Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для учащихся с ОВЗ 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Аккулова Алия Наилевна

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для учащихся с ОВЗ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_russkiy_yazyk_4_kl.docx89.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Русский язык», УМК «Школа России»

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 4 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (далее-АООП для детей с ЗПР) по УМК «Школа России».

Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы  В.П.Канакиной  и  В. Г. Горецкого «Русский язык. Сборник рабочих программ  УМК «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2011.» в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.

Настоящая программа ориентирована на использование учебников:В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2014 год. 2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2014 год.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языку, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.   Общее количество часов-68  ,в  4  классе 2 часа в неделю.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык», УМК «Школа России» для детей с ЗПР

4 класс

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает наличие особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, на основе адаптированных программ, разработанных Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенковой, С.Г. Шевченко, Г.М. Капустиной и другими авторами, учитывая методические позиции и конкретные рекомендации к обучению школьников с ЗПР. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Содержание соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России».

Место предмета в учебном плане:        

Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов на срок реализации программы с 1 сентября  2021 г. по 31 мая 2022г.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета.

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
  • формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
  • уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
  • развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
  • формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Педагогические цели и задачи

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языку, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Результаты изучения курса

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Учебно-методическое обеспечение предмета

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 4 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2014 г.

2. Ситникова Т.Н, Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по русскому языку УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г.(«Школа России»), М: ВАКО, 2015.

3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

4.Программа по УМК «Школа России» - М.: Просвещение, 2014.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

При-мечание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

Предложение (3ч)

1.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами

членов.

информацию, представленную в разных формах.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

2.

Простые и сложные предложения.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы

Знать признаки сложного предложения. Научатся расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Р: предвосхищать результат; различать способ и результат действия.

П: установление причинно-следственных связей;

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

3

Знаки препинания в сложном предложении.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Уметь применять практически

основные правила письма при работе со сложными и простыми пердложениями.

Р.: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.: учитывать причинно – следственные связи.

К.: формулировать собственное мнение.

Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной учителем, умение признавать собственные ошибки.

Слово в языке и речи  (7 ч)

4.

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове

Самоопределение: проявляют положительное отношение к школе.

5.

Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

 Научатся подбирать к слову синонимы, антонимы. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6.

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

 Научатся подбирать к слову синонимы, антонимы. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Мотивация учебной деятельности.

Осознание языка как основного средства мышления и общения.

7.

Состав слова. Суффиксы и приставки.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок

Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка, составление текста по рисунку и фразеологизму.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении состава слова суффиксов и приставок

П: классификация по заданным критериям,

установление аналогий.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Самоопределение:

повышается самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

8.

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу».

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова

Развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части слова. Научатся контролировать правильность объединения слов в группу, обнаруживать лишнее слово. Научатся различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Р: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: задавать вопросы;

обращаться за помощью.

Нравственно-этическая ориентация: проявляют уважительное отношение к другому мнению, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

9

Упражнение в написании приставок и суффиксов.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

 

Уточнить правила написания гласных и согласных в приставках и суффиксах.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: поиск и выделение необходимой информации из различных источников

К: Задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Проявляют самостоятельность, осознают личную ответственность за свои поступки.

10

Разделительные

Ь И Ъ знаки.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Узнают о роли мягкого и твердого разделительных знаков в слове. Научатся различать на слух и зрительно слова с мягким и твердым   Ь и Ъ   в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении состава слова суффиксов и приставок

П: классификация по заданным критериям,

установление аналогий.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Части речи (4 ч)

11.

Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имён прилагательных.

Имя числительное.

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

Классифицировать слова по частям речи. Научатся анализировать изученные грамматические признаки частей речи. Научатся различать изученные части речи.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении морфологических признаков частей речи.

К: задавать вопросы.

строить понятные для партнёра высказывания; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка, слушать собеседника.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

12

Глагол как часть речи.

Различать изученные части речи.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи

Научатся определять признаки глагола, изменять глагол по временам. Воспроизведут правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами.

13.

Наречие как часть речи..

Находить наречия среди данных слов в тексте.

Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте

Развивать умения определять наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, применять установленные правила в планировании способа решения.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: определять общую цель и пути ее достижения

Самоопределение: сохраняют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе.

14

Наречие.

Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов.

Р: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

П: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка, слушать собеседника.

Осуществляют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Имя существительное  (20 ч)

15

Несклоняемые имена существительные. Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имён существительных.

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.

Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.

Различение падежных и смысловых (синтаксически) вопросов. Научатся различать падежные и смысловые вопросы. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении морфологических признаков частей речи.

К: задавать вопросы.

строить понятные для партнёра высказывания.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

16

Упражнение в распознавании одушевленных имён существительных в родительном, винительном и дательном падежах имён существительных.

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Различать имена существительные в начальной и косвенной формах

Развитие умения сознательно использовать падежные формы имен существительных для точного выражения мысли. Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных в единственном и множественном числах.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении морфологических признаков частей речи.

К: задавать вопросы.

строить понятные для партнёра высказывания.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

17

Упражнение в различении имён существительных в творительном и предложных падежах.

Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

Развивать умение определять падеж имён существительных.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности.

К: задавать вопросы.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

18.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения. Научатся обосновывать правильность определения 1-го склонения сущ. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Р: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

П: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого

Осуществляют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

19.

 2-е склонение имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Классифицировать имена существительные по склонениям

Сравнивать существительные 1-го и 2-го склонений:  находить сходство и различие, классифицировать существительные по склонениям.

и исследовательского характера.

К: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.

 

Выражать положительное отношение к процессу познания, формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому я зыку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

людей.

20.

3-е склонение имён существительных

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать

Р: предвосхищать результат, использовать установленные правила в контроле

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг

21.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения.

способа решения

П: поиск и выделение необходимой информации из различных источников и интерпретация информации.

К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, предлагать помощь и сотрудничество.

к другу по имени, по имени и отчеству.

22.

Упражнения в распознавании имён существительных трёх склонений.

Научатся распознавать имена существительные 1,2,3 -го склонения.

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе.

23

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.

Классифицировать имена существительные по склонениям

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания. Определять способ проверки окончаний.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении учебно-познавательной или практической задачи.

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

К: формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Самоопределение:

проявляют интерес к учебной деятельности, демонстрируют положительное отношение к школе, одноклассникам и учителям.

24.

Именительный и винительный падежи.

Анализировать и сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных

Воспроизвести знания об именительном и винительном падежах. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания. Выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного.

П: использовать общие приемы решения задач.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Самоопределение:

проявляют интерес к учебной деятельности, демонстрируют положительное отношение к школе, одноклассникам и учителям.

25.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

Обучать умению определять окончания имён существительных. Научатся обосновывать правильность написания падежного окончания. Определять окончания  имени существительного в родительном падеже.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного.

П: использовать общие приемы решения задач.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Нравственно-этическая ориентация: осознают эстетические потребности, ценности и чувства.

26.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Обучать умению определять окончания имён существительных. Научатся обосновывать правильность написания падежного окончания. Определять окончания  имени существительного в родительном падеже.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного.

П: использовать общие приемы решения задач.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

27.

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Учить различать имена существительные с одинаковыми окончаниями.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

Проявляют интерес к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному

28.

Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Называть признаки, по которым можно определить родительный и дательный падежи имени существительного.

Ознакомить с окончаниями существительных дательного падежа.

реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного.

П: использовать общие приемы решения задач.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять

материалу и способам решения новой задачи.

29

Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.

Проверять написание безударного окончания имени существительного в творительном падеже.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание

Ознакомить с окончаниями существительных. Научатся проверять безударные падежные окончания существительных. Контролировать правильность записи окончаний существительных дательного падежа.

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, принимают образ «хорошего ученика».

30.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки

Научатся определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий.

П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

Нравственно-этическая ориентация: проявляют уважительное отношение к иному мнению, понимание чувств других людей и сопереживание

31.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Называть признаки, по которым можно определить падеж имени существительного.

Ставить имена существительные в форму родительного, дательного падежа.

Воспроизведение знаний об окончаниях существительных в предложном падеже. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными

и исследовательского характера.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве.

им.

32.

Именительный падеж имён существительных во множественном числе.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями

Обосновывать правильность написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Демонстрируют положительное отношение к школе.

33.

Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа.

Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа

Научится распознавать именительный и винительный падежи существительных множественного числа.

и условиями ее реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Демонстрируют положительное отношение к школе.

34.

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

Указывать падеж и склонение имён существительных

множественного числа.

собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Имя прилагательное (14 ч).

35.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Научатся определять род имён прилагательных.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П: извлекать необходимую информацию из учебника.

К: определять общую цель и пути её достижения;

Проявляют самостоятельность,  осознают личную ответственность за свои поступки.

36.

Начальная форма имени прилагательного.

Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П: извлекать необходимую информацию из учебника.

К: определять общую цель и пути её достижения;

Проявляют интерес к учебной деятельности.

37.

Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

Научатся распознавать имена прилагательные в тексте, определять роли имени прилагательного в предложении.

38

Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Самостоятельно составлять план текста.

Р: составлять план и последовательность действий

П: осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

К: формулировать собственное мнение и позицию, определять цели и функции участников образовательного процесса, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Осознают эстетические потребности, ценности и чувства.

39.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных

Научатся определять способы проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять написания пропущенных окончаний имён прилагательных.

Р: предвосхищать результаты.

П: рефлексия способов и условий действий. – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Самооценка основе критериев успешности учебной деятельности.

40.

Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаниях.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного

Познакомятся с падежными окончаниями имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в дательном падеже. Научатся распознавать имена существительные мужского и  среднего рода в дательном падеже и правильно записывать падежные окончания.

конечного.

П: использовать общие приёмы решения задач, рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: определять общую цель и пути ее достижения, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

Мотивация учебной деятельности.

41.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода

Научатся определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного.

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме.

Самооценка основе критериев успешности учебной деятельности.

42.

Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний имён  прилагательных в именительном и винительном падежах.

