«Правописание суффиксов и приставок»»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Клепец Елена Александровна

Закрепление знаний о правописании суффиксов и приставок в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksy.doc79.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3 А

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема урока

«Правописание суффиксов и приставок»

Цель урока

Закрепление знаний о правописании суффиксов и приставок в словах

Задачи урока

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с  правилом проверки слов, осуществляя работу с учебником и карточками.

2. Формировать умение правильно писать суффиксы и приставки в словах через выполнение упражнений из учебника.

3. Формировать навыки каллиграфического письма, осуществляя на уроке минутку чистописания.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, ответственность через проведение работы с упражнением в тетради.

2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, выслушивание их ответов и точек зрения посредством проведения парной работы.

3. Прививать бережное отношение к учебным принадлежностям через работу с учебником.

Развивающие:

1. Способствовать развитию связной речи посредством формулирования полных ответов учеников на вопросы учителя.

2. Развивать внимание, реакцию через проведение физкультминутки.

3. Способствовать развитию таких мыслительных операций, как: классификация, обобщение, абстрагирование через работу на карточках.

Основные термины, понятия

Приставка, суффикс.

Планируемый результат

Предметные умения

-уметь проверять написание слов с суффиксом –ек-/-ик-;

-уметь подбирать различные формы одного и того же слова;

-уметь писать слово с орфограммой-буквой и выделять ее.

 Личностные УУД:

1. Формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

2. Формирование  положительного отношения к учению, к познавательной деятельности

3. Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.

Регулятивные УУД:

1. Контролирование процесса и результатов своей деятельности с учебным материалом, внесение необходимых коррективов.

2. Формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определение наиболее эффективного способа достижения результата.

3. Формирование умения  адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

1.  Формирование умения понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

2.  Анализирование изучаемых языковых объектов с выделением их существенных и несущественных признаков.

3. Использование различных способов поиска учебной информации в словарях и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами.

Коммуникативные УУД:

1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого уметь и излагать свои мнения и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

2. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения.

3. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

2 минуты

1.1. Приветствие.

Все за парты тихо встали,

На гостей  все посмотрели.

Улыбнулись тихо сели

1.2. Настрой на работу.

Девиз нашего урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний

10 мин

1б.

3б. +1 б.

1 б.

2 б.

1 б.

1 б.

2 б.

2.1. Минутка чистописания.

-Ребята, откройте свои тетради и запишите дату.

-Посмотрите на доску. Сегодня на минутке чистописания мы рассмотрим заглавную букву «Г» и ее соединение со строчной «г». Пропишите их до конца строки. Кто считает, что написал красиво, как на образце, поставьте себе 1 балл.

2.1. Словарная работа.

-Молодцы! Теперь мы проведем словарную работу.

Приготовьтесь, сейчас я начну диктовать слова. Когда закончите работу, поставьте руку на локоть, чтобы я видела вашу готовность. Приступайте.

(Держите спину ровно, не наклоняйтесь близко к тетради и держите ее под наклоном, будьте аккуратны и внимательны.)

Самопроверка.

-Теперь сверху над словами укажите, сколько в них звуков и букв. Каждая группа работает над одним словом. Проверьте в группах. Выступающий от группы работает над одним словом у доски.

Сравните слова (килограмм и грамм) , используя карточку №3

- Ребята, какие значимые части слова вы знаете?

Задайте вопросы о частях слова, используя карточку №1.

- Что такое приставка?

-Что понимается под словом «суффикс»? и т.д.

В словарных словах найдите слова с суффиксом, с приставкой. Докажите. Проверка на доске,  выступающий от группы.

Записывают.

Прописывают «Гг»

-Ставим в слове ударение и выделяем орфограммы, в конце словарной работы ставим точку.

Записывают словарные слова: пригород, интересный, восемь, килограмм, грамм.

8 б., 8 зв.; 10 б., 10 зв.; 6 б., 5 зв.;  9 б., 8 зв., 5 б.,4 зв.,

 Так же как и в слове грамм, в слове килограмм есть удвоенная согласная.

По сравнению со  словом грамм, в котором 1 слог, в слове килограмм 3 слога.

Сравнивая слова можно сказать, что в слове килограмм 9 букв, а в слове грамм 5 букв.(8 звуков., а в слове грамм 4 звука)

В Отличие от слова грамм , где ударение падает на первый слог, в слове килограмм на третий.

-Приставка, корень, суффикс, окончание

 

пригород, интересный.

3. Целеполагание.

3 мин.

1 б.

3.2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока.         

Прочитайте стихотворение на экране:

У Буратино в сказке
Есть ключ.к золотой.
Откроет этим ключ.ком
Замоч.к нам с тобой.

- Назовите слова с пропуском букв.

- В какой части слова орфограммы?

Поставьте  теперь цель урока. Сформулируйте ответ, используя слова-подсказки.

Я научусь…

Я пойму…

Я смогу…

-Ключик, ключиком, замочек.

-В суффиксе.

4. Первичное восприятие.

5 мин.

2б.

2 б.

        5. Физкультминутка

1-2 мин.

5 минут

3  б. + 1 б. за суффикс

1 б.

5 мин.

3 б. + 1 б. за выделение суффикса + 3 б. за проверочное слово

4.1. Работа по учебнику.

-Попробуем вспомнить  алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

-Давайте вернёмся к нашему стихотворению и вспомним, в каких словах какой суффикс написать.

-Выстройте доказательство.

Используя правило, приступим к выполнению упражнения 242. Прочитайте задание. На какие группы можно разделить все слова. Запишите их в тетрадь  в два столбика, выделив суффикс.

Проверьте в группах. Выступающий от группы.

Задайте вопросы по карточке №2.  

4.2. Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Я раздам вам карточки со словами. Ваша задача: найти ошибки, исправить их и доказать правильность своих суждений. Не забудьте написать рядом с проверяемым словом проверочное и выделить суффиксы. Работайте прямо на карточках. Индивидуальный труд. Проверка в парах.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

Когда ваша пара выполнит задание, дружно поднимите руки.

-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

  1. Изменить форму слова.
  2. Посмотреть выпадает гласная или нет.
  3. Если гласная   не выпадает  суффикс  -ИК, если выпадает –ЕК( Е-беглая)

Ключик, изменяем форму слова - ключики, гласная не пропала, значит пишем сууикс –ик-.

Замочек, изменяем форму слова – замочки, гласная пропала, значит пишем суффикс –ек-

        

Коврик                                   замочек

прутик                                    клубочек

лучик                                  барашек

ключик                                    веночек

        кармашек

        внучек

Выписывает столбики, выделяет суффиксы, повторяет правило.

Кармашек (кармашка), слоник (слоники), хвостик (хвостика), лучик (лучики), кузнечик (кузнечика), мячик (мячика), вечерочек (вечерочка), орешек (орешки).

6. Работа по теме урока.

3 мин.

3 б. +1 б. за выделение суффикса

6.1. Самостоятельная работа.

-Хорошо! Сейчас мы проведем небольшой диктант, чтобы проверить, все ли вы хорошо усвоили. Я буду вам диктовать слова, а вы должны правильно записать буквы в карточку.  Начинаем!

-Теперь посмотрите на экране на ключ к заданию. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу.

(на слайде): 1-2 ошибки – отметка 4; 3-4 ошибки – отметка 3; 5 и более – отметка 2.

-На полях поставьте отметку карандашом.

1. носоч…к,

2. чулоч..к

3.  ёж…к

4.клубоч…к

5. ключ...к

6. ковр…к


1

2

3

4

5

6

е

е

и

е

и

и

7. Подведение итогов урока.

1-2 мин.

-Сейчас подведём итоги

На уроке:

-Я узнал

-Я научился

- Мне понравилось

-Я затруднялся

-Моё настроение

8. Домашнее задание.

1-2 мин.

-А сейчас откройте дневник и запишите домашнее задание (на доске).

Дифференцированная карточка

Открывают дневник, записывают домашнее задание.

9. Рефлексия деятельности.

1мин.

-Ребята, вы сегодня так хорошо поработали! Посчитайте свои баллы. Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка. Девиз нашего урока: Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Словарная работа пригород интересный восемь килограмм грамм

Слайд 4

пригород интересный

Слайд 5

У Буратино в сказке Есть ключ…к золотой. Откроет этим ключ…ком Замоч …к нам с тобой.

Слайд 6

Я научусь… Я пойму… Я смогу…

Слайд 7

Алгоритм: Изменить форму слова. Посмотреть выпадает гласная или нет. Если гласная не выпадает суффикс - ИК , если выпадает –ЕК( Е- беглая )

Слайд 8

У Буратино в сказке Есть ключ…к золотой. Откроет этим ключ…ком Замоч …к нам с тобой.

Слайд 10

Работа с учебником -ИК- -ЕК-

Слайд 11

Исправьте ошибки кармашик ( ) слоник ( ) хвостек ( ) лучик ( ) кузнечек ( )

Слайд 12

1 2 3 4 5 е е и е и

Слайд 14

« Легкое »- вставьте гласную, выделите суффикс. Нос.к , щеноч.к , чулоч.к , рот.к , кружоч.к , носоч.к , кусоч.к . «Средней сложности» – образуйте однокоренные слова используя суффиксы – ик -, - ек -. Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют . «Сложное»- выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока. Пон е сла Красная Шапо.ка бабушке пир.жок и горшоч.к масла. Тр . пинка спускалась в овраж . к . Выр.с на гря . ке ду-шистый горош . к . На голубой к.локольч . к прыгнул зелёный кузнеч . к . На цветах сидели бабоч.ки . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок 3 класс Канакина

Конспект  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок Канакина УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе по теме "Правописание суффиксов и приставок"

Данная технологическая карта предназначена для урока русского языка по УМК "Школа России". С целью решения частных задач, так же организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осозн...

Правописание суффиксов и приставок

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах....

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок.

3 классТема: Правописание суффиксов и приставок.Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)Цель урока: создать условия для формирования  ранее полу­ченных знаний ...

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...