Рабочая программа (АООП ФГОС НОО с ОВЗ) для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Борисова Ада Владимировна

Рабочая программучебного предмета «Русский язык» для 3 «б» класса  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass_borisova_a.v.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

            Принято                                                                                      «Утверждаю»

            на Педагогическом совете                                                         Приказ № 114

            Протокол  № 1                                                                            от«30» августа 2019г.                        

            от «30 »августа 2019г.                                                                Директор______В.Н. Гнездилова

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык»

для обучающихся 3 «б» класса

(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

        

Срок реализации программы-1год

 Составила: Борисова А.В.,

первая квалификационная категория

г. Санкт-Петербург

2019-2020 учебный год

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист

Содержание рабочей программы

2

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения учебного курса

4

Формы и методы организации учебного процесса

7

Формы текущего контроля

8

Учебно – тематическое планирование

8

Содержание программы

9

Календарно – тематическое планирование

11

Материалы для контроля уровня подготовки учащихся

22

Учебно – методический комплекс

25

Материально – техническое оснащение образовательного процесса

26

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 «б» класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП ФГОС НОО с ОВЗ).

        Программа составлена на основе авторской программы авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы»  (УМК «Школа России, 2016 год)

В соответствии с нормативными документами:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

-  распоряжения Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 20.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286-15);

- Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцовогорайона Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.

Место предмета в базисном  плане.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год рассчитана на 170 часов (исходя из 5 часов в неделю). В связи с государственными праздниками и переносом выходных дней, количество часов может варьироваться.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика контингента.

При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с задержкой психического развития).  Предложенная  программа рассчитана на учащихся, имеющих ослабленное состояние нервной системы, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.  В основу положено содержание программы начальной общеобразовательной школы  и учебно-методического комплекса «Школа России», но требования к знаниям, умениям  и навыкам  несколько снижены.

Планируемые результаты освоения учебного курса предмета «Русский язык»

Личностные УУД.

        Ученик получит возможность для формирования:

Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

        Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

         Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

         Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Установки на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД.

Ученик получит возможность научиться

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

     Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия  и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД.

Ученик получит возможность научиться

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 строить сообщения в устной и письменной форме;

 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные УУД.

Ученик получит возможность научиться

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  Предметные:

В результате изучения русского языка в  3   классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:  имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;  виды предложений по цели высказывания и интонации;   главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить собственные имена существительные; личные местоимения 1, 2, 3-го лица; грамматическую основу простого двусоставного предложения;

решать учебные и практические задачи:

определять род изменяемых имен существительных;  устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;  задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;   определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-емусклонению;

устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;   подбирать примеры слов с определенной орфограммой;   определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;   безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом  65–80 слов;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;  составлять план собственного и предложенного текста;  определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;  корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;  составлять собственные тексты в жанре письма;  

применять правила правописания:  приставки, оканчивающиеся на з, с;  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);  мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;  

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    Ученик получит возможность научиться:

проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический  разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

склонять личные местоимения;

различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

разбирать по членам простое двусоставное предложение;

применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

писать подробные изложения;

создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

   В результате изучения русского языка в  3   классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой Й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

     употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Формы организации учебного процесса:

1.Формы обучения

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок

- повторительно -обобщающий урок

-урок- игра

-урок развития речи.

2.Методы и приемы обучения

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные, сжатые) на основе текстов описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментированное письмо с объяснением орфограмм и пунктограмм

3.Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста, пересказ текста по плану, продолжение текста, редактирование, конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего, понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление опорных схем и таблиц;

4.Формы текущего контроля успеваемости:

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

5.Формы промежуточной аттестации:

контрольные и диагностические работы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

Слово в языке и речи

19

Состав слова

16

Правописание частей слова

29

Что такое части речи

1

Имя существительное

31

Имя прилагательное

18

Местоимение

5

Глагол

21

Повторение

14

Итого

170

Содержание программы

 Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

 Текст, предложение, словосочетание (14 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Слово в языке и речи (19 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

 Состав слова. (16часов) Правописание частей слова. (29 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
  • писать слова с разделительным Ъ;
  • правильно писать гласные и согласные в приставках.

 Части речи (76 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

Уметь:

  • -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
    родам.

