Мои разработки
календарно-тематическое планирование по теме

Кучерявых Елена Семеновна

Данные уроки  и выступления помогут учителю подготовиться к  работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа».

Цель: Формирование умения различать окончания имен

прилагательных женского рода, правильно их писать,

развивать навыки грамотного письма,

творческие способности, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки с текстом, картина с изображением зимнего леса, Большой энциклопедический словарь, тесты.

                                      Ход урока.

1 Проверка домашнего задания.                                                        

2. Поэтическая пятиминутка

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева о зиме.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

-  Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

-  С помощью, каких слов описывает Тютчев зиму?

-   Какие это части речи?

3. Постановка темы и целей урока

-- Сегодня на уроке мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные. Одновременно с этим мы будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных единственного числа.

4. Чистописание

-  Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут вот так.

ы и ы и                                                                                                                                                                                  ая яя ий ый                                                                                                                                                                  ой ое ее  

– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.

5. Словарная работа

-- Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

-  Что она напоминает?

 - Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

 - Объясните свои действия.

 На доске 4 карточки с записью слов "обл..ко", "ин..й", "пр..рода", "св...ркающий".

--К какой группе слов можно отнести эти слова?  

– Составьте словосочетания, используя словарные слова, чтобы прилагательное сверкающий сочеталось с каждым существительным,

 определите род и число имен прилагательных.

  --  А как вы представляете себе сверкающий иней!

  В Большом энциклопедическом словаре написано: «Иней — тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах». А рых¬лые снегообразные кристаллы льда, нараста¬ющие на ветвях деревьев, проводах, называ¬ются изморозью.   Но людям почему-то больше нравит¬ся слово иней, даже поэты употребляют его для описания красоты зимних деревьев.

6.   Письмо по памяти.

   Как можно назвать лес,  в котором на земле снег, на деревьях изморозь или иней?

                       (заснеженный)

Волк в заснеженном л…су

Встретил рыж.. л…су.

-- Что заметили в словах с пропущенными буквами?

   Такие слова называются  омофоны.  Греческий корень фон  обозначает звук.

7. Физкультминутка. ( Для глаз)

8. Работа по редактированию текста.

 Мы продолжаем путешествовать по зимнему   лесу.

На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.

Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.

– Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков.

--  Какой это текст: описание или повествование?

-- Чего не хватает в тексте-описании?  

 -- Давайте отредактируем текст.

– А теперь придумайте название тексту.

 ( Зимний лес.  Утро в лесу. Лесная поляна.)

При написании текста вам поможет таблица на странице 16.

Как можно проверить безударное падежное окончание имен прилагательных?

-- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности.  

На доске:

1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.

3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные.

9. Физкультминутка.

10.Работа с учебником.

     Упр.18. Запишите предложение, в котором говориться о том, когда и на чём катались дети? Разберите его по членам предложения и по частям речи, у имён прилагательных и существительных определите род, число и падеж.

11.  Обобщение знаний об имени прилагательном

 --Что обозначают имена прилагательные?  

 -- Какими членами предложения являются имена прилагательные?

 -- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

 -- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

 -- Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

12.  Итог урока.

 -- Что учились делать на уроке?

13. Домашнее задание.

   Упражнение 19.



Предварительный просмотр:

ТЕМА:        Ь – показатель мягкости согласного звука. Письмо слов с Ь.

ЦЕЛИ:        Познакомить детей с буквой M – показателем мягкости согласного звука.

        Тренироваться в письме слов с Ь. Формировать навыки чтения:- беглость;                                - правильность. - выразительность.         Добиваясь осознания детьми того, что Ь не обозначает звука.         Развивать фонематический слух, каллиграфические навыки, память, речь, мышление, внимание.         Воспитывать любовь к природе, к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:        лента букв, вырезанные снежинки, бумажный чемоданчик, таблицы для чтения и др.

                                                               ХОД        УРОКА.

I.        Оргмомент.

Закройте глаза. Представьте, вы идете по улице. Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Светит веселое зимнее солнышко. Подул ветерок, с деревьев полетели хлопья снега и падают нам на шапку, нос, щечки. Давайте стряхнем капельки с лица и улыбнемся первому снегу, красавице зиме. С таким хорошим настроением начнем урок.

II.        Речевая разминка.

1.        Продолжи предложение:

- Речь бывает… (письменная и устная).

- Наша речь состоит… (из предложений).

- Звуки бывают… (гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие).

2.        Поэтическая минутка (Проговаривание хором изученных стихотворений о зиме).

3.        Какое сейчас время года? Без чего не бывает зимы? (без снега)

Выросли снежинки и полетели к земле, а родились они в облаке высоко-высоко. Легко кружатся снежинки и падают, падают на землю.

        Несколько снежинок залетели в класс и упали на доску, закрыв буквы. Попробуйте по элементам определить буквы.

                        А        О        У        Я        Б

4.        У меня в руках чемодан. В нем что-то лежит. А что, вы узнаете, разгадав анаграммы. Какое слово лишнее? Почему?

