Учимся писать звук [ы]после шипящих и ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Панюкова Ольга Васильевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-го класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-го класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик  научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД: Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;  пытаться принимать иную точку зрения;  быть готовым корректировать свою точку зрения.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.

           В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная, групповая, индивидуальная формы организации учебной работы,  применён  системно-деятельностный подход. 

Методические рекомендации:

      На этапе первичного закрепления можно вместо динамического пособия «Пишем правильно»

(приложение № 9) использовать тренажёр Фокиной Л.П.(приложение № 12)  с применением оптической мыши. При работе в паре дети «заряжают» контакты: поворачиваются друг к другу, улыбаются и хлопают в ладоши. При работе в группе дети «налаживают» контакты: производят хлопки ладонями с каждым членом группы или рукопожатие. Смена слайдов в презентации (приложение № 1)- «по щелчку».

Необходимое оборудование и материалы:

   Компьютер, мультимедийный проектор,  экран, доска; презентация - приложение № 1, тренажёр – приложение № 11 (по времени), автор: Фокина Л.П., учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; рабочая тетрадь «Пишем грамотно». 3 класс. 1 часть С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., ООО «ИТИ Технологии», 2006 г.; смайлики - приложение № 2; карточки планирования УД: - приложение № 3; карточки со словами - приложение № 4; схемы к алгоритму  – приложение № 5; правило - приложение № 6; алгоритм - приложение № 7; тест – приложение № 9; бумажные  телефоны  – приложение № 10, физминутка «Две руки», приложение №8

Литература: 1. Русский язык «Комментарии к урокам», авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, изд. «Вентана- Граф»,  2013г.;

                        2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, ООО «ИТИ Технологии»,  2006г..

Интернет – ресурсы:  1. Тренажёр – приложение № 12, автор: Фокина Л. П.;

                                        2. физминутка «Две руки», приложение №8

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин.

- Я предлагаю поздороваться всем тем,

кто родился зимой, летом, весной, осенью.

Кто пришел с хорошим настроением.

 Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1).

-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2).

 (Слайд № 2).

психологический настрой

рефлексия настроения

Приветствие учителя и гостей.

Показывают карточку настроения

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6  мин.

3. Выявление места и причины затруднения (2-3 мин)

-Сегодня  на уроке мы должны формировать ряд основных умений, оценивать себя мы будем, используя лист самооценки, где прописаны все эти умения.

Минутка чистописания

Зачем мы проводим минутку чистописания?  (Ответы детей)

Назови букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный,  всегда твёрдый.  (Буква Ц)

Прописываем букву Ц по образцу. Затем прописываем слоги с буквой Ц. (слайд№ 3)                                 

                                D:\РАБОЧИЙ СТОЛ\РАБОТА\ФГОС\ce3.jpgD:\РАБОЧИЙ СТОЛ\РАБОТА\ФГОС\слоги.jpg

Цц

ца ци це цу цы цо

Словарная работа ( слайд №4)

Картинный диктант. Смотрим на изображения предметов и записываем их названия.

Самопроверка.

Огурец, месяц, лестница, заяц, пшеница.

Что общего заметили в этих словах?  (Ответы детей)

-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 5-6).

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

САМООЦЕНКА

 Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе ПРОЙТИ ВСЕ ШАГИ АЛГОРИТМА?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

-ЧТО МЫ СЕЙЧАС С ВАМИ ДЕЛАЛИ?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО АЛГОРИТМУ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

- А у вас в данный момент,  запись каких слов  вызывает  затруднение? Почему?

- А в каких частях слова неясное написание и после,  какого именного звука?

-  Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 7).

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО АЛГОРИТМУ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ

проблемная ситуация

побуждающий диалог

работа в паре

Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Цель:

составление плана достижения цели и алгоритма действий.

15 мин.

Планирование УД

- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем вместе. Для чего мы работаем в группе? Наладим контакты в группе.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3).  ( Слайд № 8)

(направляет, помогает)

_А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой.

(Слайд № 9)

«Лесенка» УД

работа в группе

сопоставление

Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются  на группы,

налаживают контакты, выбирают консультанта.

Фиксируют на листе «лесенку» УД.

Желающие пытаются выставить план действий.

Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с грамматическим материалом

- Работаем самостоятельно. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем?

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 5).

(Слайд № 10)

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение № 5).

 ( Слайд № 11) (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль,  цифра?  С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение № 5).

( Слайд № 12) (проверяем).

КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ

работа в паре

наблюдение

частично-поисковый

опорный сигнал

работа со схемами

межпредметная связь (математика)

Налаживают контакты. Читают слова.

Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске).

Дети работают каждый со своей карточкой.

Познавательные УУД

понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Выведение правила

- Посоветуйтесь в группе и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

(Слайд № 13) (проверяем).

КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Физминутка для глаз

работа в группе

(Пытаются сформулировать правило)

Ответы

Коммуникативные

Развиваем умения

работать в команде разного наполнения (малой группе);

 вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

 активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

Работа с правилом

Работа со словарем

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 14).

.- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Цыгане живут у нас  в поселке?

-Повторим чистоговорку хором.

Расскажите все, что знаете о звуке [ц].

-А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-Посмотрим, получилось ли у ребят.

Показывают (учитель озвучивает предложение).

-Откройте тетрадь-памятку,  составьте последовательно правило (приложение № 6),  проверьте друг у друга и зафиксируйте с помощью клея в памятку (приложение № 6).

КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ.

работа с учебником

частично-поисковый

наблюдение

фронтальная работа

работа с источником информации

региональный компонент

работа с памяткой,

деятельностный подход

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

- Что значит «цыц»? Цыкнул?

Проговаривают вслух.

Составляют родственные слова.

Инсценируют чистоговорку.

Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Личностные УУД

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и  нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!

-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).

-А теперь проверим! ( Слайд № 15).

работа в группе

сопоставление

«Заряжают» контакты.

Определяют задачу для себя.

Составляют последовательно алгоритм.

Логические УУД:

-  синтез — составление целого из частей

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Физминутка

- А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо?

(Слайд № 16)

Физминутка «Две руки» (приложение № 8).

_ Какое слово на наше правило прозвучало в физминутке?

здоровьесбережение

Выполняют танцевальные движения.

4. Первичное закрепление.  

Цель: применение нового знания с проговариванием.

8-10  мин.

-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 17)

1) Работа в учебнике

- Откройте  страницу 122.

Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте потренируемся!

-Делаем самопроверку!

-Помогаем соседу! Доказываем!

КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ..

2) Проверить себя каждый  может, выполнив маленький тест (приложение № 9). (слайды №19-20)

- Кто не допустил ошибок? Проверьте по эталону.

 -Молодцы!

КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ.

работа в паре

взаимоконтроль

индивидуальная работа

самоконтроль

Определяют задачу,

выполняют, проверяют, оценивают себя

выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

– выполнять работу в соответствии с заданным планом;

Регулятивные

– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том,  что он уже умеет.

5-7 мин.

3) Работа в рабочих тетрадях (по времени)

(самостоятельно) 

- Кто не допустил ошибок? Оцените.

-Молодцы!

-С каким научно-познавательным рассказом  Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения?

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

  КАКОЕ УМЕНИЕ МЫ ОТРАБАТЫВАЛИ? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. ПОКАЖИТЕ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ.

самостоятельная работа

самоконтроль

оценивание

межпредметная связь (литературное чтение)

Выполняют,

проверяют, оценивают

«Зайцы».

Регулятивные

 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием для выполнения определённого задания (отвечать на вопрос «что я знаю и смогу выполнить?»).

6. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого.

5  мин.

-ПРОСЧИТАЙТЕ ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОКАЖИТЕ СИГНАЛОМ ЧЕГО ЖЕ ВЫ ДОСТИГЛИ   

–  РЕБЯТА, ВЫ ВСЕ МОЛОДЦЫ, справились со всеми заданиями?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

-оцените свои умения на уроке, используя лесенку успеха.

-Посмотрите, что у нас получилось? Какой вывод можно сделать? (Слайд № 21-22).

Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите.

-Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята,  за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас!

-А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас  работал (приложение № 10).

фронтальная работа

рефлексия

приём «Комплимент»

приём «СМС-сообщение»

Отвечают на вопросы

Делают вывод, доказывают

Оценивают друг друга

Самооценка

Регулятивные

– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2)  (Слайд № 23).

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Регулятивные

– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

Домашнее задание

Д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,

стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 24).

-Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.

- Покажите на лесенке успеха

дифференцированный подход

межпредметная связь (окружающий мир)

Выбирают  задание

Спасибо за урок! (Слайд № 25).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Подписи к слайдам:

Физминутка «Две сестрицы –две руки»
Компанеец Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов Гимназии г.Лабытнанги
Береги здоровье смолоду!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс

Русский языкТема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука  [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...

УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...

«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Выявив затруднения в написании слов, учащиеся  самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....

Учимся писать и-ы после ц

Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].Тип урока: открытие  нового знания.Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями...