Рабочая программа по русскому языку 2 класс.Учебник Т.Г.Рамзаева.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Романова Ольга Александровна

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс (по Рамзаевой Т.Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_russkomu_yazyku_2_klass_ramzaeva_t.g.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка.

Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку для 2  класса разработана на основе закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; учебного плана МС(К)ОУ С(К)ОШ №8, программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (Программа для общеобразовательных учреждений (1-4 классы), 2 класс.

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (для 2 класса в 2 частях). М., Дрофа, 2011.

На русский язык отведено 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.

                           

                                               

                                            Цели и задачи:

Цель: 

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к    родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.                          

Задачи:

  1. развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формировать у детей чувство языка;
  4. воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
  5. сообщать необходимые знания и формировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

                                               Содержание программы.

                                           Образовательный компонент.

Основными разделами программы являются:

«Фонетика и графика» (звуки и буквы)

«Морфология»

«Лексика»

«Речевое развитие»

«Орфография»

«Чистописание»

Фонетика и графика    Основными понятиями, умениями и навыками в этой области учащиеся овладевают уже в букварный период. Во втором классе учащиеся получают более глубокие сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, делают звукобуквенный анализ слов.

В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).

Цель этой части программы — на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления

действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха второклассников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.

Морфология (части речи).     Части речи. Лексическое значение, употребление в предложении частей речи:

имя существительное;

имя прилагательное;

глагол;

предлог

Лексика.     Слово рассматривается в лексическом и грамматическом планах. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.

Речевое развитие.     Развитие речевой активности и обогащение мотивов речевой деятельности второклассников, развитие интуитивного владения детьми родным языком, осознанным отношением к нему как предмету познания. Формирование понимания того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем грамматический и коммуникативный смысл интонационной стороны речи; углубление и развитие чувства языка.

   Орфография.    Знакомство с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционный, или исторический, основанными на запоминании (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу): морфологический (общие для родственных слов значимые части — морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетический (написание соответствует установке «пиши, как слышишь»).

Чистописание.     Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

                                                               Содержание образования.

Наша речь (4 ч)    

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (3 ч)

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (8 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (10ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (48 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение.

                    Календарно-тематическое планирование.

                      4 часа в неделю. Всего 136 часов.

Дата

                                  Тема

1

Текст и предложения в нашей речи. Слово и предложение- единицы речи.

2

Слово и слог. Гласные и согласные звуки.

3

Деление слов на слоги. Звуковой и слоговой состав слова.

4

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная.

5

Выделение предложений в устной и письменной речи.

6

Звуки речи. Буквы.

7

Гласные и согласные звуки.

8

Гласные звуки и буквы.

9

Слова с буквой Э в начале слова.

10

Письменные ответы на вопросы к тексту.

11

Слова-приветствия.

12

Согласные звуки и буквы.

13  

Согласный звук и буква Й.

14

Диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе».

15

Работа над ошибками.

16

Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ, ШИ.

17

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

18

Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

19

Слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ.

20

Обобщающий урок «Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ.

21

Проверочная работа № 1.«Гласные И, А, У после шипящих».

22

Работа над ошибками.

23

Слово и слог.

24

Деление слов на слоги.

25

Перенос слов.

26

Перенос слов.

27

Перенос слов с буквой –й- в середине.

28

Диктант №2 . «Гласные И, А, У после шипящих.»

29

Работа над ошибками.

30

Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.

31

Общее понятие о главных членах предложения.

32

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

33

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

34

Текст, связная речь

35

Общее понятие о тексте. Контрольное списывание № 1.

36

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

37

Структурные части текста-повествования

38

Изложение№1

39

Работа над ошибками.

40

Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами.

41

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

42

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.

43

Правописание и перенос слов с Ь.

44

Проверочная работа №2 «Обозначение мягкости согласных».

45

Работа над ошибками. Обобщение знаний о Ь как показателе мягкости согл.

46

Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости.

47

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

48

Способ проверки парных согласных на конце слова.

49

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов.

50  

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов..

51

Ударение. Ударный и безударный слог.

52

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

53

Особенности проверочного слова.

54

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

55

Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

56

Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение.

57

Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

58

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

59

Диктант №3 по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

60

Работа над ошибками

61

Понятие о разделительном Ь.

62

Сопоставление Ь показателя мягкости согласного и разделительного Ь.

63

Упражнения в написании слов с разделительным Ъ.

64

Упражнения в написании слов с  разделительным Ъ.

65

Контрольное списывание №2.

66

Слова, в которых пишутся удвоенные согласные.

67  

Слова, в которых пишутся удвоенные согласные.

68  

Перенос слов с двойными согласными.

69

Слово и предложение.

70

Изложение №2

71

Работа над ошибками.

72

Понятие о словах, называющих предметы.

73

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

74

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

75

Заглавная буква в именах собственных

76

Заглавная буква в именах собственных.

77

Обобщение знаний об имени существительном. Контрольное списывание.

78  

Изложение №3

79  

Работа над ошибками.

80

Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное»

81

Понятие о словах, обозначающих действие предмета.

82

Глаголы в единственном и множественном числе.

83

Употребление глаголов в разных временных формах.

84

Употребление глаголов в разных временных формах.

85

Составление рассказа по картинкам.

86

Работа над ошибками.

87  

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

88  

Упражнения в употреблении глаголов в речи.

