Главные вкладки

    Методическая разработка (3,4 класс) по теме:
    Проект "Что в имени тебе моём"

    Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

    Во время работы над проектом учащиеся заполняютя анкеты, закомятся с проблемой, делятся на группы: "Знатоки антропонимики", "Социологи", "Литераторы". У каждой группы свое задание по теме проекта. Итоговый продукт - презентации учащихся.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Проект «Что в имени тебе моём…»
    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Затеченская основная общеобразовательная школа» Далматовского района Курганской области
    Федерягина Ольга Николаевна, учитель начальных классов
    Отгадайте загадку:Что тебе дано, а люди пользуются?
    Имя
    Александр Сергеевич Пушкин писал:Что в имени тебе моем?Оно умрет, как шум печальныйВолны, плеснувшей в берег дальний,Как звук ночной в лесу глухом… …Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я...
    Какую же тайну хранят наши имена?
    Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика И её раздел антропонимика(греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) В языке каждый звук оказываетвлияние на человека.Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя влияет на характер человека, На его поступки, отношения с людьми, выбор профессии.
    Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.
    Подумайте, как могли появиться такие имена:Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний,Лубяная сабля, Износок.
    Как рождались имена
    По внешности, «номеру» и характеру
    Имена-обереги, радости,
    Время и место появления
    Профессия родителей
    Губа, Шумило,Первуша
    Гнилозуб, Ончутка,Ждан, Любава
    Суббота, Зима,Дорога
    Сом, Муковоз
    Как на Руси появлялись имена
    Имя- это название, наименование, особенное слово.Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека. Имена должны быть у всех людей. Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.
    Что такое имя?
    Откуда мы можем узнать значение наших имён?
    Многие личные имена, которыми называют В нашей стране новорожденных, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского, греческого, еврейского, скандинавского языка. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значение некоторых имён.
    Даниил – «судья от Бога», из древнееврейского языка.
    Ирина – «мир, покой», из древнегреческого языка.
    Валерий – «обладающий хорошим здоровьем», из латинского языка.
    Очень часто мальчики, носящие имя Валера, крепкие, спортивные, здоровые. Они любят приключения, соревнования.Часто из-за своего подвижного образа жизни приносят немало хлопот родителям.
    Будучи взрослым, Валерий выбираетпрофессии, связанные с риском, путешествиями, командировками.
    У наших имён есть различные формы. Подумайте какие из них можно употреблять в официальном обращении, а какие в обычном бытовом общении?
    Александр
    Саша
    Шурик
    Сандр
    Санёк
    Алька
    Санька
    Сашенька
    А как можно назвать вас?
    Когда у вас день рождения? А именины? Что это такое?
    Именины. Именинник. В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился покровителем и защитником. Например, именины Екатерины — 7 декабря, Натальи — 8 сентября, Татьяны – 25 января.
    Гипотеза
    Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.
    Ребята! При работе над проектом «Что в имени тебе моём» мы продолжим изучение наших имён.
    Проблемные вопросы проекта
    Какую тайну хранит моё имя?Как появилось мое имя?Какое значение имеет мое имя?Из какого языка пришло мое имя?Каков перевод и значение моего имени?Кто дал мне такое имя? Как это произошло?Дата моего рождения, дата именин. Чем отличаются эти даты? Какие формы моего имени существуют?
    Ребята! Для работы над проектом предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа работает над своей темой.
    Знатоки антропонимики
    Социологи
    Литераторы
    Знатоки антропонимики
    Определите, что изучает наука антропонимика?Выясните значение и происхождение имён одноклассников.Составьте именные альбомы по именам ребят своей группы (значение, происхождение, влияние на характер, именины и т.д.)Составьте «Ромашки» из разных форм ваших имён.
    Источники:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/
    Социологи
    Проведите исследования:Сколько имён в нашем классе, какие из них повторяются, какие являются редкими.Какие имена начинаются на гласные буквы, а какие на согласные.Проведите опрос, кто дал имя вашим одноклассникам?Выясните происхождение имён одноклассников.
    Источники:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/
    Литераторы
    Подберите стихотворения, пословицы и поговорки, ребусы про имена.Придумайте вопросы, связанные с именами литературных героев.
    Источники:Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.http://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.htmlhttp://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-malyshej-pro-imena/http://www.namepoem.ru/http://www.poskart.ru/imena.html
    Порядок работы.
    Познакомьтесь с темой и проблемой проекта. Выберите одну из предложенных ролей.Познакомьтесь с проблемными вопросами своей роли.Изучите список ресурсов.Составьте план поиска информации.Исследуйте информационные ресурсы. Оформите отчет в виде презентации. 8. Обсудите результаты работы, проведите защиту проекта.
    Надеюсь, что при работе над проектом, вы узнаете много нового о своих собственных именах и именах своих сверстниках, научитесь правильно употреблять различные формы имени в речи, станете более внимательными друг к другу. Желаю успехов!
    Использованные источники:Литература:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.Ресурсы Интернета:Шаблон презентации http://aida.ucoz.ruhttp://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0526.htmhttp://s61.radikal.ru/i173/1103/8f/3f2ff82dea.jpg

