Доклад на тему "Применение метода тематического тестирования на уроках русского языка»"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Скороходова Светлана Павловна

В докладе рассматривается метод тематическоготестирования на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Применение метода тематического тестирования на уроках русского языка»

       Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных          предметов. Он нужен всем, всегда и везде.

Изменения, происходящие в системе образования России, выдвинули новые требования к уровню, содержанию и качеству подготовки учащихся по русскому языку, к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них  и, как следствие этого, к качеству контроля в целом и к проверке и оценке результатов обучения в частности. Контроль означает выявление, измерение, оценивание знаний и умений обучаемых. Выявление и измерение - это проверка. Поэтому проверка входит в объём понятия контроль знаний и умений.

В современном процессе обучения широкое распространение получили нетрадиционные (инновационные) для отечественного образования методы, формы, средства обучения и контроля. К ним можно отнести  тесты. Под  тестом понимается система тестовых заданий, имеющих специфическую организацию и создаваемых с целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения. Тест как форма контроля позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами.

Тестовые задания. Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. Тест рассматривается как  некий  «измерительный прибор»,  который  должен отвечать следующим требованиям:

-надежность  (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);

-валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);

-объективность (независимость проверки  и оценки знаний от личности преподавателя).

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Одним из первых критериев оценивания должен быть объем учебного материала. В тестовых опросах эта проблема решается относительно неплохо. Каждый балл в пятибалльной системы равен 20 процентам.

Соответственно: 0-20% объема -1 балл, 20-40%-2 балла, 40-60%-3 балла, 60-80%-4 балла, 80-100% объема учебного материала,    воспроизведенного   правильно,  -5 баллов. Интерпретируются в пользу ученика. Поэтому 20% - это 2 балла, 40-3 балла, 60-4 балла, 80-5 баллов.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, большом охвате учащихся.

Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ЕГЭ.

Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Может. Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу

Недостатки:

Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет;

К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

В своём классе, начиная с пятого класса, я ввела в практику использования данного вида опроса.

Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.

 Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности .

При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:

Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

Однозначность. Задание должно иметь единственный правильность ответ-эталон.

Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют  несколько функций.

Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным государственным стандартам.

Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их ка чества (точность, полнота, осознанность, от сутствие пробелов, ошибок). Тесты совершенствуют умения младших школьников применять знания в стандартных и нестан дартных ситуациях, выбирать рациональные способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информа ции. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру.

Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление адекватной самооценки, снижение тревожности.

Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность и обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижении, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его педагогической деятельности.

Тесты предполагают владение пользователем определенным объемом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возмож ности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Тестирование также помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.

Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

На уроках русского языка использую  следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

  • Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу

 Результаты проверки тестов анализируются мною и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы, что позволяет  внести необходимые коррективы в
процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок учащимися.

Тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания, а следовательно, инновационный метод обучения и контроля. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу, кроме диктантов и изложений , можно проводить в форме тестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Словарно -орфографическая работа на уроках русского языка в классах первой ступени"

    Цель моих методических рекомендаций -  раскрыть современные подходы к формированию навыка правописания слов из орфографического словаря, обобщить свой  опыт работы ...

Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка

Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир)....

Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка

Технология развития критического мышления  помогает эффективно формировать УУД, так как в  основе  стратегии технологии критического мышления –  нацеленность  на  развити...

Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...

Доклад Выступление на ШМО «Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»

ДокладВыступление на ШМО«Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»...

Доклад «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ »

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной  цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать...

Доклад на тему:" Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В докладе описываются виды упражнений и приёмы для развития орфографической зоркости....