Карта урока + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ворокосова Ольга Игоревна

Цели деятельности учителя:

  •  формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;

Планируемые  результаты

Предметные:                

  • уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;
  • Знать отличие лексического значения от грамматического;

Личностные:

  • - проявлять интерес к данной теме;
  • - применять приобретённые навыки в практической деятельности.

Тип урока:  закрепление изученного материала

 

Оборудование:   учебник Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, презентация, тетради.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25 сентября, 2018г.¸вторник

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 4 «Б»

Кабинет: 105

                                   ФИО учителя:  Ситдикова А.Р

                                   ФИО студент:   Сафонова О., 42гр.

                                   ФИО методист: Батуева Л.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: « Лексическое и грамматическое значение слова ».

Цели деятельности учителя:

  •  формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;

Планируемые  результаты

Предметные:        

  • уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;
  • Знать отличие лексического значения от грамматического;

Личностные:

  • - проявлять интерес к данной теме;
  • - применять приобретённые навыки в практической деятельности.

Тип урока:  закрепление изученного материала

Оборудование:   учебник Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, презентация, тетради.

Челябинск,2018

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте что-то хорошее на урок. Присаживайтесь, меня зовут Ольга Игоревна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

- Но для того, чтобы получить хорошую оценку нужно постараться!

Приветствовать учителя.

Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу.

 К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

2 мин

- Что такое грамматическое значение слова?

-А лексическое значение слова?

- Ребята, как вы считаете какая тема сегодняшнего урока?

- А чем они отличаются?

-С каким понятием вы знакомы?  Тема сегодняшнего урока: «Грамматическое и лексическое значение слова».

Предполагают.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

 Лексическое значение - его смысл, толкование.

П: структурирование знаний.

Р: саморегуляция.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

фронтальный опрос, беседа

3 мин

  - Еще раз прочитайте тему и скажите, что предстоит выяснить (узнать) на уроке?

       1)Вспомнить, что прошли на прошлом уроке.

       2) Закрепить полученные знания.

-Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

-Молодцы.

-Чем отличается грамматическое значение от лексического.

-Вспомнить, что такое лексическое и грамматическое значение слова.

П: выделение необходимой информации.

П: выбор оснований для классификаций объектов.

Р: целеполагание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: индивидуальный опрос

Практический: упражнение

4 мин

- Теперь попробуем разобраться, чем отличаются лексические значения слов  от грамматических.

Прочитайте отрывок из сказки                       А. С. Пушкина.

    Стал он кликать золотую рыбку,

     Приплыла к нему рыбка, спросила:

   «Чего тебе надобно, старче?»

- О чем говорится в этих строчках?

- Возьмем слово рыбка. Запишите его.

- У него, как и у других слов, есть лексическое  значение.

-А грамматическое?

- А с помощью чего они выражены?

- Можете ли вы объяснить лексическое этого слова?

- А какая часть слова указывает, что речь в нём идет именно о маленькой рыбке? Выделите её.

- Разберем слово по морфеме.

-С помощью, какой же части слова выражается его лексическое значение?

Ребята, запомните!

Лексическое значение слова выражается с помощью его основы.

- В этом отрывке есть ещё одно  изменение этого слова. Выпишите его.

- Морфемный разбор слова.

-Что вы видите в этих словах после разбора?

- Что вы можете сказать о лексическом

значении этих двух изменений – оно одинаковое или разное?

- А основа в этих изменениях одна и та же или разная?

 Ребята, запомните!

Лексическое значение разных изменений слова выражается  одной и той же основой.

 

Читать отрывок из сказки.

- о рыбаке и рыбке.

-С помощью основы слова.

-Суффикс –к.

-С помощью основы.

- Рыбка, рыбку.

- да

-да, одна и та же.

П: извлечение необходимой информации.

П:анализ.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

Р: саморегуляция.

1 мин

- Сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

- Садитесь.

Встают.

Выполняют движения, повторяя за учителем.

 

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

2 мин

- Есть ли еще какие либо морфемы, которые могут помочь в выражении грамматического значения слова?

- Действительно, выражать грамматические значения слова – это главная работа окончания.

Но только ли окончания могут выполнять эту работу?

- Найдите, какая морфема, кроме окончания, в слове приплыла указывает на прошедшее время.

- Но можно ли определить только по окончанию (или только по суффиксу), на какие грамматические значения оно указывает? Можете ли вы, например, сказать, какие грамматические значения выражает окончание –а?

- А можете ли определить работу этого окончания в словах парта, карандаша, городА, коротка, принесла? Сделайте это.

Ребята, запомните!