    Предварительный просмотр:

    Автор проекта

    Фамилия, имя отчество

    Федерягина Ольга Николаевна

    Регион

    Курганская область

    Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

    село Затеченское Далматовского района

    Номер и/или название школы/ОУ

    МКОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа»

    Описание проекта

    Название темы вашего учебного проекта

    Проект «Что в имени тебе моем»

    Краткое содержание проекта

        Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

        При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыка самостоятельной работы, умения ориентироваться в потоке информации. Отличительной чертой проекта является то, что он предусматривает интеграцию внеурочной деятельности с учебными предметами: литературой, русским языком, окружающим миром. Продуктом работы по проекту планируется презентация информации по истории и происхождению имен учащихся класса.

    Предмет

    Внеурочная деятельность

    Классы

    3 – 4

    Приблизительная продолжительность проекта

    3 – 4 занятия

    Основа проекта

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, становление гуманистических ценностных ориентаций;
    2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    3. формирование эстетических потребностей и этических чувств;
    4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, наличие личной мотивации к учебному труду;
    5. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    6. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, освоение начальных форм рефлексии;
    7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

    В результате изучения данной темы ученик должен

    знать

    1. значение и происхождение имен учащихся класса;

    уметь

    1. изучать и анализировать справочные, художественные литературные источники, ресурсы интернета,
    2. собирать информацию о происхождении и употреблении имен,
    3. исследовать значение имен одноклассников,
    4. правильно употреблять формы имён, согласно правилам этикета.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос

    Какую тайну хранит мое имя?

    Проблемные вопросы

    Как появилось мое имя?

    Какое значение имеет мое имя?

    Учебные вопросы

    Из какого языка пришло мое имя?

    Каков перевод и значение моего имени?

    Кто дал мне такое имя? Как это произошло?

    Дата моего рождения, дата именин. Чем отличаются эти даты?

    Какие формы моего имени существуют?

    Гипотеза

    Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

    План оценивания

    График оценивания

    До работы над проектом

    Ученики работают над проектом и выполняют задания

    После завершения работы над проектом

    Организационное занятие. Вопросы для обсуждения: актуальность темы проекта;  формирование групп;  постановка проблемы;  определение целей и задач;  предварительное планирование работы над проектом.

    Составление плана работы. Работа с литературно-критическим материалом.  Поиск информации в Интернете. Консультация учителя.   Подготовка к защите.

    Творческая защита проекта в рамках  конкретного урока.

    Продукты проектной деятельности учащихся:

    представление самостоятельных исследований групп учащихся «Знатоки антропонимики, «Социологи», «Литераторы».

    Описание методов оценивания

    Перед стартом проекта проводится анкетирование на выявление и понимание материала.

    В ходе работы проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой исследовательской группы (предоставляются промежуточные результаты по созданию проекта).