89

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

90

Различие слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое?

91

Различие слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое?

92

Различие прилагательных в единственном и множественном числе.

93

Прилагательные- антонимы.

94

Употребление прилагательных в речи.

95

Обобщение знаний об изученных частях речи.

96

Обобщение знаний об изученных частях речи.

97  

Закрепление изученного об имени прилагательном

98

Диктант №4 по теме «Части речи»

99

Работа над ошибками.

100

Предлог как слово и его роль в речи.

101

Раздельное написание предлогов со словами.

102

Единообразное написание предлогов.

103

Обобщение знаний о предлоге.

104

Проверочная работа №4 по теме «Предлог».

105

Общее понятие о родственных словах.

106

Признаки однокоренных слов.

107

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

108

Сочинение  по картине и опорным словам.

109

Работа над ошибками.

110

Единообразное написание корня в однокоренных словах

111

Обобщение изученного об однокоренных словах.

112

Способы проверки безударных гласных в корне.

113

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять.

114

Проверка безударных гласных в корне.

115

Упражнения в написании безударных гласных в корне.

116

Упражнения в написании безударных гласных в корне.

117

Закрепление изученного о безударных гласных.

118  

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

119

Упражнение в написании слов с парными согласными в корне.

120

Изложение №4 по опорным словам.

121

Работа над ошибками.

122  

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

123

Проверочная работа№5 «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

124

Работа над ошибками.

125

Главные члены предложения. Связь слов в предложении.

126

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

127

Обобщение знаний об алфавите.

128

Правописание слов с разделительным –ь-.

129

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

130

Повторение об изученных частях речи.

131

Диктант№5. «Повторение пройденного во 2 классе».

132

Работа над ошибками.

133

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне.

134

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне.

135

Повторение об изученных частях речи

136  

Урок-игра .

                          Учебно-методическое обеспечение.

           Для учителя

              Для учащихся

Т.Г.Рамзаева «Русский язык». Учебник 2 класс. Части 1 и 2.

Методическое пособие «Русский язык. 2 класс.Книга для учителя»

Справочник «Русский язык в начальной школе».

Т.Г.Рамзаева «Русский язык». Учебник 2 класс. Части 1 и 2.

Упражнения по русскому языку: 2 класс/ Е.М.Тихомирова. М.,Экзамен, 2010г.

                                     Коррекционный компонент.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: 

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  развитие мелкой моторики и пальцев рук;

  развитие навыков каллиграфии;

  развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

  коррекция и развитие памяти;

  коррекция и развитие внимания;

  формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  развитие пространственных представлений и ориентации;

  развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  развитие наглядно-образного мышления;

  развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  развитие умения сравнивать, анализировать;

  развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  формирование умения преодолевать трудности;

  воспитание самостоятельности принятия решения;

  формирование адекватности чувств;

  формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  формирование умения анализировать свою деятельность;

  воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

  развитие фонематического восприятия;

  коррекция нарушений устной и письменной речи;

  коррекция монологической речи;

  коррекция диалогической речи;

  развитие лексико-грамматических средств языка.

 

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

               Воспитательный компонент.

На уроках русского языка решаются следующие воспитательные задачи:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

            Контроль уровня обученности.

Диктанты.

                         Тема

   Дата

    1

Повторение пройденного в 1 классе.

     2

Гласные  И, А, У после шипящих.

     3

Правописание безударных гласных в корне слова.

     4

Части речи.

     5

Повторение пройденного во 2 классе.

Изложения.

    №

                           Тема

    Дата

      1

Правда всего дороже.

       2

Лиса.

       3

Ёжик.

       4

Кошка и котята.

Контрольные списывания.

     1

Знаки препинания в конце предложения.

     2  

Написание слов с разделительным ъ.

     3

Заглавная буква в именах собственных.

                                                                                               

                          Достижения обучающихся.

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:

-звуки речи;

-изученные части речи, их лексические признаки;

-признаки простого предложения, главных членов предложения.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

-буквы и звуки;

-гласные и согласные звуки;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; имя существительное,   имя прилагательное, глагол, предлог

-виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);

-виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

-грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)

Обучающиеся должны уметь:

-делить слова на слоги;

-соотносить число звуков с числом букв в словах;

-находить ударный слог; переносить слова;

-различать однокоренные слова и формы слова;

-различать предлоги;

-устанавливать связи между словами в предложении;

      -разборчиво и аккуратно списывать и писать под диктовку текст  с изученными правилами         графики, орфограммами.

 

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол от_________2014 года №______

Председатель ШМО _________/_____________/

                                       «СОГЛАСОВАНО»

                                  Зам.директора по УВР

                     ____________/…………….../

                 «_____»_____________20 _____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 4 класс по учебнику Рамзаевой

Рабочая программа по рускому языку содержит пояснительную записку, тематический план базового курса, учебно-тематическое планирование с требованиями к уровню обученности....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Т.Г.Рамзаева

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю) и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Учебник Т.Г. Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Рамзаевой Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Т. Г. Рамзаева

Рабочая программа по русскому языку.1 класс. Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Т.Г. Рамзаева УМК Школа России

Рабочая программа по русскому языку 1 класс  Т.Г. Рамзаева УМК Школа России...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы Т.Г.Рамзаевой (Т.Г.Рамзаева «Русский язык. 1-4 классы. Программа для об...