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Знания зависимость падежа имён прилагательных от падежа имён существительных

Р.:  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К.:  проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Находить выходы из спорных ситуаций.

43.

Находить имена прилагательные и определять их роль

Научатся проверять написание падежных окончаний

Р: формулировать и удерживать учебную задачу.

Проявляют самостоятельность,  осознают

44.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные женского рода?»

прилагательных. Научатся сопоставлять окончания имён прилагательных женского рода в винительном и именительном падежах. Обосновывать их написание.

П: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию. К: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии;

личную ответственность за свои поступки.

45.

Определять падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Научатся сопоставлять правописание падежных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и

Проявляют интерес к учебной деятельности.

46.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах.

Определять падежные окончания имён прилагательных множественного числа

деятельности; рассуждать по заданной теме.

К: определять общую цель, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

47.

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

Определять падежные окончания имён прилагательных множественного числа

Познакомятся с окончаниями имён прилагательных в именительном и винительном падежах.

Проявляют интерес к учебной деятельности.

48.

Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки 

Познакомятся с окончаниями имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

Р: составлять план и последовательность действий, формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Демонстрируют положительное отношение к школе.

Местоимения (4ч).

49.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3 –го лица.

Находить местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений

Научатся распознавать личные местоимения среди других слов и предложении. Научатся определять роль каждому местоимению в предложении, употреблять местоимение вместо существительных.

Р: составлять план и последовательность действий

П: осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

К: формулировать собственное мнение и позицию, определять цели и функции

Осознают эстетические потребности, ценности и чувства.

50.

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа.

Называть лицо, число, род у личных местоимений 1 и 2-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Познакомятся со склонением местоимений, образованием падежных форм, написанием местоимений в этих формах.

участников образовательного процесса, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

51.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Научатся определять лицо, число, падеж местоимений.

Р : преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать

Проявляют интерес к учебной деятельности.

52.

Правописание личных местоимений в косвенных формах и местоимений с предлогами.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Научатся определять лицо, число, падеж местоимений.

собственное поведение и поведение окружающих.

Проявляют интерес к учебной деятельности.

Глагол (16 ч).

53.

Изменение глаголов по временам.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении)

Научатся определять формы времени глагола, изменять глаголы по временам.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Демонстрируют положительное отношение к школе.

54.

Неопределённая форма глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Научатся различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных. Научатся находить в тексте глаголы в неопределённой форме и слова, от которых они зависят.

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К: разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; анализ информации, аргументировать свою позицию.

Демонстрируют положительное отношение к школе

55.

Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

Находить выходы из спорных ситуаций.

Адекватная мотивация.

56.

Спряжение глаголов.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Познакомятся учебнике   с таблицей изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. (Спряжение). Научатся распознавать лица глаголов.

Регулятивные:

предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные:

использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Проявляют интерес к учебной деятельности.

57.

Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го  лица единственного  числа.

Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени

Познакомятся с особенностью окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

Проявляют

интерес к учебной деятельности.

58.

Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

 

Научатся совершенствовать

Проявляют

умение различать лицо глаголов,  писать частицу не с глаголом.

самостоятельность,  осознают личную ответственность за свои поступки.

59.

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Анализировать и оценивать свои результаты.

Научатся различать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

К: вести  устный и письменный диалог  в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Демонстрируют

положительное отношение к школе.

60.

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола

Научатся моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Научатся  определять спряжения глаголов и правильно записывать

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью,

Проявляют интерес к учебной деятельности.

61.

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

с безударными личными окончаниями.

формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество.

Проявляют самостоятельность,  осознают личную ответственность за свои поступки.

62.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

63.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Самостоятельно составлять план текста.

Р: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: вести  устный и письменный диалог  в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Осуществляют целостный, социально ориентированный

взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

64.

Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление)

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

Научатся обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Р: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения.

П: использовать общие приёмы решения задач.

К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Демонстрируют положительное отношение к школе.

65.

Правописание  глаголов в прошедшем времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

будущего времени.

66.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени

Познакомятся с родовыми окончаниями глаголов в прошедшем  времени по таблице и вопросам.

Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

П: контролировать и оценивать процесс и

Осознают эстетические потребности, ценности и чувства

67.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Научатся   изменять глаголы прошедшего времени по родам, выделять родовые окончания.

результат деятельности; рассуждать по заданной теме.

К: вести  устный и письменный диалог  в соответствии  с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника.

Понимают  чувства других людей, сопереживают  им.

68

Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи

 Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос

Знания, умения, навыки по изученным темам.

Написание слов с изученными орфограммами, определение изученных грамматических признаков глаголов и обосновывать правильность их  выделения.

Р.: составлять план и последовательность действий, использовать установленные правила.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.: определять общую цель и пути её достижения.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 классов. УМК "начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по русскому языку адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпо русскому языкудля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классена 2017 – 2018 учебный год...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 102 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку, 4 класс, НОДА (вариант 6.1)

Здесь Вы найдете адаптированную общеобразовательную программу по русскому языку для 4 класса (вариант 6.1)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся вида РАС (8.2) 1 класс

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и из...