    После завершения работы над проектом учащиеся в классе представляют результаты в виде продуктов, выполненных на компьютере: презентации.        

    Завершается проект обсуждением, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, чему научились.

    Сведения о проекте

    Необходимые начальные знания, умения, навыки

    Навыки работы на компьютере, поиска информации в беседе с членами семьи, в справочной литературе, Интернете, умение выделять главное в большом объеме информации. Иметь понятие о том, что каждое имя имеет свое значение и происхождение.

    Учебные мероприятия

    •Анкетирование (проверка начальных знаний по данной теме, выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.)

    •Подготовительный (знакомство с уже имеющимися в литературе и сети Интернет информацией о личных именах, их происхождении и значении.

    •Проектирование (Знакомство с основными понятиями и сведениями по теме, деление на группы, определение задач групп, самостоятельная работа по решению проблемы.)

    •Дизайн (разработка учащимися дизайна презентаций своих групп, графических элементов, обработка графики.)

    •Создание презентаций (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для создания продукта, программирование, написание функциональной части.)

    •Тестирование (на этом этапе проверяется удобство навигации, целостность данных, корректность ссылок и орфография.)

    •Готовый проект (представление и оценивание созданного проекта.)

    Материалы для дифференцированного обучения

    Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

    Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:

    •        поиск и анализ информации в Интернете;

    •        компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет-технологий.

    Ученик, для которого язык преподавания не родной

    Предлагается учителю до реализации проекта освоить родной язык обучающегося.

    В зависимости от умственных способностей таких учеников «см. выше» или «см. ниже»

    Одаренный ученик

    Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.

    Открытые темы исследований в рамках проекта.

    Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

    Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

    Компьютер, мультимедиа-проектор.

    Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

    Пакет Microsoft Office.

    Материалы на печатной основе

    1. Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.

    Другие принадлежности

    Интернет-ресурсы

    1. http://aida.ucoz.ru
    2. http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm
    3. http://www.calend.ru/names/
    4. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0526.htm
    5. http://s61.radikal.ru/i173/1103/8f/3f2ff82dea.jpg

    Другие ресурсы

    1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.


    Предварительный просмотр:


    Предварительный просмотр:

    Анкета

    1. Как тебя зовут?
    2. Кто тебя так назвал? Узнай у родителей, как это произошло.
    3. Что ты знаешь о значении и происхождении своего имени?
    4. Твой день рождения.
    5. Твои именины.
    6. Как по-разному тебя можно называть?

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    МКОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа»
    Группа «Знатоки антропонимики»: Воронин Алексей, Черемных Павел, Никурова Елена, Ятло Николай.Руководитель: Федерягина Ольга Николаевна.
    Проект «Что в имени тебе моём»
    Что изучает антропонимика?
    Антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей (принимающие различные формы. Например: Петр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, изменения.
    Каждое имя имеет своё значение и происхождение.
    Александр – «Мужественный», древнегреческое.Алексей – «Защитник», древнегреческое.Анастасия – «Воскресение, возвращение к жизни», древнегреческое.Антон – «Антоний, из рода Антониев», латинское.Ахмед – «Славный», тюркское.Владимир – «Владеющий миром», славянское.
    Елена – «Славная, светлая», древнегреческое.Елизавета – «Божья клятва, обет Богу», древнееврейское.Екатерина – «Чистая, светлая», древнегреческое.Николай – «Николас, победитель народов», древнегреческое.Павел – «Паулюс, Маленький, малыш», латинское.Ригина – «Царица», латинское.
    «Ромашка» форм имени Елена
    Елена
    Лена
    Леночка
    Алёна
    Ленуська
    Элен
    Ленка
    Ленюсь
    «Ромашка» форм имени Николай
    Николай
    Коля
    Колян
    Коляша
    Николаша
    Николка
    Коледжио
    Колька
    Именные альбомыАлексей
    В переводе с греческого Алексей — «защитник». Покровитель этого дня мученик Алексий Константинопольский, заслуживший славу богоугодными делами. Но в народе более известен Алексий (Алексей), человек Божий, родившийся 30 марта в семье знатного римлянина Евфремиана. Долгие годы прожив отшельником, он вернулся в отчий дом, однако родственники не узнали его. Несмотря на пренебрежение домашних, помогал людям, совершая добрые дела. Незадолго до смерти он открыл своей семье имя.
    Алексеем назовет сына спокойная, уверенная в себе, тихая по натуре женщина. Алеша очень привязан к матери, внешне похож на нее, но кротость, присущую матери, наследует редко. Напротив, с самого раннего детства он чувствует себя защитником матери, а повзрослев, становится защитником и тех женщин, которые его окружают. Алексей доброжелателен, многословие для него не характерно, он человек дела. И хотя в детстве не верховодит ватагой мальчишек, но за советом они почему-то всегда обращаются к нему. Алексеи честолюбивы, и это помогает им, учитывая их деловые качества, добиваться хорошего положения в обществе.
    Есть у Алексея черта характера – покладистость. Он почти всегда спокоен, обаятелен, трудолюбив, настойчив и добросовестен. Уступает жене в пустяках, но в вопросах серьезных проявляет такую твердость, что те, кто его близко знают, даже не делают попыток его переубедить. Алексеи, однако, обидчивы и ранимы. Имя Алексей подойдет Весам, Близнецам, в меньшей степени Львам, Овнам. Не подходит оно Стрельцам и Водолеям. Именины людей с именем Алексей: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 17 июля, 22 августа, 18 октября, 6 декабря.
    Павел
    Происходит от латинского «паулюс» — маленький (малыш). В Библии Павел — один из апостолов. Павлик — незаменимый помощник маме в уходе за младшим братом или сестрой. Он добр и отзывчив. В играх со сверстниками не переходит границы дозволенного: он не только, к примеру, не пойдет рвать яблоки в чужой сад, но и сделает все, чтобы отговорить от этого своих друзей. Взрослея, Павел не теряет этих качеств. Его способность к сопереживанию привлекает к нему многих людей, и они охотно доверяют ему свои тайны. Спокойный, добрый, умеющий чувствовать, он нередко и профессию выбирает под стать характеру. Склонен к философствованию.
    Это имя подходит Весам, Тельцу и Водолею, но не Овну, Скорпиону и Стрельцу. Имя Павел обещает его обладателю удачливую карьеру и спокойную жизнь. Именины людей с именем Павел: 5 января, 15 января, 23 января, 25 января, 26 января, 28 января, 1 марта, 17 марта, 20 марта, 22 марта, 23 марта, 28 апреля, 26 мая, 31 мая, 6 июня, 16 июня, 22 июня, 26 июня, 29 июня, 11 июля, 12 июля, 29 июля, 30 августа, 10 сентября, 12 сентября, 23 сентября, 10 октября, 17 октября, 19 ноября, 2 декабря, 20 декабря, 28 декабря
    Источники:Богушева Е. Именины у меня. – М.: Благо, 2002.Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропонимика

    Предварительный просмотр:

    Проект «Что в имени тебе моём»

           В результате работы над проектом учащиеся

    знать

    значение и происхождение имен учащихся класса;

    уметь

    изучать и анализировать справочные, художественные литературные источники, ресурсы интернета,

    собирать информацию о происхождении и употреблении имен,

    исследовать значение имен одноклассников,

    правильно употреблять формы имён, согласно правилам этикета.

    Гипотеза: если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

    Основополагающий вопрос: Какую тайну хранит моё имя?

    Проблемные вопросы: Как появилось мое имя?

    Какое значение имеет мое имя?

    Учебные вопросы: Из какого языка пришло мое имя?

    Каков перевод и значение моего имени?

    Кто дал мне такое имя? Как это произошло?

    Дата моего рождения, дата именин. Чем отличаются эти даты?

    Какие формы моего имени существуют?

    Предварительное анкетирование учащихся по теме проекта:

    1.        Как тебя зовут?