 Грамматические значения слова выражается не сами по себе окончаниями, а изменениями слова, образованными с помощью окончаний или других морфем. Такие изменения слов называются словоформами.

- Вы определили, что лексическое значение слова рыбка выражается его основой, которая одна и та же в его изменениях. А одинаковые ли грамматические значения у словоформ рыбка - рыбку?

- Образуйте еще словоформу этого слова с помощью окончания  –ами.

- Отличается ли словоформа по своим грамматическим значениям от первых двух?

Ребята, запомните!

 Разные словоформы всегда отличаются хотя бы каким-то одним грамматическим значением.

 - Может быть с помощью окончания?

- Может быть суффикс.

 Имя существительное. Окончания существительных указывают на их падеж и число:
-парта, города, карандаша;

Глагол. Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:

-Принесла;

Имя прилагательное. Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:

-коротка;

-нет.

-рыбками

Р: коррекция.

П: синтез.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: монолог

Практический: упражнение

25 мин

- Выполним упражнение 39.

 Из пар словосочетаний выпишите разные словоформы одного и того же слова и выделите их основу.

 Сказать товарищу – сказать товарищам

  Написать в тетрадях-выписать из тетради

  Найти шалаш – найти в шалаше

- Одинакова ли она?

- Может ли одна и та же основа в разных словах как-нибудь изменяться?

Запишите:

Вымыть ухо - вымыть уши

Полить огурец – полить огурцы

Забавный лисенок – забавные лисята

-Найдите в каждой паре словосочетаний разные изменения  одного и того же слова. Выделите в них основу.

- Одинакова ли основа в каждой паре словоформ?

Ребята, запомните!

Словоформы могут отличаться друг от друга не только окончаниями, но и некоторыми особенностями основы: чередующимися фонемами ( ухо – уши, огурец – огурцы), суффиксами (лисенок – лисята).

- Вы обнаружили, что одна и та же основа в разных словоформах может отличаться некоторыми особенностями. Как же доказать, что это одна и та же основа?

- Меняется ли при этом лексическое значение слова?

 

 

- Да,одинакова.

П: подведение под понятие.

П: построение логической цепочки рассуждений.

Р: контроль в форме сличения действий и его результата.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: упражнение

 3 мин

  из пар словосочетаний выпишите разные словоформы одного и того же слова

1) слово, слову, слова

2) товарищу, товарищам

3) иду, идут

4) кривой, кровяной

 

П: установление причинно-следственных связей.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

8.

Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа

 

- Запишите, домашнее задание упр. 40.

- Какие были цели сегодняшнего урока?

-Достигли ли мы их?

- Кто мне напомнит, что такое лексическое значение?

-А грамматическое?

Ребята, назовите  назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

-Спасибо за урок, до свидания.

 Делятся впечатлениями за урок.

Р: оценка.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Грамматическое и лексическое значение слова»

Слайд 3

Вспомнить, что что такое лексическое и грамматическое значение слова Закрепить полученные знания

Слайд 4

Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 5

партА карандашА городА короткА принеслА

Слайд 6

Грамматические значения слова выражается не сами по себе окончаниями, а изменениями слова, образованными с помощью окончаний или других морфем. Такие изменения слов называются словоформами .

Слайд 7

Рыбка – рыбку –рыбками

Слайд 8

Сказать товарищу – сказать товарищам Написать в тетрадях – выписать из тетради Найти шалаш – найти в шалаше

Слайд 9

Сказать товарищ у – сказать товарищ ам Написать в тетрад ях – выписать из тетрад и Найти шалаш – найти в шалаш е

Слайд 10

Вымыть ухо – вымыть уши Полить огурец – полить огурцы Забавный лисёнок – забавные лисята

Слайд 11

Вымыть ух о – вымыть уш и Полить огуре ц – полить огурц ы Забавный лисёнок – забавные лисят а

Слайд 12

Ребята, запомните! Словоформы могут отличаться друг от друга не только окончаниями, но и некоторыми особенностями основы: чередующимися фонемами ( ухо – уши, огурец – огурцы), суффиксами (лисенок – лисята).

Слайд 13

1) слово, слову, слова 2) товарищу, товарищам 3) иду, идут 4) кривой, кровяной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-рефлексия с решением частных задач. Мастер-класс по русскому языку на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?"

Урок-рефлексия  с решением практичских задач на тему "Что я знаю о грамматических значениях слов?" (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова)...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"

Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...

Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"

Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....

Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».

Урок для  3класса. Повторение и обобщение материала....

Технологическая карта + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс

Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые  результатыПредметные:...

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложе...