Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

4 класс

УМК  «Перспективная начальная школа»

Тема:  Сложные  предложения. Постановка  знаков  препинания  в  сложных  предложениях. 

Цель урока: научить постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Задачи: .

  1. Закрепление  умения  распознавать  и  строить  сложные  предложения;  

  2. Обучение постановке знаков препинания в сложных предложениях;

  3. Развитие  орфографической  зоркости, чувства языка;

  4. Расширение словарного запаса и кругозора  обучающихся;

  5. Воспитание  культуры  речи,  уважения  к  высказываниям  одноклассников;

  6.  Обучение  работе  в группе,  вовлечение  детей   в поисково – исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные  результаты:

  1. Развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла  учения;
  2. Развитие самостоятельности, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
  3. Развитие навыков   сотрудничества, умения  не создавать  конфликтов  и находить выходы из спорных  ситуаций.

   Метапредметные результаты:

  1. Овладение  способностью  принимать  и сохранять  цели   и задачи  учебной   деятельности;
  2. Определение  общей цели и путей  её  достижения;
  3. Формирование   умения   планировать, контролировать  и оценивать учебные  действия  в соответствии  с поставленной задачей  и условиями её  реализации;
  4. Определение  наиболее  эффективных   способов  достижения результата;
  5. Умение  осуществлять информационный поиск  для выполнения   учебных   заданий;
  6. Овладение логическими  действиями  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление  причинно – следственных связей.

Предметные результаты:

  1. Умение различать и строить предложения по намеченным признакам;
  2. Ознакомление со способами постановки знаков препинания в сложных предложениях;
  3. Умение применять полученные теоретические знания на практике.

Основные понятия: сложное предложение, предложение с однородными членами, знаки препинания в данных видах предложениях.

Межпредметные связи:   литературное чтение.

Ресурсы:  

  1. Учебник:  М.Л.Каленчук,  Н.А.  Чуракова,  О.В. Малаховская. Русский язык: учебник для 4 класса. Часть 3. – М.: Академкнига,  2014.
  2. Презентация по теме урока;
  3. Карточки для индивидуальной работы и для работы в группах;
  4. Памятка для самооценки работы на уроке.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

I. Организационный  момент

Личностные

Регулятивные

Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок,

Всё  ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Дети организуют своё рабочее место, проверяют  готовность к уроку.

II.  Целеполагание и мотивация

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

Познавательные:

анализ, выбор.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Наш  урок  русского  языка  посвящён  полученным  за  четыре  года  знаниям.  Мы  учились  понимать,  вслушиваться,  любить  каждое  слово,  ведь  с  него  начинается  наш  родной  русский  язык.  Недаром  К.Г.Паустовский  говорил:

«Нам  дан  во  владение  самый  богатый,  меткий,  могучий  и  поистине  волшебный  русский  язык».                                                                                                                          - Мы  обязаны  об  этом  помнить.  Как  вы  понимаете  эти  мудрые  слова?  Что  можно  сказать  об  этом  предложении  с  грамматической  точки  зрения?  ( предложение  с  однородными  членами)

Высказывания детей по вопросу.

Анализ предложения с грамматической точки зрения.

III. Актуализация знаний

Познавательные:

доказательство, классификация, поиск информации;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка, владение монологической речью.

Что  мы  знаем  о  предложениях  с  однородными  членами?

- Какие  встретились  однородные  члены,  уточните? (однородные  определения).

-  С  какими   предложениями  схожи  предложения  с  однородными  членами? (со  сложными  предложениями)

- В  чём  их  отличие?

Строят высказывания с опорой на ранее изученный материал.  Проводят доказательство, высказывают предположения.

IV. Постановка учебной задачи

Регулятивные:

Планирование своих действий; прогнозирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка, владение монологической речью.

- Какая  тема  нашего  разговора?  Это  новые  для  нас  знания?

- Какие  задачи  стоят  перед  нами? (учиться определять предложения по структуре и ставить знаки препинания в них)

- Как мы должны построить свою работу? (исследовать, анализировать, применять знания, проверять, помогать, сотрудничать)

Дети высказывают предположение и делают вывод по предстоящему уроку.

V. Использование  знаний  на новом языковом материале.

Познавательные:  анализ, классификация,  синтез,  контроль.

Коммуникативные: умение слушать и строить высказывание.

Регулятивные:

планирование своих действий, прогнозирование.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

  - Создателем  русского  литературного  языка,  которому  мы  учимся,  является  А.С.Пушкин.  Пушкин  является  солнцем  русской  литературы.

- Прочитайте  предложение  и  определите  его  структуру.

Пушкин  оставил  нам  замечательные  образцы  художественной  речи,  он  передал  их  нам  в  наследие.