Фтако                        кофта

Рафш                        шарф

Капаш                        шапка

Гипоса                        сапоги

III.        Работа над новой темой.

1. Отгадайте загадку:                Спят или купаются

                                                Все не разуваются.

                                                Целый день на ножках

                                                Красные сапожки. (Гуси)

Составьте слого-звуковую схему слова (дети на местах, 1 ученик  - с объяснением у доски).

Измените слово так, чтобы оно обозначало один предмет (ед.ч.). Гусь. Попробуем составить схему.

        Почему звук [c ] мягкий?

Не догадались, какая тема урока?

M – показатель мягкости согласно звука.

2. Есть такая буква Ь. Она пишется для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука, но никак не произносится.

3. Поэтическая минутка (хоровое заучивание стихотворения)

        Мягкий знак – хитрый знак,

        Не сказать его никак

        Он не произносится,

        Но в слово часто просится.

                        Почему у дома угол

                        Превратился сразу в уголь

                        Без пожара просто так?

                        Это сделал мягкий знак.

Как вы думаете: Ь – гласный или согласный?

Раз этот звук не произносится, он не может быть ни гласным, ни согласным. Нет такого звука, есть буква Ь.

4.        Рассмотрите, на что похожа буква?

Ответы детей.

        Нарисуем мягкий знак

        Нежно, капелькой, вот так.

        Букву капелька смягчит,

        Слово мягко прозвучит.

(показ рисунка)

На краю стола из наждачной бумаги вырезана буква. Закройте глаза, пальчиком проведите по букве – запомните очертание. Напечатайте букву.

5.        а) Сравните, одинаково ли выглядят печатная и письменная буква?

- Что заметили? (нет прописной)

- Из каких элементов состоит буква?

        Пальчиковая гимнастика.

Откройте пропись.

Посадка детей.

б) Показ письма буквы учителем с объяснением. Дети 2-3 раза пишут в воздухе.

Посчитаем, сколько букв в слове гусь?

А звуков?

Вывод: В словах с M букв больше, чем звуков.

6.        А сейчас поиграем.

«Поймайте» слова с Ь:

конь, лось, соль, дети, коньки, окно, день, стол

IV.        Физминутка.

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

V.        1) А теперь повернитесь налево:

Чтение по кругу (слова на шкафу)

Лось                зорька

Тень                полька

Пень                банька

Лень

Кто знает, что обозначает слово «полька».

Составьте предложение с любым из этих слов.

Сосчитайте, сколько букв в слове «банька», а звуков?

        2) Работа по учебнику (с.135)

Первые два слова читают девочки хором, вторые – мальчики.

        ГО ЛУ БИ

        ГО ЛУ БЬ

        ЛЕ БЕ ДИ

        ЛЕ БЕ ДЬ

- Как одним словом назвать слова? (птицы)

- Остаются или улетают в теплые края эти птицы? Почему улетают? Чем мы люди, можем помочь птицам?

Найдите в прописи слова голуби, лебеди, гуси.

Измените их так, чтобы на конце стоял Ь.

Запишите слова. (Учитель обращает внимание на соединения букв).

3) – Ребята, вспомните, а как ведут себя разные звери зимой (например: медведь, волк, белка).

Ответы детей.

Еще об  одном из лесных жителей мы сегодня прочитаем.

а) один ученик дома готовил выразительное чтение.

- О ком прочитали рассказ?

б) чтение «по цепочке».

Найдите предложение, в котором написано, чем питается лось. Зачитайте его.

в) чтение «Мне на ушко»

Читаем текст, выполняем задание:

1 группа – подчеркиваем слова, обозначающие действия предметов;

2 группа – подчеркивает слова с мягким знаком.

Проверка.

4) Запись слов лось, соль. Внимательно посмотрим на слова, что интересное заметили? (одни и те же буквы)

        Запись предложения. В лесу лось.

VI.        1) Развитие памяти и внимания.

Учитель читает сказку – дети запоминают слова с мягким знаком.

             2) Чтение текста с. 136 (читает учитель)

- Как вы понимаете слово «ударили»?

- Какое еще может быть значение у этого слова? (Ударили морозы).

                Жужжащее чтение.

             3) Чтение с соблюдением заданного ритма. Беседа по содержанию.

- Представьте, что вы встретились с Колей. Что бы вы ему сказали?

                Прочитайте поговорку: Ноябрь – ворота зимы

                Объясните её смысл.

Запишите ее в тетрадь, превращая печатные печатные буквы в письменные.

            4) Развитие интереса к родному языку

        Мягкий знак, мягкий знак

        Без него нельзя никак.

        Вместо шесть получим шест,

        Вместо есть напишем ест.

        Станут пенками пеньки,

        Уголками – угольки,

        Банька в банку превратится.

        Вот что может получится

        Если будем забывать

        Мягкий знак в словах писать.

(Подчеркнутые слова выписаны на доске)

        5) Придумайте слова с M к теме «Зима».

Запись слов: метель, коньки, снегирь, пальто.

Распространение предложения: Купил коньки.

VII.        Итог урока.

VIII.        Анализ работы класса.



Предварительный просмотр:

  Тема: «Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах».   

