Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Алёшина Тамара Васильевна

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Занимательная грамматика"616 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами изучения внутрипредметного  модуля «Занимательная грамматика « являются следующие умения и качества:

 эмоциональность; умение  осознавать  и определять(называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям,  сопереживать;

 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

 любовь и  уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 интерес к изучению языка;

 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными   результатами  изучения внутрипредметного модуля  «Занимательная   грамматика»являются следующие  умения  и  навыки:

Регулятивные УУД:

 самостоятельно  формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно - следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 высказывать и  обосновывать свою точку зрения;

 слушать и  слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы .

Предметные    результаты освоения программы :

 ученик получит возможность узнать:

- отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

научится:

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова

- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

  1. Содержание учебного курса.

Рабочая программа  составлена  на  основе УМК :

программа  «Перспективная  начальная  школа «

учебник «Русский язык» 4 класс в 3ч.  

Авторы: Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А.,Байкова Т.А.- М.Академкнига. 2014г.  –части 1 и3.

Методическое пособие. –М. Академкнига \Учебник.2013г.

Александрова Г. «Занимательный русский язык « серия «Нескучный учебник «-1998г.Тригон г. Санкт- Петербург.

Бетенькова Н.М.,Фонин Д.С.Конкурс грамотеев.Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для начальной школы.М.Просвещение 1999г.

Я познаю мир.Русский язык. Детская энциклопедия.Автор-составитель Н.В.Чудакова –М.ИздательствоАСТ -2002Г.

Словари.

Курс рассчитан на 45часов  в  год.

Фонетика и орфоэпия (9часов)

Тема 1.

Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с

понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.

Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.

Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3.

Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4.

Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5.

Банты и шарфы.(1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6.

«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7.

Кис -кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (36 часов)

Тема 8.

Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим  значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение

словарного запаса учащихся.

Тема 9.

О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями р

усского языка, с особенностями словарной статьи.

Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями

Тема 10.

В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова.

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».

Тема 11.

Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Р

абота с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в

русском языке.

Тема 12.

Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков

мног

означности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи

этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и

историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.

Об одном и том же разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами -

синонимами  и правильным употреблением их в речи.

Тема 15.

Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и  историческими словарями.

Тема 16.

Слова  – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и

поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17.

Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении

фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.

Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматрива

ются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со

словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19.

Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и обра

зования слов

капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Работа со словарем.

Сравнение значения слов.

Тема20.

«Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный

язык» и «живая народная речь».

Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.

Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С.

Пушкина

.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.

Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально-авторские

неологизмы» и «окказиональные неологизмы

». Нахождение индивидуально-

авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина

Тема 23

.

Слова уходящие и слова -новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов -архаизмов. Знакомство со словами

-новичками. Работа над пониманием и умение правильно

употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24.

Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении  этого словаря.

Работа со словарем.

Тема 25

.

Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей

паронимов. Способы образования паронимов. Работа над

умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 26.

Словарь  - грамотей.

(1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря.

Работа с орфографическим

словарем

.

Тема 27.

Научная этимология.

(1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхож

дения

слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».

Работа с этимологическим словарем.

3.Тематическое планирование

Тема, содержание материала

Кол-во часов

Виды учебной деятельности, направленные на достижение результатов

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема1.Фонетика и орфоэпия.

Знакомство  с понятиями»орфоэпия»,»орфография»-объяснение.

Работа с энциклопедией.

Постановка цели.

1

Что такое орфоэпия?

1

Работа над алгоритмами.

Ориентация на разнообразие способов решения задач.

Использование знаний,умений в практике.

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

Применение разных способов проверок.

Использование речи для регуляции своего действия.

Грамотное письмо.

3

Звуки  не  буквы ?

1

Знакомство с историей письма.Расширение знаний о буквах и звуках.

Использование справочников.

Работа в парах.

4

Звучащая строка.

1

Нахождение ударных и безударных слогов и применение орфограмм.

Осуществление пошагового контроля по результату.

Самост.работа.

5

Банты и шарфы.

1

Разбор слов и сравнение их.

Составление алгоритма.

Самоанализ.

6

7

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Путешествие в страну «Спряжение.»

1

1

Правильная постановка ударений.

Урок –игра.

Знакомство с героями.

Ответы ищут в заданиях.

Работа в парах.

Групповая работа.

8

«Кис – кис мяу» или кое-что о звукоподражаниях.

1

Проверка знаний,умений и навыков.

Индивидуальная работа.

Рассказ об отличии буквы от звука

Работа со схемами.

Соблюдение орфоэпических норм речи.

9

10

Имена вещей.