- Какие  знания  помогли  доказать,  что  это  предложение  сложное?

Проводят доказательство, высказывают предположения.

VI. Обобщение знаний

Познавательные:

выбор информации.

Регулятивные:

планирование  действий для выполнения самостоятельного задания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вести доказательства, рассуждения, умение работать в группе.

- Выбери  правильный  ответ:

1)Сложное  предложение  состоит  из  …  (двух  или  нескольких  простых  предложений).

2)Сложное  предложение  имеет  более  …   (одной)  основы.

3)Простые  предложения  в  составе  сложных  могут  соединяться  …  (союзами).                                                              

4)На  письме  части  сложного  предложения  отделяются  …   (запятыми).

- Объедините  все  ответы  и  обобщите  свои  знания  о  сложном  предложении.

Дети работают в группе с карточкой,  с помощью логических рассуждений строят высказывания.

VII. Закрепление

Познавательные:  анализ, контроль, умение делать выбор.

Коммуникативные: умение слушать высказывания.

Регулятивные:  планирование своих действий.

Работа  с  поэтическим  отрывком.

   Ст…рик  л…вил  невод…м  рыбу,  ст…руха  пр…ла  св…ю  пряжу.

- Запишите,  объясняя  орфограммы.

б) Фронтальная  проверка. (Один  ученик  у  доски  доказывает  орфограммы.)

- Соотносится  ли  это  предложение  с  темой  урока?

Дети индивидуально работают с предложением. Осуществляют самопроверку и самоконтроль.

VIII.  Включение полученных знаний  в систему  и повторение.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества, определение функции  участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: планирование промежуточных действий с учётом промежуточного результата.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.

Личностные: оценивание значимости своей роли в паре.

- Сравните  предложения  по  структуре.

Карточка  №1

  Творчество  Александра  Сергеевича  Пушкина  возвышается  вершиной  у  истоков  золотого  века  русской  литературы.  Стихи  его  прекрасны!  Читаешь  их,  и  будто  поднимают  они  тебя  над  землёй,  и  ты  чувствуешь,  видишь  всё,  о  чём  написал  поэт.  Как  много  в  них  тепла,  сердечности,  золотистого  цвета!  Они  звучат  как  музыка.

- Прочитайте  текст.

- Сравните  предложения  по  цели  высказывания;  по  структуре?

- Найдите  предложение  с  однородными  членами,  докажите.

- Выпишите  сложное  предложение,  докажите.

- Сколько  в  нём  основ?  Объясните  постановку  знаков  препинания  в  нём.

Дети работают в паре, осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль.

 Высказывают мнение и приводят доказательства.

IX.  Динамическая пауза

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, владение диалогической  формой  речи.

Познавательные: умение применять знания на практике.

Игра  с использованием физических упражнений  «Угадай  предложение».

- Зачитываю  предложение,  если  предложение  сложное – поднимите  правую  руку,  если  с  однородными  членами – левую  руку.

 1.Наступили  тёплые  дни,  и  на  пригорках  показалась  трава.

2. А  Васька  слушает  да  ест.

3.Труд  человека  кормит,  а  лень  портит.                                                        

4.Он  ничего  не  получил,  остался  у  разбитого  корыта.

 Дети самостоятельно осуществляют анализ предложения и выполняют физическое упражнение.

X.  Рефлексия учебной деятельности

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

контроль, оценка, осознание того, что усвоено и что  ещё  подлежит усвоению.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. владение монологической речью.

Прочитайте  тексты  упражнения  №400.  О  чём  они?  (о  важности,  красоте,  величии  русского  языка)

- Какой  из  текстов  близок  теме  урока?  Спишите  первый  текст.

- Составьте  схему  сложного  предложения  из  этого  отрывка.

Дети делают выбор, аргументируют его и самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания осуществляют самоконтроль (схема предложения на доске)

XI.  Подведение итогов и оценивание работы на уроке

Регулятивные: контроль, оценка.

Коммуникативные:

умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные: личностное самоопределение.

а) Формулировка вывода.

-Какие  знания  мы  обобщили?                                               - Вернёмся  к  выводу  на  доске  и  повторим.                - Какая  главная  мысль  объединяла  все  задания?             б) Самооценка  работы  на  уроке  с  использованием  памятки.

«5» – отлично работал на уроке, был активен, отвечал на все вопросы;

«4» – хорошо работал на уроке, старался быть активным и отвечать на большинство вопросов;

«3» – работал удовлетворительно, но не проявлял активности;

«?»  -  затрудняюсь оценить свою работу.

Дети возвращаются к началу урока. Просматривают план, задачи и делают вывод о решении задач и достижении цели.

В итоге проводят самооценку работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...