    Цели:

  1. развитие умения распознать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
  2. формирование умения находить проверочное слово путем изменения формы слова и подбора родственных слов ;
  3. развитие речи учащихся, расширение кругозора на тему : «Лесные
    животные»;
  4. развитие умения правильно пользоваться этикетными  
    выражениями в ситуации обращения за помощью.

Оборудование:

маски лесных животных, плакаты со словарными словами, учебник «Русский язык-2»  

Ход урока.

  1. Я рада видеть ваши искрящиеся глаза, пытливые взгляды готовые к работе.
  2. Сегодня у нас гости! Поприветствуем их !

  1. Садитесь!

Мы совершим сейчас, заочную экскурсию в зимний лес и будем тренироваться в правописании безударных гласных.

           Словарная работа.

   •        Кто живет в лесу? Прочитаем ответы на этих плакатах, четко
выделяя ударный слог . (Дети читают хором.)

заяц

   белка        медведь         волк        лисица

  1. Кто из этих зверей самый крупный и сильный? (медведь)
  2. Да, молодцы! В этот зимний морозный денек мы не встретимся с
    ним. Почему? (Он спит в своей берлоге.)

         •        Правильно! И мишке было бы приятно узнать, что все ребята
           нашего  класса знают почему его так называют.

•        Произнесем правильно слово:

медведь

•        Что же оно означает: вслушайтесь мед  ведь.

Каково значение этого слова ? (Мед ведующий, т.е. знающий, где мед).

•        Пожалуйста, запишите:

18 декабря. Классная работа.                                                            это слово Медведь-                                                    

Рядом запишите транскрипцию  

                                                 

•        Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный? Произнесите с
ударением.  Молодцы!

Отработка материала по теме «Безударные гласные».

•        Итак, мы отправляемся ! А чтобы не боялись нас звери, давайте
маски наденем, дети надевают маски лесных животных).

Работа над правилом.

•        Что это за сугроб? А рядом лежит записка ! Загадка. Может,
отгадав ее, мы узнаем , кто здесь прячется!

Кто в лесу глухом живет Неуклюжий, косолапый ?.. Летом ест клубнику, мед, А зимой сосет он лапу!     (Медведь)

•        Ребята , а он для вас напутствие оставил:

«Чтобы путешествовать дружно, Правило о безударных знать нужно.»

•        Знаем такое правило ? (Да!)
Дети хором:

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно.             А в письме какая буква ?             Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

•        Но помните, что не всегда проверяются гласные ударением. Когда
это сделать нельзя , правописание слов запоминают. Вот эти
написания запомнить нужно;        заяц        медведь

Развитие умений проверить орфограмму, учитывая лексическое значение.

  Ух ты, какая нора! И плакат рядом. Сразу видно, что здесь хитрый зверь: по-хитрому слова написаны (на одном месте две буквы):

     о

Прашу не беспокоить,                        

                                                               

    е                                        

 Лиса

                                                                                                                            Давайте, исправим запись, ребята! Помните, что при проверке нужно учитывать значение слова.    Лиса (животное - проверочное слово лисы, а если бы проверочное слово «лес», то получили бы леса- с большими деревьями).

Подбор слов на изучаемое правило. Проверка с помощью изменения формы слова.

 Откуда этот орешек взялся ?Да там белочка прячется. Белочки - хорошие хозяйки, они запасаются кормом на всю зиму. В  скорлупке записка: «Выполни задание -кроссворд».    У вас в тетрадях тоже есть кроссворд. Давайте заполним его, отгадывая загадки.

в

о

л

н

а

г

н

е

з

д

о

з

в

о

н

о

к

р

е

к

а

 1. По морю идёт. идёт,

А до берега дойдёт-

Тут и пропадёт

•        Стоп! Есть препятствие! (Мы можем, допустить в написании
этого слова ошибку :   в а л н а ,но ставим букву в сильную
позицию-   проверочное слово – волны).

Такая же работа проводится с каждой отгадкой.

2.Без рук, без топоренка        З.Невзрачен ,кругл и невелик,
Построена избенка.        У дверей он жить привык.

4.Течет, течет - не вытечет.        Чуть нажмешь- поднимет крик.

Бежит, бежит- не выбежит.         Все поймут его язык.

•        Проверяя безударную, мы что делали ? (Изменяли форму слога.)
Проверка с помощью подбора родственных слов.

•        Мы продолжаем путешествовать по зимнему лесу. Вот зайка
притаился под кустом. Трудно ему зимой. Почему? (И корм надо искать, и от волка скрываться. Он его очень боится.)

Не г. р юй, милый 3. йчонок ! Мы поможем найти всех те .их р. дных.

•        Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, а для проверки
подберите родственные слова. (Взаимопроверка по образцу на
доске.)

•        Скажите ребята, почему в одних случаях говорим белка ,заяц, а
в других - белочка, зайчонок ? ( Словом можно выразить свое
отношение.  В данном случае дружелюбие «нежность.)

Физминутка.

