Открытый урок «И.А.Бунин Матери.Образ матери в поэзии и музыке»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Абдулаева Галина Арслановна

Интегрированный урок чтения и музыки во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_chteniya_i_muzyki_vo_2_klasse.docx35.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и музыки во 2 классе

Тема:  « И.А.Бунин .Матери».Образ матери в поэзии и музыке»

Цели: ознакомить детей с произведением И.А.Бунина; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважения к матери.

Оборудование:

- репродукции картин Ю. Кугач « У колыбели», В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллова «Счастье»;

- лампадка;

- карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, очаруешь, сумрак, кроткий голос;

- портрет И.Бунина и его матери Л.А.Буниной;

- Ф.Шуберт «Аве Мария»;

- плакат «Мама и мы»;

- книги и рассказы о мамах;

-песни о маме;

-детские сочинения о маме;

Ход урока

I. Оргмомент.

II.Изучение новой темы.

На доске репродукции картин «У колыбели» Ю. Кугач, В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллов «Счастье».

Звук музыки Ф. Шуберта «Аве Мария».

- Вглядитесь в эти репродукции.

- Что их объединяет?

(Видим женщин с детьми)

- Да, здесь видим образ женщины-матери.

На фоне музыки «Аве Мария» (говорю)

-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, доброго, единственного человека.

- Урок у нас сегодня интегрированный, а это значит, на одном уроке будем и читать, и слушать музыку.

- Тема урока чтения Иван Алексеевич Бунин «Матери».

И.А.Бунин родился в 1870 году в г. Воронеже в старинной дворянской семье.

Отец Алексей Николаевич вел беззаботную жизнь, любил охоту и часто уезжал в Тамбовское имение. Мать Людмила Александровна занималась воспитанием детей. Она создавала в доме теплою атмосферу, была нежной, душевной, много читала, играла на фортепьяно для сына.

Детские годы Бунина прошли на хуторе Бутырки Орловской обл..

Начальное образование получил дома, затем учился в гимназии, продолжить образование дальше не смог – не позволила бедность. Писать стихи начал рано. И.Бунин 2 раза побывал в Мичуринске. Выступал на литературных вечерах. В 50 лет вынужден был уехать во Францию в другую страну. Жил в г. Грассе под Парижем. Он очень тосковал по родине, а особенно по матери, которую очень любил и посвятил ей своё стихотворение. За строгий артистический талант, с которым он создал в стихах и литературной прозе типичный русский характер был награжден Нобелевской премией.

- Прочитайте название стихотворения.

- О ком пойдет речь в стихотворении?

(о матери)

Вывешиваю карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, кроткий голос, очаруешь, сумрак.

- Что обозначает слово Лампадка?

(ответы детей)

- Лампадка (показываю)- небольшой сосуд фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаем перед иконой.

- А кто такой Ангел?

(ответы детей)

- Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым юношей)

- Как понимаете слово – очаруешь?

(ответы детей)

- Очаруешь – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

- Что в вашем понятии обозначает слово- сумрак?

(ответы детей)

- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё может различать предметы.

- А кроткий голос что значит?

(ответы детей)

- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.

Чтение стихотворения учителям

- От имени кого написано стихотворение?

(от имени автора)

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

(чувства любви к своей матери)

- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь, это она привила поэту Любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

- Как нужно читать стихотворение?

(спокойно, тихо, таинственно, вкрадчиво)

- Прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить себе то, о чем поэт пишет в каждом четверостишии?

- Читаем вслух по четверостишию.

(по 1 ученику с каждого ряда)

- О чем автор пишет в 1-й?

- О чем во второй?

- А в третьем?

(то, что и в 1)

- Но я заметила, что у автора возник вопрос?

- найдите и прочитайте этот вопрос

(не ты ли ангелом была?)

- Кому автор задаёт вопрос?

(Маме)

Физминутка

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем

Поласкаем, отжимаем,

Подметаем всё кругом

И бегом за молотком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

III.Работа над выразительностью стихотворения

- А сейчас посмотрите на текст: «Какие знаки препинания вы видите?»!?