Повторение изученного за год – 14 часов.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Календарно-тематическое  планирование по русскому языку, 3 класс

(5 часов в неделю, 164 часа)

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

       1 четверть                                                 Язык и речь – 2 часа

1 (1)

2.09

Наша речь. Виды речи.

Речь и её назначение. Виды речи

Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2 (2)

3.09

Наш язык.

                                   Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов

3,4 (1,2)

4.09, 5.09

Текст. Типы текстов

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании.

Уметь:

-выделять главную мысль;

- подбирать заголовок;

знать признаки текста

5 (3)

6.09

Предложение.

Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме.

6 (4)

9.09

Виды предложений по цели высказывания.

Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

7 (5)

10.09

Виды предложений по интонации.

8 (6)

11.09

Предложения с обращением

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

9 (7)

12.09

Развитие речи. Обучающее изложение

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

10, 11 (8,9)

13.09,16.09

Главные и второстепенные члены предложения.

Словарный диктант.

Разбор предложения по членам.

Уметь       разбирать предложения по членам предложения,   находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.

12, 13 (10,11)

17.09,18.09

Простое  и сложное предложения.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

14  (12)

19.09

Входной диктант

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

15

(13)

20.09

Словосочетание.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

16 (14)

23.09

Словосочетание. Развитие речи. Составление связного текста из деформированных предложений.

Слово в языке и речи (19 ч.)

17 (1)

24.09

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Уметь распознавать  в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

18 (2)

25.09

Синонимы и антонимы.

19 (3)

26.09

Омонимы.

20 (4)

27.09

Слово и словосочетание. Словарный диктант.

Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

21 (5)

30.09

Обучающее изложение

Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

22 (6)

1.10

Фразеологизмы

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

23 (7)

2.10

Части речи

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных

24 (8)

3.10

Имя существительное.

25 (9)

4.10

Имя прилагательное.

Род, число, падеж имён существительных и прилагательных.

Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

26 (10)

7.10

Глагол.

Род, число, форма глаголов.

Распознавать род, число и форму глаголов.

27 (11)

8.10

Что такое имя числительное?

 Понятие «имя числительное».

 Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

28 (12)

9.10

Однокоренные слова.

Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать;

29 (13)

10.10

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

30 (14)

11.10

Звуки и буквы. Согласные звуки. Словарный диктант.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

31 (15)

14.10

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл.

32 (16)

15.10

Развитие речи. Обучающее изложение.

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

33 (17)

16.10

Обобщение и закрепление изученного.

Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова

34 (18)

17.10

Диктант за 1 четверть

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

35 (19)

18.10

Проект «Рассказ о слове»

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Состав слова (16 часов)

36 (1)

21.10

Что такое корень слова?

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.

37 (2)

22.10

Как найти корень в слове?

38 (3)

23.10

Сложные слова.

39, 40 (4,5)

24, 25.10

Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Словарный диктант.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

2 четверть

41 (6)

05.11

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

42 (7)

06.11

Значения приставок.

43 (8)

07.11

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44 (9)

08.11

Значения суффиксов.

45 (10)

11.11

Развитие речи.

Сочинение по картине А.А.Рылова.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

46 (11)

12.11

Что такое основа слова?

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

47 (12)

13.11

Обобщение знаний о составе слова.

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

48 (13)

14.11

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

49 (14)

15.11

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

50 (15)

18.11

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.

51 (16)

19.11

Проект «Семья слов»

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.

Правописание частей слов (27 часов)

52 (1)

20.11

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Словарный диктант.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

53-55 (2-4)

21,22,25.11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

56-59 (5-8)

26,27,28, 29.11

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

60 (9)

2.12

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

61-63 (10-12)

3.12,

4.12, 5.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Словарный диктант.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

64, 65 (13,14)

6.12, 9.12

Правописание слов с удвоенными согласными

66 (15)

10.12

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

67-70 (16-18)

11,12,13, 16.12

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Работать с орфографическим словарём.

71 (20

17.12

Правописание приставок и предлогов.

72 (21)

18.12

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

73,

74,

75

(22,23)

19.12,20.12

23.12

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

76

(24)

24.12

Диктант за 2 четверть

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

77 (25)

25.12

Анализ контрольного диктанта.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

78 (26)

26.12

Развитие речи

Обучающее изложение.