•        Куда же мы забрели, как нам возвратиться домой ?! Смотрите,
а впереди стая волков. Обращаю ваше внимание на ударение :

стая  волков

•        Произнесите:

  1. ряд - тихо ( с испугом)        ,
  2. ряд - стая волков ( с испугом и удивлением, ударение на сТпая),
  3. ряд - стая волков ( с испугом и удивлением, ударение на волков}

•        Волки зимой опасные. Голод и холод донимают их. Но мы поэтому
вежливо попросим не задерживать нас. Перед вами 3 варианта обра щения. Какой вы выберите ? На правильном ответе будет
конвертик.

Волки мы заблудились, устали, помогите нам Вернуться домой.

 Уважаемые волки! Мы заблудились
и попали к вам. Извините за беспокойство.
Подскажите, пожалуйста, как нам
        
добраться домой.

Волки, мы устали, проводите нас домой.

  1. Вы правы , начинать разговор нужно с извинений за то,
    что по беспокоили.
  2. А вот и конверт. Что же волки нам предлагают ?
    Упражнение 235 из учебника . ( Работа над деформированным
    текстом и отработка орфографической зоркости.)

Истина ...    Книга твой друг и помощник Ее ты всегда береги.

Предупредительное письмо ( выполняют самостоятельно ,

предварительно  разобрав).

Составление предложений.

• Ну вот мы и вернулись домой , снимите свои маски и подумайте, что пожелаете лесным обитателям в канун Нового года.

Волку...        !        советуем не дрожать.

 

Белочке...        !        сосать спокойно лапу.

 

Лисе...        !        нужно смелее прыгать с

         ветки на ветку.

Зайчику...        !        глубокую нору.

 

Медведю...        !        желаем быть добрее.

•        А вам я желаю не забывать:

Если буква гласная вызвала сомнение

Вы ее как можно быстрее поставьте под ударение.

  1. Урок закончен!
  2. Спасибо за урок !
  3. С Новым годом Вас !



Предварительный просмотр:

                            Духовные основы семейного воспитания.

                                                                                                     

                                                                               “Растите детей своих в добродетели,                

                                                                                только одна она и может дать счастье”.                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                  Бетховен.

           Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:

“Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.

          Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой.   

 Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

          Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое специально подготовленными людьми воздействие на личность ребенка с целью ее развития.

         По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей .

         Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи.

         Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания.    Недополучивший родительской любви ребенок  часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

        Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

         Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива. Общая цель всех членов семьи    ( и в первую очередь матери, отца) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только  о  себе,  своем  благополучии,  удобстве,  но  и   о   других.   Важны   при   этом

взаимопомощь, совместный труд и отдых.
        « Каким   будет   наш   ребенок?»  -  этот  вопрос  по-особому  волнует      молодых родителей,  ожидающих   ребенка.   Кто  будет:  мальчик  или  девочка?    Здоровым   ли родится  ребенок?  Какой  у  него  будет цвет волос, какие глаза? И, конечно, родителям очень  хочется,  чтобы  их  ребенок  был  красивым.  Ожидание  ребенка   одновременно выдвигает  перед  родителями  и многие проблемы, так как каким быть ребенку зависит главным образом от воспитания.
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом – вот что играет определенную роль в воспитании. Характер   человека   образуется   «в  потоке   мира»  (по   выражению   Гете),  т.  е.    на протяжении  всей  жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские годы

в   семье.   И все-таки  для   ребенка    на  любой  ступени  его  развития  семья  является значительнейшей  частью  его  мира.  Для подрастающего человека в делах и словах его родителей  отражается  мир,  лежащий  вне  семьи. Например, он с ранних лет начинает воспринимать  как  родители,  бабушка  с  дедушкой,  другие родственники и знакомые судят об общественно-политических событиях, о проблемах духовной жизни,  бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних. Требования, предъявляемые