- А как читаем предложение, если стоит в конце!; ?;…; ,; : .

- если многоточие знак нужно сделать длинную паузу, а там где запятые короткие паузы.

- С учетом всех знаков мы и попробуем прочитать стих выразительно.

 Читаю еще раз.

- Читают 3 ученика

- Какое замечание вы можете сделать прочитавшему?

( высказывания детей)

Беседа по содержанию:

- Чей образ находится в центре внимания автора? (Матери)

- Что автору особенно запомнилось у мамы? (голос)

- А какой у неё голос? Найдите в тексте?

- С кем автор сравнивает мать?

- Где это видно? Прочитайте.

- Почему он называет маму ангелом?

(Мама, как ангел оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддержит всегда и в горе и в радости).

- А вы вспомнили своих мам, читая это стихотворение?

(Дети говорят)

- А что вы вспомнили?

- Да ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают учиться, переживают за вас.

Много стихов, рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина – мать, но и в музыке.

IV. Чтение учителем стихотворения о маме.

Нет никого моей мамы дороже,

Нет никого справедливей и строже,

Нет никого моей мамы добрей

Мамы единственной милой моей.

- Эти строки из стихотворения поэта Татаринова может сказать каждый человек, характеризуя образ своей матери.

Мама – это человек, который находится с нами с момента нашего рождения, даже можно сказать ещё до появления на свет. Каждый день, просыпаясь утром, мы, видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Но вот уже совсем стемнело и, погружаясь в сон, мы слышим последнюю мелодию дня.

Давно нам песня знакома

Её мы услышали дома

Когда в колыбели лежали

И мало ещё понимали

Маме так часто пелось,

Что нам тоже часто пелось

Мы видим прекрасные сны,

Которые песен полны

- Ребята, а что за песни, которые вы слышали от мамы перед сном, лёжа в кроватке? Как они называются? (колыбельные)

- Я уверена в том, что вы их ещё помните. А девчонки, наверное, очень любят играть в игру «Дочки – матери» и, укачивая своих кукол, вы поёте им те же колыбельные, которые когда - то пели им мамы.

Давайте вспомним колыбельные, которые пели вам ваши мамы.

(Дети поют колыбельные)

- Вы любите мультфильмы?

- Назовите и спойте колыбельные, исполняемые героями.

(Дети поют песенки)

- Мама – это ещё и тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры кинофильмов, поэты – стихи, композиторы – песни.

- Чем отличаются эти песни от других песен?

- Да, мелодии этих песен отличаются особой напевностью, мелодичностью, мягкостью, и протяжностью

Тихо песенку поёт

Нам с тобою мама

Словно солнышко встаёт,

Когда мама снами

И как теплый ветерок

Нежно нас ласкает

Песня льётся ручейком

И сердечно тает.

V.Чтение стихотворений о маме учащимися.

VI.Проверка домашнего задания (чтение учащимися сочинений о своей маме)

VII.Исполнение песни «Мама» из к /ф. «Мама»

VIII.Итоги урока.

- Образ матери пронизывает все области искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу, кинематографию. Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это прежде всего мама и начало жизни.

- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?

-  Чем понравился?

- Что нового узнали о матери?

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок И.А. Бунин "Листопад".

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...

Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"

Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...

Открытый урок чтения в 3 классе « Путешествие в страну Поэзии»

Тема: Путешествие в страну Поэзии.Цель:-        обобщить    знания    детей    по    творчеству...

Конспект открытого урока по физической культуре. Вид программного материала: гимнастика. Тема: « Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье».

P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект открытого урока по физической культуреВид программного материала: гимнастикаТема: « Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скам...

07. Открытый урок по русскому языку "Комплексное повторение материала" в 3 классе

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaРазработка урока по русскому языку  УМК "Планета знаний" в 3 классе с презентацией. Урок прошёл в рамках предм...

Открытый урок по чтению. Бунин И.А. - Листопад. 4 класс.

Открытый урок. Иван Бунин – «Листопад».Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средст...