Составление текста по сюжетным рисункам учебника

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника

79 (27)

27.12

Проект «Составляем орфографический словарь»

Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

3 четверть                                   Части речи (72 часов)

80

(1)

13.01

Части речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

81, 82 (2,3)

14.01

15.01

Имя существительное (30 час)

Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

83, 84 (4,5)

16.0117.01

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

85

(6)

20.01

Развитие речи

Обучающее изложение.

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

86

(7)

21.01

Собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

87

(8)

22.01

Проект «Тайна имени»

Проект: «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.

Составлять рассказ о своём имени.

88, 89 (9, 10)

23.01

24.01

Число имён существительных.

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

90, 91 (11, 12)

27.0128.01

Род имён существительных. Словарный диктант.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

92, 93

(13,14)

29.0130.01

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

94

(15)

31.01

Развитие речи

Обучающее изложение.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.

95

(16)

03.02

Падеж имен существительных

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

96 (16)

04.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

97 (17)

05.02

Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных..

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

98

(18)

06.02

Падеж имен существительных.

99 (19)

07.02

Именительный падеж.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме

100 (20)

10.02

Родительный падеж.

101 (21)

11.02

Дательный падеж.

Словарный диктант

102 (22)

12.02

Винительный падеж.

103 (23)

13.02

Творительный падеж.

104 (24)

14.02

Предложный падеж.

105 (25)

17.02

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

106 (26)

18.02

Все падежи.

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

107 (27)

19.02

Обобщение знаний.

108 (28)

20.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

 Писать диктант и проверять написанное. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

109

(29)

21.02

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

110 (30)

25.02

Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

111 (31)

26.02

Проект «Зимняя страничка»

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Имя прилагательное (16 часов)

112, 113 (32, 33)

27.0228.02

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

114 (34)

02.03

Роль прилагательных в тексте.

115 (35)

03.03

Текст-описание.

116

(36)

04.03

Развитие речиОтзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

117 (37)

05.03

Род имён прилагательных.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

118,119, (38, 39)

06.0310.03

Изменение имён прилагательных по родам.

120, 121 (40, 41)

11.0312.03

Число имён прилагательных. Словарный диктант.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

122, 123 (42,43)

13.0316.03

Изменение имён прилагательных по падежам

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

124 124 (44)

17.03

Обобщение знаний.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

125 (48)

18.03

Контрольный диктант за 3 четверть

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

126 (46)

19.03

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

127

(47)

20.03

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

4 четверть

128 (48)

30.03

Личные местоимения.

Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

129 (49)

31.03

Изменение местоимений по родам.

130, 131 (50, 51)

01.0402.04

Местоимение. Словарный диктант.

132

(52)

03.04

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Глагол (19 час)

133-135 (53-55)

06.0407.0408.04

Значение и употребление глаголов в речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

136, 137 (56, 57)

09.0410.04

Неопределённая форма глаголов.

138, 139 (58, 59)

13.0414.04

Число глаголов.

140 (60)

15.04

Времена глаголов.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

141

(61)

16.04

Времена глаголов. Второе лицо.

142, 143 (62, 63)

17.0420.04

Изменение глаголов по временам.

Словарный диктант

144 (64)

21.04

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.

145, 146 (65,66)

22.0423.04

Род глаголов в прошедшем времени

Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

147, 148 (67, 68)

24.0427.04

Правописание частицы не с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголами.

149-150 (69-70)

28.0429.04

Обобщение знаний.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

151 (71)

30.04

Контрольный диктант за 4 четверть

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

152

(72)

06.05

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Повторение (12 часов)

153,154

(1,2)

07.0508.05

Части речи

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

155 (3)

12.05

Развитие речи.

Обучающее изложение.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

156 (4)

13.05

Обобщение изученного о слове, предложении.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

157 (5)

14.05

Итоговый контрольный диктант.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

158 (6)

15.05

Анализ контрольного диктанта. Правописание окончаний имен прилагательных.

159 (7)

18.05

Правописание предлогов и приставок.

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

160 (8)

19.05

Правописание безударных гласных.

161 (9)

20.05

Правописание значимых частей слова.

162 (10)

21.05

Текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

163

(11)

22.05

Однокоренные слова.

164 (12)

25.05

Правописание значимых частей слова.

Материалы для контроля уровня подготовки учащихся

                                                      Входной диктант

Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма

                                                               Осенью.

Мы часто ходим в ближний лес. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Грамматические задания:

  1. В пятом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
  2. Разделить для переноса  слова:  русский, листья
  3. Найти в тексте слово с безударной гласной в корне, подобрать проверочное

                                                         Контрольный диктант за 1 четверть.

Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма

                                                              Прощание с осенью.

            В октябре стоит сырая погода.  Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

           Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок.  Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова. выделить корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

                                   Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма

       В лютый зимний  холод всякая птица спешит к жилью человека.. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

       Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Грамматические задания:

  1. Разберите по составу слова  сторожка, зимний., душистое.
  2. Подберите однокоренные слова к слову  лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

                               Контрольный диктант за 2 четверть.

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма по теме «Правописание корней  слов»

                                                       Снеговик.

      Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

      Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот из морковки, а бровки из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи.
  2. Разберите по составу: вариант1-  зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
  3. Найти в тексте и запишите по одному слову с проверяемыми безударными в корне, парными по глухости-звонкости согласными. Рядом запишите проверочные слова.

                                   Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма по теме «Состав слова»

            Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка-ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

  Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматические задания:

  1. Запишите по два имени существительных  женского и среднего рода.
  2. Написать 5 имен существительных с шипящим звуком на конце.
  3.  Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

                               

              Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Оляпка

   Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

   Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

   Справка для учителя: нужно выписать слово оляпка; четко проговорить окончания в слове веселая, пушистые и суффикс в слове водяной.

Грамматические задания:

1.Определить падеж имен существительных в 10 предложении.

2.  Слово   на берегу   разберите как часть речи.

3.  Разберите по составу слова  осинка, переход

Контрольный  диктант  

за  3  четверть

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма по теме «Имя  прилагательное»

 Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи.  Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

  Выбежал на опушку робкий заяц.  Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматические задания:

  1. Разобрать по членам предложения:

Ι вариант- 4-е предложение;

ΙΙ вариант- 5-е предложение. Главные предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

  1. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Ι вариант –  узкий ручей-……., старательный ученик- …… .

ΙΙ вариант – трусливый мальчик-….., высокий куст - …..  .

Контрольный  диктант  

за  3  четверть

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма по теме «Глагол»

                                                             Весеннее утро.

        Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревья сосульки развесили.

         Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматические задания:

  1. Разберите седьмое предложение по членам.
  2. Разберите слова по составу засветило, утренний, берёзки
  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу

Итоговый контрольный  диктант  

(годовой)

Цель урока: проверка практических навыков грамотного письма.

   Ранее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

   Все радостно потянулось к солнцу.  Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматические задания:

  1. Выписать слова с приставками, выделить приставки.
  2. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  3. Разберите предложения по членам : 1 вариант – второе, 2 вариант – третье.

Словарь: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Учебно-методический комплекс.

1.В.П.Канакина , В. Г. Горецкий Русский язык: 3 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2ч-2-е изд.- М.: Просвещение ,2019.-(Школа России).

2.В.П.Канакина Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2015.- (Школа России).

3.В.П.Канакина Русский язык: 3кл.:Электронное  приложение к учебнику  В.П.Канакиной , В.Г. Горецкого(1 CD).-М.: Просвещение, 2019.- (Школа России).

4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина Русский язык: Рабочие программы.1-4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение,  2011.-(Школа России).

Материально – техническое оснащение образовательного процесса 

Электронное приложение диск MP  Приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык». 3 класс. Издательство «Просвещение».

Материалы (презентации, аудиозаписи, видеофильмы)  на электронных носителях и  Интернет-ресурсы (http://fcior.edu.ru/ ;http://school-collection.edu.ru/)

Технические средства обучения:

Комплект для оснащения рабочего места учителя:

Интерактивная доска

Мультимедиа-проектор

Монитор

Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС Школа России - математика 1 класс

Рабочая программа  по ФГОС Школа России - математика  1 класс...

Рабочая программа по ФГОС Школа России - технологии 1 класс

Рабочая программа  по ФГОС Школа России - технологии 1 класс...

Рабочие программы . АООП, ФГОС, вариант II.

Программа  содействует общему развитию детей с ОВЗ. Готовит их к самостоятельности в быту. Формирует базовые учебные действия. Формирует представления об окружающем мире.Дети на занятиях ст...

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Рабочая программа (АООП ФГОС НОО с ОВЗ) для 3 класса

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 «б» класса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – АООП ФГОС НОО с ОВЗ)....

рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1  класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...

рабочая программа по ФГОС НОО русский язык 3 класс школа России

Рабочая программа по ФГОС НОО русский язык 3 класс школа России...