к жизни  родителями,  и форма,  в  какой  эти  требования осуществляются,  выбор слов, организация  в  семье  досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры   об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в   памяти, приобретает  для  ребенка   особое значение  именно  потому,  что  он  услышал  это   от людей,  которым доверяет.
Будет    ли    ребенок     развиваться   в    соответствии   с   воспитательными   целями   и представлениями  родителей – в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров,  от  их  стремления осмысленно организовывать жизнь в семье.  Каким быть ребенку -  это  в    первую  очередь  решают  родители,  правда,   не   одни,   а   в   тесном сотрудничестве с  другими  воспитательными  силами  в  обществе.    И  тот,   кто   хочет воспитывать,  должен  знать,  для  чего  и  как  он  должен это делать – ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками.   Прекрасный образ,  в    котором   родители   воплощают  мечты  о   будущем  своих   детей,  образ    человека безукоризненной   нравственности   и   образованности,  может  быть воплощен в  жизнь только  целенаправленной  воспитательной  работой  самих  родителей.
        Атмосфера  сердечной  привязанности,  чуткости,  заботы  друг  о  друге  оказывает сильнейшее  влияние  на  детскую  психику,  выступает  в качестве первичной школы его социальных  чувств,  в  том  числе  и таких,  как чувство гуманизма,  милосердия.   Иным родителям    вся   детская   жизнь,  за  исключением   учебы,   не   представляется   чем-то серьезным.  Они  не  учитывают,  что  нормы общественного поведения вырабатываются именно в этой, не заслуживающей внимания сфере их жизни.  
        При   духовном  контакте  и   взаимной  поддержке  членов  семьи   домашний  труд превращается  в  «моющее средство»  нравственного  воспитания.  Уютный,  ухоженный дом,  отвечающий  вкусам  и  представлениям  их  хозяев, хорошо организованный быт и режим    жизни    семьи     –     все     это     как    нельзя   лучше    формирует   спокойную доброжелательную  атмосферу,  способствует  созданию  психологического  комфорта  в семье.  Чтобы вырастить детей рачительными,  умелыми, заботливыми хозяевами  своего дома,  отцу  и  матери  следует  воспитывать  в  ребенке  интерес,  творческий  подход   к домашнему  труду,  доказывая,  что  любая домашняя работа предоставляет возможность проявить  способности.  Такой  подход к  домашнему  труду наполняет быт семьи новым содержанием,  превращая    его   сферу  насыщенного   духовного   общения,  сплачивает семейный коллектив.
И   в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в  коллективе  постоянно оцениваются с   нравственной стороны.  Но  отношение  разных детей   к   нравственным   нормам    и   требованиям   зависит   от   многих   особенностей внутреннего   облика   ребенка:   какие    мотивы   поведения    действуют    реально,   как складывается  направленность  его  личности,  насколько  он умеет видеть нравственную сторону  взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.
      В зависимости  от всего этого школьник может по-разному воспринимать как  смысл различных   предъявляемых   взрослым   требованиям,   так   и   смысл   своих   и   чужих поступков.  Самое  главное,  чтобы  все  требования   были   по   отношению   к   ребенку справедливы.    
Несправедливость,  допущенная по отношению к детям требует, как и в других  случаях, чтобы  взрослый  немедленно  извинился.   Чтобы   не   допускать   несправедливости  по отношению  к  детям,  рекомендуется не спешить с произнесением оценки или суждения в  адрес  ребенка . Чтобы  быть  справедливым,  надо  уметь размышлять и уметь любить детей.  Двух  этих    качеств    родителей    достаточно,  чтобы  не    нарушать   принципа справедливости  по  отношению  к  детям.

         Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального аспекта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда способностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитанием, особенно в первые годы жизни человека.  

          Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры  поведения,  взглядов  и устремлений.

          От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания.  



Предварительный просмотр:

    Тема: «Развитие творческих способностей на уроках русского языка»

     «Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчётное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребёнку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным» (К.Д.Ушинский).

     У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

     На уроке русского языка весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

       Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Усвоение языка и развитие речи ребёнка можно рассматривать только в их неразрывном единстве с процессом мышления, который носит творческий характер. Процесс обучения при реализации подходов интеграции на уроках родного языка схематично можно представить следующим образом:

      РЕЧЬ – МЫСЛЬ - ПОЗНАНИЕ

Развитие речи и развитие мышления – единый процесс, который связан с познанием окружающего мира и своего внутреннего Я.

   Развитию творческих качеств личности способствует сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычна и богата детская фантазия, воображение,  потребность выдумывать  и сочинять. Почему бы это не использовать в учебном процессе?  

Главная моя задача – учить детей доказывать, спорить, иметь своё мнение и отстаивать его, находить аргументы, то есть – научить думать вслух, говорить.

Много лет работая с шестилетками, я убедилась в том, что на уроке может и должна царить радость сотворчества. Каждому ребёнку необходимо дать почувствовать, что он единственный в своём роде, что он способен и может творить не хуже других, просто по-другому. В этом содержатся большие возможности, как для обучения, так и для развития индивидуальности каждой личности.

Из опыта знаю, что если предложить детям что-то необычное, новое, они раскрепощаются, становятся целеустремлёнными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль: применять нестандартные, необычные приёмы обучения.

     Конечно, начало работы происходит через знакомство с детьми, изучение их особенностей и интересов. И поэтому на первых уроках в класс приходит Почемучка с большой сумкой почтальона, из которой я вынимаю письмо и зачитываю первоклассникам:

        « Здравствуй, первоклассник!

        Как ты живёшь? Что делаешь после школы?

        Расскажи о своём любимом занятии.

        Нарисуй или напиши мне об этом.

        Почемучка».

У всех детей это письмо вызывает большой интерес, поэтому каждый день в сумку Почемучки опускаются конверты, свёртки, записки и фотографии. Так состоялось знакомство: я узнала много о том, как живут дети, что делают, чем интересуются.

     Один из уроков посвящаю чтению писем. Ученики по желанию рассказывают о себе, показывают рисунки, фотографии. Много интересного узнают они друг о друге, учатся слушать товарищей. Так непринуждённо начинается путешествие по странам  «Звуков и букв», «Слов и предложений».

В первом классе ставлю перед собой две задачи: 1) необходимость исправления недостатков речевого произношения; 2) использование возможностей урока для развития речевой деятельности детей.

