Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Антонова Светлана Борисовна

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Автор: Чуракова Н.А. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия.

Тип урока: урок  «открытия»  нового.

Цель: Формирование представлений о частице  «Не» и ее употреблении со  словами «действиями». 

Цели урока.

Образовательные

  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием со словами-называющими действия.
  • углубить знания учащихся о словах-называющих действия ( положительный и отрицательный смысл слов-названий действий)

Воспитательные:

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
  • воспитывать взаимопонимание через организацию работы в парах
  • прививать любовь к русскому языку и интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать умение слышать и видеть орфограмму «Написание частицы не со словами-названиями действий»
  • развивать внимание и память учащихся.

Результаты: Личностные УУД:

                        - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

                       -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

                      Метапредметные:

                      а) регулятивные: организация внимания; целеполагание, определение темы урока; умение определять учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками; умение работать самостоятельно, оценивать учебные действия.

                      б) познавательные: находить нужную информацию в учебнике; формирование умения на основе анализа делать выводы; умение самому отвечать на простые и сложные вопросы учителя; делать выводы на основе обобщения.

                      в) коммуникативные: умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, слушать учителя; формулировать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять взаимопроверку при выполнении письменного задания; умение договариваться, находить общее решение при работе в парах.

                      Предметные: научиться писать частицу «не» со словами-называющими действия; находить слова на изученное правило.

         

             

  1. Орг.момент.

–Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Достали книжки и сели, как мышки.

-Давайте для начала проверим, все ли готовы к уроку. У  всех на парте должны лежать учебники, тетради, ручки и простые карандаши.

 Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Сейчас откройте тетради, положите их правильно, вспомните правило посадки при письме.

  1.  Работа в тетради

  1. Запись  числа и  классной работы
  2. Минутка чистописания.
  • У вас в тетрадях прописаны заглавная и строчная буква М м. Обратите внимание, что эти согласные соединяются нижним соединением. Второй элемент доводим до нижней строки. На второй строке прописываем строчную букву « м» с гласными буквами « а,о,у,и»
  1. Актуализация знаний и определение темы урока.
  • На доске записаны слова ( не) хочу, ( не) могу, (не) приду, (не) дам. Эти слова вы очень часто употребляете в своей речи.
  • Что они обозначают? ( Слова названия действий).
  • У наших героев Миши и Маши возник спор. Миша говорит, что « маленькое» слово «НЕ» нужно писать слитно, а Маша говорит, что раздельно. Как вы думаете, кто из них прав? А может быть кто-то из своего опыта знает, как пишется «не» со словами-действиями. ( Ответы детей).
  • У нас тоже с вами мнения разделились. И что же теперь нам делать?  Что мы будем на уроке узнавать?
  1. Сообщение темы и цели урока
  • Да, ребята сегодня на уроке  мы узнаем, как в русском языке называется « маленькое» слово «НЕ» и как оно пишется со словами, обозначающими действия. И в этом нам поможет наша волшебница Анишит Йокоповна.
  1. Открытие новых знаний
  • Откройте учебники № 3 на странице 63.Давайте прочитаем, что она хочет нам сообщить.
  • Как же называется « маленькое» слово « НЕ»? ( Частица).
  • Как мы должны писать частицу « НЕ» со словами, называющими действия. (Раздельно).
  • Скажите, пожалуйста, какие слова нам могут помочь если у нас возникнут трудности при написании частицы НЕ со словами, обозначающими действия? (Очень, просто, только.)
  • Давайте попробуем вставить данные слова между частицей «НЕ» и словами которые записаны на доске.
  • Не просто хочу, не только могу, не просто приду, не просто дам.
  • Кто из ребят оказался прав Миша или Маша?
  1. Первичная проверка понимания.
  • На доске написаны слова: (Не)упаду, (не)ряха, (не)забудка, (не)отпускает, (не)деля, (не)играть,(не)волновались,(не)боскреб,(не)унывать,(не)написал.
  • Найдите и запишите только слова - названия действий, в которых встречается частица « НЕ».
  • Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова - названия действий. (Работают самостоятельно в тетрадях. (Проверка.)
  • Какие слова вы выписали? (Ответы).
  • Почему не выписали остальные слова? Что они обозначают? ( Слова-предметы).
  • У вас было затруднение в выборе слов?
  • Как вы проверили?

  1. Физминутка.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок.

Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки,

Побежали по дорожке

Быстро, быстро, топ, топ, топ.

И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем  вперед.

Влево, вправо поворот,

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем.

И в коленочках сгибаем,

Головой все повращаем.

И урок наш продолжаем.

  1. Первичное закрепление.

Работа в тетрадях №2 стр.33 упр.46 (Взаимопроверка).

  • Ребята, а как вы думаете, какой смысл вносит частица « НЕ» в слова-названия действий? (Ответы)
  • А вот давайте посмотрим сценку, которую приготовили ребята и попробуем в этом разобраться.

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдешь?

- Нет, не найду!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

  • Так что же она вносит? (Отрицание). Назовите слова – названия  действий, которые вы запомнили.
  • Запишите три слова - названия действия, которые вам понравились.

  1. Отработка полученных знаний. Работа в группах.

 

  • А сейчас мы с вами поработаем парами. У вас на столах лежат карточки. Вы должны используя новое правило составить пословицы.

                      Карточка

Хорошие друзья в беде                                           (не) течет.

Новых друзей наживай, а старых                           (не) оставят.

Чего не знаешь                                                         (не) теряй.

Под лежачий камень вода                                       (не) говори.

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось? (Проверка)
  • Для лучшего запоминания нашей новой орфограммы, предлагаю вам стихотворение - памятку, которая лежит у вас на краю стола, но некоторые слова в нем пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и стихотворную форму. Попробуем! Кто выполнит,  может помочь своему соседу.

_ выучил,- _ делай,

_ знаешь - _ спеши,

Со словами-действиями раздельно

Частицу _ пиши.

Проверка.

  1. Итог урока. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились?
  2.   Рефлексия «Светофорик». Поднимите свои светофорики. У кого красный свет загорается? Желтый? Зеленый? Я тоже присоединяюсь к вам. Мне очень понравился наш урок и то как вы работали на уроке. ( Зеленый цвет-урок понравился, ребенок доволен своей работой. Желтый цвет, ребенок доволен, но есть моменты, над которыми нужно поработать. Красный цвет -  многое осталось не понятным.)
  3. Оценивание
  4. Д/З. Придумать и записать слова-названия действий с частицей «не» на тему: «Что не делай в школе». Выучить стихотворение - памятку.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...