Чередование согласных в корне. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Маногарова  Наталья Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovaniya_sogl_v_korne_moy_urok_rus_yaz.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Правописание корня Чередование согласных звуков в корне  слова»

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер

УМК: «Планета знаний», авторы Л.Я. Желтовская

Тип урока: Урок открытия нового знания (по Дусавицкому А К)

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. ( расширение знаний о корне за счет изучения чередований согласных к-ч, к-ш, г-ж-з, х-ш, ст-щ)

Основная цель:

1) сформировать представление о понятии «чередование  согласных в корне», умение находить эти согласные;

2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Ход урока:

1.        Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске «рассыпавшаяся» пословица – учение и труд к счастью ведут.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

Собирают пословицу

Чему учит пословица

трудиться

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!

желают удачи

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в  пробном действии.

Цель: 

1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Актуализация представлений об однокоренных словах.

- Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях

Пишут в тетрадях

-Назовите  орфограммы.

Фронтальная работа с комментированием

Какие проверяемые орфограммы встретились

Парный согласный в слове труд

Безударный гласный в слове ведут

При проверке какой орфограммы измените форму слова

Парный согл, проверочное труды

При проверке какой орфограммы подберешь однокоренные

Безуд гласн, проверочное слово вел

Какие слова называют однокоренными

СЛАЙД 3

Распределите слова по группам. Запишите однокоренные, выделите корень

Один учащийся  распределяет слова по группам

Корень-слов

Как пишутся корни однокоренных слов

одинаково Проверка проводится фронтально

Что продолжим изучать на уроке?

Назовите тему урока

Корень в однокоренных словах

Правописание корня

-Я вам сейчас предложу  задание на пробное действие,

чтобы вы поняли, что вам  уже известно, а что нет

4) Задание для пробного действия.

Свет, свеча, освещение 

В данных словах выдели корень

-Вы  можете утверждать, что выделили  корни правильно.

нет

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

Организация учебного процесса на этапе 3:

Что возникло?

затруднение

- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше?

Раньше все корни были одинаковые, СОГЛАСНЫЕ МЕНЯЮТСЯ

- Почему возникло затруднение?

ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ

Мы не знаем точных границ корня

Чередующиеся согласные в корне слов

- Значит, чему вы должны научиться,

поставьте перед собой цель.

должны узнать  чередующиеся  согласные

и точно выделять корень

Запишите слова

Свет, свеча, освещение 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;

2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Работа с этапом-картинкой

- Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать?

Поставить цель

- Сформулируйте цель своей деятельности.

Составить  план  нахождения чередующихся согласных в корне

-Составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.)

1.Лексическое значение схожее?

2.Определю границу корня в каждом слове.

Подберу однок.  слова к каждому  слову.

3. Выделю корень

4.Вывод : в корне чередование согласных……..

5.Подчеркну чередования согласных

5 . Реализация построенного  проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5: 

Выделите корень в словах  , используя план

Работают по плану

Выписывают чередования   Т//Ч//Щ

- Где можно найти подтверждение нового знания?

В учебнике посмотреть

Откройте учебник на стр.94.Прочитайте правило ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА. Верно ли ваше рассуждение?

Да ,верно

Для чего вам нужно новое знание?

Правильно выделять корни однокоренных слов

Находить чередующиеся согласные в корне слов.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1)Фронтальная работа:  

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

Сады, сажать, рассада…..

Река, речка, речной….

Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи

  1. Работа в парах: по вариантам с взаимопроверкой

Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу. Запиши рядом чередующиеся согласные

Пух, пуховый…

Друг, дружок…

Проверяем с с комментированием

Пушок

друзья

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

Цель:

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения  выделять чередующиеся согласные

Организация учебного процесса на этапе 7:

16 Упражнение на 94 странице по рядам 1-2-3

Выполняют письменно в тетради

Назовите какие чередования вам встретились

К//Ч

г//з//ж

Х//ш

Запишем эти чередующиеся согласные в памятки

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) повторить правило чередования согласных в корне слова;

2) тренировать орфографическую зоркость.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Выдели корень.  Допиши еще слово. Подчеркни чередующиеся согласные

Снег,снежок, снегирь.

Сверяют с эталоном

- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки.

- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её зелёной ручкой.

- Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать

- У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».- Молодцы!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание. 

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ?

Научиться  выделять корень в однокоренных словах с чередующимися согласными

Достигли вы цели ?

Что научились делать?

Выделять корень в однокоренных словах с чередующимися согласными

Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными?

Выучить чередования и памятку

 

Домашнее задание: выучить чередования согласных и упр 20 стр 95

Оценки за урок

Организация учебного процесса на этапе 10

:- Оцените свою деятельность на уроке, используя возможности  интерактивной доски ( смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Однокоренные слова. Чередование согласных в корне (урок во втором классе)

На данном уроке применяется технология деятельностного метода...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"

Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова»  построен  на  основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»)  состоящая из трех фаз: ст...

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"

Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя:  повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным)  в корне слова.Планируемые результатыПредметныезнать: правило “правописание слов...