        При решении первой задачи выделяю четыре направления:

а) воспитание звуковой культуры речи;

б) уточнение словарного запаса;

в) выявление уровня сформированности фразовой речи;

г) совершенствование речевого общения.

Для воспитания звуковой культуры речи использую:

- развитие правильного звукопроизношения, чему способствуют чистоговорки;

- отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры- инсценировки;

- корректировка темпа речи, где применяю скороговорки;

          - достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений. «В этом возрасте я советую разучивать стихотворения не иначе, как в классе» ( К.Д.Ушинский). На каждом уроке провожу речевую                                           

разминку в виде «Поэтической минутки». Стихотворное произведение ввожу посредством  сказочного персонажа из Цветочного города – поэта Цветика.                                                                              

Дети с нетерпением ждут встречи с новым произведением, сами ищут в книгах смешные, интересные для заучивания стихи, приносят в класс. Первоклассники слушают живое слово учителя, грамзапись, заучивают стихи наизусть. К концу первого года обучения они успевают выучить до  40 стихотворений. Мои ученики любят декламировать, желающих поучаствовать в конкурсах, всегда достаточно. Систематическая работа развивает у младших школьников познавательный интерес к поэзии, формирует навыки выразительности, задевает тонкие струны души, воспитывает вкус к творчеству, реализует принципы нравственного воспитания.

     Уже на первых уроках обучения грамоте стараюсь учить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, развивать наблюдательность и фантазию.

    Для существенного увеличения интеллектуального развития  обучающихся применяю комплекс интеллектуально- лингвистических упражнений. Практический опыт показал однозначный результат: возросший интерес обучающихся к русскому языку, проявление положительных эмоций при выполнении данных упражнений, обеспечение высокой активности учеников, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, существенный рост их орфографической грамотности. Приведу примеры некоторых из них.

        1.Тема «Ударные и безударные гласные»

Внимательно прочитайте пары слов, постарайтесь их запомнить. Через 1-1,5 мин после предъявления закрываю второе слово каждой пары. Ориентируясь на первое слово, дети пишут слова второго столбика, подбирают к ним проверочные, подчеркивают орфограммы.

МОСТ             Р…КА

ШУМ               В…ДА

ЛЕС                  ГР…БЫ

ГВОЗДЬ           Д…СКА

                                        

При последующем использовании данного вида упражнений постепенно увеличиваю количество пар при неизменном времени их предъявления: в 1 классе беру 4-6; во 2 классе – 6-8; в 3 классе- 8-12; в 4 классе -12-15 .

    Решение кроссвордов, ребусов часто использую как разминку, отдых после серьёзного обсуждения, анализа текста или изучения нового материала. Эта работа обогащает речь детей, учит их формулировать лексическое значение слова, а перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что косвенно влияет на усвоение орфографии, словообразования, морфемики.  

        

100  л                   смо  3

Начинаю с несложных, коротких ребусов. Затем беру более сложные случаи, когда буквы или рисунки предметов находятся над, под, перед, в, с  другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Такого рода задания требуют от ребёнка подбора синонимов, перебора грамматических вариантов, что способствует формированию нешаблонного, творческого мышления.

           Интересен и полезен приём развития мышления и речи в игре – отгадывание и сочинение загадок. В 1 классе использую наиболее лёгкие для отгадывания, знакомые загадки. Их широко применяю на уроках русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, труда. Загадки собрала по темам: животные, птицы, растения, инструменты, предметы быта, явления природы, одежда и обувь, грибы, техника, письменные принадлежности, профессии, времена года. Такие подборки помогают мне готовиться к урокам: легко можно найти нужную загадку.

        Со 2 класса загадки подбираю сложнее, большинство детей их отгадать затрудняется. Начинаю обучать отгадыванию. Провожу подготовительные упражнения: показываю предметы или рисунки и прошу подумать, на что они похожи (пенал – коробок, ластик – жвачка, Земля – шар, змея – ремень и т. д.) Сначала бывают примитивные варианты, детям трудно подобрать название по ассоциации, поэтому на урок беру 1-2 слова. Второй этап – придумывание загадок (в прозе). Предметы спрятаны в чёрном ящике, ученик описывает предмет, не называя его: «Длинный, твёрдый, холодный, (смотрит) зелёный, гладкий, съедобный.» Весь класс подключается к обсуждению. Что же это такое? (Огурец). Если подбор прилагательных не даёт полного представления о предмете, и дети затрудняются отгадать, то следующая характеристика описывает действие предмета: Что он делает? ( Растёт, созревает.) Такая работа хороша, как при изучении словарных слов, так и при закреплении различных орфограмм.

Организация словарно-орфографической работы предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Для этого составила таблицы-опоры с рядами синонимов, антонимов, собрала примеры наиболее употребительных фразеологических оборотов (подборки прилагаются).

   добрый         злой                правда - ложь

   сердечный        враждебный        вежливость - грубость

   внимательный        грубый        твёрдый – мягкий

   заботливый        жестокий        сухой - мокрый

   ласковый        равнодушный        горячий - холодный

   чуткий        безжалостный        белый - чёрный

          Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для развития творческой активности  обучающихся. Крылатые слова ( фразеологизмы ) так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

 «Русские пословицы имеют значение при первоначальном  ученьи отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова…По содержанию темы…важны…тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» (К. Д. Ушинский).

