоятельной работы, навыки самопроверки и саморегуляции;

Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка;  создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре,  способствовать созданию благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Оборудование: мультимедийная установка; авторская презентация, подготовленная с помощью приставки mimio;  раздаточный материал.

Формируемые УУД:

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Планируемый  результат: Знать правило написания безударных гласных в корне. Уметь подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

           Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

           Работою нашей довольны остались.

           Пусть этот урок нас порадует всех,

           И каждый из нас ощутит свой успех.

Девиз нашего урока:

«С маленькой удачи начинается большой успех»

- Как вы понимаете эти слова?

Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

- На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и  сегодня работа будет эффективной.

- А что вам нужно для этого?

- Начать урок мне  хотелось бы с высказывания Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». 

- Почему  важно хорошо знать свой родной язык?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

- Давайте повторим, какие шаги нам нужно сделать для того, чтобы «открыть» новое?

(На доске опоры)

1 шаг – понять, что нам известно.

2 шаг – узнать то, что нам неизвестно.

Приветствуют гостей.

(На доске опоры)

1 шаг – понять, что нам известно.

2 шаг – узнать то, что нам неизвестно. 

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)

Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

II. Постановка проблемы урока

 Цель: Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

- Сегодня я вам хочу рассказать историю про одного мальчика, которого звали Миша и учился он как и вы во 2 классе. Была у Миши одна беда, трудно ему  давался русский язык и вот какая история с ним произошла.

Миша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Миша. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. 

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось?

– Какое правило не знал автор записки?

– Как правильно записать это слово?

                   с м…чом —

                   с м…чом —  

 

Оценивают себя по условным знакам:

+ знаю, умею

- не усвоил

0 допускаю 1-2 ошибки

? сомневаюсь

Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества)

Познавательные (моделирование)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

Познавательные (умение использовать полученные знания на практике)

Познавательные (выделение необходимой информации)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (анализ)

Регулятивные (самоконтроль)

III. Постановка темы и цели урока

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

 

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)

 

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

Моделирование плана урока.

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как                  надо проверять?

Чем

Эти вопросы и будут нашим планом урока, который мы постараемся выполнить. Будем внимательными и активными, и обязательно справимся.

По ходу урока мы составим с вами ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.

- Для чего он нам нужен?

Проговаривают и совместно с учителем составляют картинный план урока.

 

 (выполняют задания с комментированием)

Оценивают себя по условным знакам:

+ знаю, умею

- не усвоил

0 допускаю 1-2 ошибки

? сомневаюсь

Коммуникативная (умение договариваться с учениками, планирование учебного сотрудничества)

Познавательные (моделирование)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

Познавательные (умение использовать полученные знания на практике)

Познавательные (выделение необходимой информации)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (анализ)

Регулятивные (самоконтроль)

IV. Актуализация знаний  

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

1. Чистописание.

а о и е я

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке для чистописания я предложила вам вспомнить и прописать именно эти буквы? (В написании слов с этими буквами можно сделать ошибки).

- Пропишите строчку букв, чередуя их.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы  А,  О,  Е,  И,  Я. 

- Почему мы начали урок с написания этих букв?

(Потому что мы работаем по теме “Безударные гласные в корне слова”.)

2. Вернемся к нашему плану урока.

- На какие вопросы мы с вами уже можем ответить?

 – Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? ………………(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? …………….(Безударная гласная проверяется ударением.)

3. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА (ЦОР)

На доске:

надо проверять?

Что?                                    а, о, и, е, я

Где?                                      в корне

Как?          подбирать однокоренные слова

Чем?                                     ударением

Познавательные (выделение необходимой информации)

Логические (сравнение)

Познавательные (формулирование проблемы)

Логические (обобщение, анализ, выведение следствий)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (предположение)

Познавательные (работа с информацией)

Логические (подведение под понятие)

V. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

Цель: фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия, составление алгоритма – последовательности действий при проверке гласной в корне слова.

1. Работа  в парах и индивидуально.

– Составим алгоритм проверки безударной гласной.

 

Алгоритм

 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

Проверим.

2. Работа по алгоритму. (ЦОР)

Работа в парах.

- составление алгоритма

Проверяют с доской и заполняют опорный конспект.

 Регулятивные (целеполагание, умение формулировать тему, постановка цели)

VI. Физкультминутка

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Мы  поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

Физкультминутку проводит ученик.

На уроке мы писали

И, конечно же, устали.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Прочь прогоним лень и скуку,

Разомнем сначала руки.

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

Снова встали - ноги вместе

И уже сидим на месте.

Коммуникативные

VII. Составление и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

 - Продолжаем работать с нашим планом урока.

- На какой вопрос мы сейчас с вами попробуем найти ответ?

Как проверять?

- А мы разве не знаем?

- Обратимся вновь к нашему опорному конспекту. Что заметили? (способы проверки безударных гласных)

- Может кто-то уже знает какие способы проверки существуют?

- давайте будем разбираться!

1. способ.

- Возьмите карточку желтого цвета. Кто прочитает задание. Выполним его.

Вставь пропущенные буквы, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограммы

Гл….за –

Л…сты –

Г…ра -

- Как подбирали проверочные слова? Измени форму слова,

- Оцените себя.

2 способ

* Подбор однокоренных слов, подчеркнуть проверочное слово

Л…сник, ….

 - Какой способ  проверки  использовали?

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (самоконтроль, амооценка)

VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применимости нового знания

Работа в группах (5 групп).

 

- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

-сад-

-ход-

-бел-

-свист-

-боль-

- лень-

- бег-

 

•  Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

 

– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Оцените себя.

 

Коммуникативные (планирование учебного струдничества)

Познавательные (моделирование)

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение)

Познавательные (построение устного высказывания)

Личностный (учебно-познавательная мотивация)

Познавательные (построение устного высказывания)

IX. Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса.

 Самостоятельная работа с проверкой по эталону.  

Игра «Найди и исправь ошибку.

 

- Проверьте Мишин орфографический  диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Лисной, вада, бижать, трова, свистеть

 – Какие способы проверки вы использовали?

•  Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

 

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Мише? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

Давайте еще раз повторим правило.

Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей)

 Личностные (уважение к товарищам)

IX. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

- Подведем итог нашего урока.

– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. На все вопросы мы смогли найти ответ?

- Достигли мы цели урока?

- Назовите способы проверки безударных гласных в корне имён существительных.

- Где и как вы можете применить новое знание?

- Всегда ли можно проверить написание безударного гласного звука в словах?   (тема следующего урока)

Самооценка собственной работы на уроке. Используется метод: « Незаконченного предложения»

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»      

«Трудным для меня было….»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. («Лесенка успеха»)

— У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Девиз нашего урока:

«С маленькой удачи начинается большой успех»

Дети на доску прикрепляют своих смайликов.

Познавательные (рефлексия)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (мотивация на успех)

XI. Задание на дом

Цель: самостоятельно применять полученные знания на практике

Предложенные карточки  для самостоятельной работы дома, помогут вам достичь цели.

(Домашнее задание по индивидуальным карточкам составлено в зависимости от достижений каждого ученика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

Урок – сказка Тема: Проверка написания безударных гласных в двусложных словах.

Урок – сказка русского языка во 2 классе по тема: «Проверка написания безударных гласных в двусложных словах». Цели: формирование умения проверять написание безударных гласных в словах путём изме...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова"

Данный урок создан в соответствии ФГОС. Использованы игровые технологии, групповая работа, взаимная проверка, дифференцированное домашнее задание....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова".

Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова"....