В  клубе  весёлых человечков.

1

1

Повторение»склонение» и применение его на практике.

Правописание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени.

Запись выборочной информации.

Игра в омонимы.

Постановка цели и задачи

Активизация учебной деятельности..

11

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Нахождение в предложении основу и вт. Члены.

Планирование своих действий.

Сотрудничество с учителем.

12

13

В  царстве смыслов много дорог.

К словам  - родственникам.Почему их так назвали?

1

1

Работа над предложением.

Рассказ о родственных словах.

Работа с учебником.

Работа со словообразовательным словарём

Взаимопомощь.

Самоконтроль.

14

Как и почему появляются новые слова?

1

Работа над орфограммой.

Работа с ИКТ

Самооценка.

15

Многозначность слова.

1

Умение задавать смысловые вопросы.

Работа с картинками.

Коллективная работа.

16

17

«Откуда катится каракатица?»

«Экскурсия в прошлое.»

1

1

Ознакомление с фонетическими явлениями»звукозапись и звукоподражание»

Слова архаизмы и историзмы- рассказ учителя.

Работа с аудиаппаратурой.

Работа со словарём.

Распределение о бязанностей.

Работа в парах.

18

Об одном и том же – разными словами.

1

Работа со словом Изменение глагола по лицам и числам.

Умение применять свои знания на практике.

Самоконтроль.

19

20

Как возникают названия.

«Полёт в будущее.»

1

1

Развитие речевых умений.

Работа с этимологическими и историческими сдлварями.

Распределение обязанностей в группе.

21

Слова – антиподы.

1

Применение теории на практике.

Практические виды заданий.

Работа  коллективная.

22

23

Фразеологические обороты.

Разгадывание ребусов,загадок,шарад.

1

1

Работа над произношением слов.

Отгадывание.

Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Интерес к языку.

Взаимовыручка.

24

25

Словари «чужих слов.»

Память и грамотность.

1

1

Понятие»устойчивые обороты.»

Виды памяти.Тренировка  на отрывках из  литературных произведений.

Работа с иностранными словарями.

Разучивание зарядки для развития памяти.

Мотивация.

Контроль и самооценка.

26

27

28

Капитан и капуста.

«Пересаженные корни -  старые знакомцы.»

«Пересаженные корни.Откуда пришли знакомые слова?

1

1

1

Умение  различать части речи.

Тренировочные упражнения.

Составление алгоритма

Работа со словарём..

Рефлексия.

Активизация мыслительной деятельности.

29

«Он весь  свободы торжество.»

1

Умение различать приставки от предлогов.

Поиск  информации в дополн. Лит-ре.

Работа в парах.

30

Мы говорим его стихами.

1

Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу»Пигмалион»

Постановка ударений.

 Умение слушать собеседника.

31

Слова придуманные писателями.

1

Повторение правил.

Работа с ИКТ

Применение  знаний в работе.

32

33

34- 35

Слова  уходящие  и слова  - новички.

«Весёлая  викторина.»

«Фонемы повеливают буквами.»

1

1

1

1

Части речи .Отработка определения спряжения.

Обобщение знаний и умений.

Фонемное правило.

Систематизация знаний

Тренировочные упражнения..

Общение со сверстниками.

Самооценка.

Игры со словами.

36

37

-38

Словарь языка Пушкина.

«Путешествие в страну слов.»

1

1

1

Беседа о значении словаря .

Анализ слов(фонетика, морфема.лексика)

Работа со схемами  и словарями.

Формирование креативных качеств.

39

40

-

41

42

43

Какой словарь поможет избежать ошибок?

В стране « Сочинителей.»

В  стране «Сочинителей.»

Шарады и логогрифы.

«Крылатые слова.»

1

1

1

1

1

Разбор предложений(словосочетание,части речи.по членам пред-я)

Беседа о рифмах.Сочинение загадок.

Сочинение сказок о  дружбе .

Знакомство с происхождением  шарад и  логогрифов.

Беседа о значении «крылатых выражений.»

Работа со словарём и текстами.

Конкурс загадок.

Рисунки к сказке.

Составление  и разгадывание.

Подбор их в названиях текста.

Организация своей деятельности.

Активизация своей деятельности.

Коллективная работа.

44

Словарь – грамотей.

1

Работа над словообразованием.

Работа с ИКТ

Групповая работа.

45

Научная этимология.

1

Написание приставок и Ъ .

Поиск новой информации из других источников.

Проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по литературному чтению 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по чтению 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по окружающему миру 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по математике 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по математике 4 класс...

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс

Рабочая программа к внутрипредметному модулю по технологии 4 класс...