          Использование элементов устного народного творчества помогает открыть школьникам « глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о культуре. В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые для счастливой жизни человека качества. Ценнейший языковой материал выступает в качестве игры, но в то же время через него дети по-другому видят окружающий мир. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. При изучении родного языка широко применяю пословицы, которые распределены в следующие разделы: Родина. Трудолюбие, мастерство, орудия труда. Гостеприимство. Лень, нерадивость. Жадность, зависть. Хитрость, лицемерие, злость. Тщеславие, спесь, похвальба. Эгоизм, равнодушие. Упрямство, назойливость. Терпение, кротость, вежливость. Бережливость, мотовство, легкомыслие. Осторожность, торопливость. Смелость, трусость. Ум, глупость. Богатство, бедность, голод.

              В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что современный школьник должен быть готов к творческой деятельности, должен обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без принуждения делиться своими переживаниями, развить потребность описывать красоту окружающей природы, человека, приобщить ребёнка к миру прекрасного. Чем раньше начнётся работа над сочинительством, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем развитии. Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражение его чувства, мысли, восприятие им описанного.

         Подготовку к формированию навыков сочинительства начинаю рано, с 1 класса. В этот период использую следующие приёмы работы над предложением:

- распространение;

- дополнение неоконченных предложений;

- изменение порядка слов;

- восстановление деформированного;                                                                                              

                    - составление предложения по аналогии;

- составление ответа на вопрос;

- увеличение количества слов в предложении.

Почти у всех детей сочинения вызывают трудности. Ребёнок не знает, с чего начать, как продолжить, чем закончить предложение, рассказ. Учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. Эта проблема с каждым классом усугубляется. Ставлю задачу перед собой: снять напряжение, сделать работу интересным занятием. Для этого придумала памятку- вопросник:  

        1. Что ты видишь?          

        2. Какой он? (размер, форма, цвет)

        3. Что он чувствует, думает?

        4. Как ты к нему относишься?

Памятку вывешиваю на доске. А теперь выбираю объект внимания. Сначала это будет игрушка (дети легко поверят в то, что она умеет говорить и чувствовать,  ведь они любят и верят в сказки), потом будет растение, вещь, предмет быта или средство передвижения: подснежник, тучка, капелька дождя, немытая чашка, срубленное дерево, старый автомобиль, весенний луч солнца, снежинка и т. д.

        Дети живут в мире сказок и фантазий. Использую игровой приём. В класс приходит письмо из леса (поля, реки, деревни, другого города) . И ребята пишут ответ зайцу, медведю, белке, золотой рыбке, мышке… Подбираю темы  интересные, понятные и близкие детям: «О чём шуршат осенние листья», «О чём мечтают деревья зимой», «О чём плачет сосулька», «Что я вижу из окна». Очень интересны сочинения о себе: «Мой любимый урок», «Почему я лучше всех», «Моё любимое занятие», «Мои родители», «Я учусь работать», «Мои игрушки» и т. д. Часто темами сочинений служат пословицы: « Ум – хорошо, а два – лучше», « Тёплое слово и в мороз согреет», « У сильного всегда бессильный виноват», « Друг познаётся в беде», « Семь раз отмерь. Один раз отрежь» и т. д.  Никогда не упрекаю детей в том, что что-то у них не получилось. Стараюсь в каждой работе найти интересное предложение, словосочетание, меткое слово. Ученики с большим интересом и удовольствием выполняют творческую работу и обсуждают написанное.

        С 1 класса знакомлю учеников с видами текстов.  Для наглядности и доступности детскому понятию составила памятку «Виды текстов».

                                         ВИДЫ     ТЕКСТОВ

ПОВЕСТВОВАНИЕ              ОПИСАНИЕ                       РАССУЖДЕНИЕ

Что произошло?                     Какай?                                Почему?

     

  МАМА.            МАМА.        МАМА.

С нами мама. Она спела        У моей мамы ласковые    Почему так говорят:

Песенку про котика. Нам          руки. У неё красивые      «При солнышке тепло,

весело.                                    глаза и длинные волосы.  при матери добро?»

                                                Моя мама лучшая.             Когда светит солнце,

        Всё живое на земле

        растёт и развивается.

        Так и с мамой. Она

        Рядом, нам весело и

                                                                                             радостно. Она всегда

        поможет, если будет

        трудно.

       

Важным моментом в формировании логичности высказываний являются приёмы работы над связностью текста. Известно, что связная речь характеризуется развёрнутостью, произвольностью, программированностью

( т. е. говорящий планирует каждое высказывание и текст в целом, определяет замысел, объём и характер высказывания, подбирает языковой материал). Поэтому своей задачей считаю: научить распределять внимание между содержанием и формой изложения; рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому) через умение вскрывать причинно- следственные отношения; выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное; строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.

          Для выполнения данных задач использую следующие виды работ:

- свободный диктант;

- членение текста на предложения, смысловые фразы, выделяя интонационно;

- построение полного объёма ответа или развёрнутого высказывания, его точное формулирование, использование предложений различного типа;

- дополнение предложения другим, логически связанным;

- составление высказывания по опорным словам, вопросам;

- придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета( дополнение сюжета, придумывание предложений о событиях, предшествующих или последующих изображённым);

- составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным или предложенным учителем;

- определение основной мысли текста, деление его на части, озаглавливание;

- воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу);

- пересказ, близкий к тексту, сжатый;

- ответ по плану;

- рисование словесной картины с использованием слов, объединённых ситуацией;

- нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу;

- дополнение части, которой не хватает в тексте.

            Понимаю, что гордость школе приносит ученик. Каким он будет,  зависит от учителей, может быть, в большей степени от учителя начальных классов, от того, как на каждой ступени обучения будут реализованы его возможности, эффективно ли будет прожито время обучения. Руководствуюсь словами К. Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены. Пытаюсь                           « разбудить» каждого ребёнка, дать возможность                                                            « расцвести» при соприкосновении с творчеством, почувствовать, что он умелый и талантливый, создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой ребёнок сможет познать себя и других.



Предварительный просмотр:

     ТЕСТЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.                                                           Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.                                                                  Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуально го разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий.                                                   Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.                                                                                                                         Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.                     Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости. Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающихся знаний нет. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.    Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.                                                                                                              Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их не обходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, до пущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.                               На своих уроках я использую следующие виды тестов:                                                                                        тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.                                                                                      Вставьте в правила пропущенные слова:                                                                                         Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .

Слагаемое

7

6

 

Уменьшаемое

 12 

      

 11 

Слагаемое

2

 

8

Вычитаемое

6

6

 

Сумма

      

 14 

 15 

Разность

 

7

4

тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений.   «Верю – не верю». 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.       выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов.                                                                         Ветер – это…
А) воздушная оболочка Земли
Б) движение воздуха
В) прибор для определения давления воздушных масс
Г) бурное ненастье с громом и молнией
                                                                    занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:   решение «круговых примеров» 

 раскрашивание рисунков в соответствии с заданием

Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.                                                                        Применение данного метода контроля  позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.



Предварительный просмотр:

                        Урок русского языка.

                                  2 класс.

Тема урока: «Правописание безударных гласных  в корне слова»

Цели: создать условия для усвоения правописания безударных гласных в корне  слова.

Задачи:

предметные:

- учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова; расширять у учащихся словарный запас; способствовать развитию орфографической зоркости, графического навыка и каллиграфического почерка учащихся, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Метапредметные:

- учить принимать и сохранять  учебную задачу;

- учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- учить договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

                                                   

Оборудование: карточки, презентация, иллюстрации.

                                           Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа

- Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради).

о а е я и                                      и я е а о  

Давайте эти буквы свяжем.   Что  у них общего?

 В л..су оп..дают жёлтые листья.

Как проверить безударный гласный в слове. Как называются слова, в которых в корне есть гласный, но проверить мы его не можем?

       IІI. Словарная работа.

  1. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок-получается прыжок. Воробей.
  2. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая.   Сорока.
  3. Окраска-сероватая, Повадкой-вороватая, Крикунья хрипловатая-Кто она?   Ворона
  4. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной   Медведь.
  5. По полю скачет ушки прячет. Встанет столбом-ушки торчком. Заяц
  6. Днём спит, ночью летает, людей пугает. Сова.

Все ли слова словарные?

IV. Работа по развитию речи.

Рассмотрите сову. Какие у неё глаза? Какое у неё оперение? Какие лапы? Какой клюв?                                                                                                                         В библиотеке в словаре вы должны были найти всё о сове.

Составление предложения о сове.

Сова живёт в лесу.  (Разбор) Сова-совы, лесу-лес.

V. Актуализация опорных знаний.

Сформулируйте тему урока. Что будем делать на уроке?

По ходу урока   ответим на вопросы. Что? Где? Как? Чем?

VI.   Работа по теме урока. Алгоритм

- Читаю слово

- Ставлю ударение

- Выделяю корень

- Подбираю проверочные слова

- Пишу гласную

Упражнение

VII.  Физкультминутка. Устная работа. (веерок)

VIII.  Работа в парах. Собери пословицу.                                                                               На языке м..док,  а  на сердце л..док.
Красна весна цв..тами, а осень пл..дами.
Апрель с в..дою –         а май с тр..вою.                                                                                             Книга поможет в труде,       выручит и в б...де.

Самостоятельная работа.  

1 гр. Вставь пропущенные буквы.

Пов_р,  гр_бной,     м_довый,   д_брота, п_ляна, цв_тной, тр__ва, р__ка.

2 гр. Составь из слов предложение, запиши.

П..ля, л..са, г..рода   через  Журавли    л..тели    Оценка (шкала)

Итог урока.   Что проверяем? Где? Как? Чем?

Сигнальные карточки.    

Закончи предложение.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...