    2.        Кто тебя так назвал? Узнай у родителей, как это произошло.

    3.        Что ты знаешь о значении и происхождении своего имени?

    4.        Твой день рождения.

    5.        Твои именины.

    6.        Как по-разному тебя можно называть?

    Пояснения к презентации

    Слайды 1,2.

           Отгадайте загадку: Что тебе дано, а люди пользуются? (Это имя)

           Александр Сергеевич Пушкин писал:

    Что в имени тебе моем?

    Оно умрет, как шум печальный

    Волны, плеснувшей в берег дальний,

    Как звук ночной в лесу глухом.

    Оно на памятном листке

    Оставит мертвый след, подобный

    Узору надписи надгробной

    На непонятном языке.

    Что в нем? Забытое давно

    В волненьях новых и мятежных,

    Твоей душе не даст оно

    Воспоминаний чистых, нежных.

    Но в день печали, в тишине,

    Произнеси его тоскуя;

    Скажи: есть память обо мне,

    Есть в мире сердце, где живу я...

           При работе над проектом, мы постараемся ответить на вопрос: «Какую тайну хранят наши имена?»

    Слайды 3 – 5.

           Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя). Значит антропонимика – это наука, изучающая имена, их значение, происхождение.

           В языке каждый звук оказывает влияние на человека. Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя  влияет на характер человека,  На его поступки, отношения  с людьми, выбор профессии.

           Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.

           Подумайте, как могли появиться такие имена:Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний,Лубяная сабля, Износок.

           В старину могли дать имя по внешности (Губа), характеру (Шумило), порядку рождения (Первуша). Были имена – обереги (Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Неждан, Любава). На выбор имени могли повлиять время и место рождения (Суббота, Зима, Дорога), профессия родителей (Сом, Муковоз).

    Слайд 6.

           Как вы думаете, что такое имя?

    1. Имя –  это название, наименование, особенное слово.
    2. Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.                    
    3. Имена должны быть у всех людей.
    4. Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.

    Слайды 7 – 9.

            А откуда мы можем узнать значение и происхождение имени? (Из словарей личных имён, Интернета, книг об именах).

           Многие личные имена, которыми называют в нашей стране новорожденных, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского, греческого, еврейского, скандинавского языка. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значение некоторых имён.

    Даниил – «судья от Бога», из древнееврейского языка; Ирина – «мир, покой»,

    из древнегреческого языка; Валерий – «обладающий хорошим здоровьем»,

    из латинского языка.

           Учёные, занимающиеся наукой ономастикой, могут составить целые именные альбомы. В них можно встретить такую информацию:

    «Очень часто мальчики, носящие имя Валера, крепкие, спортивные, здоровые. Они любят приключения, соревнования. Часто из-за своего подвижного образа жизни приносят немало хлопот родителям. Будучи взрослым, Валерий выбирает профессии, связанные с риском, путешествиями, командировками».

    Слайд 10.

          Все наши имена имеют различные формы. Так Елену можно назвать Леной, Леночкой, Ленуськой и Элен. Подумайте, какие из них можно употреблять в официальном обращении, а какие в обычном бытовом общении?

          Составим «Ромашку» форм имени Александр: Саша, Сандр, Санёк, Санька, Шура, Шурик и т.д. А как можно называть вас?

    Слайд 11.

           Ребята, скажите, когда у вас дни рождения? А именины? Что это такое?

           Именины. Именинник. В древности, да и сегодня, имя наречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился покровителем и защитником. Например, именины Екатерины  — 7 декабря, Натальи — 8 сентября, Татьяны – 25 января. Есть имена, которые встречаются в святцах несколько раз в году. Например, именины у Елизаветы – 7 мая, 18 сентября, 4 и 9 ноября. Именно в эти дни поминается Святая Елизавета.

    Слайды 12 – 13.

           Ребята! При работе над проектом «Что в имени тебе моём» мы продолжим изучение наших имён. Выдвинем следующую гипотезу (предположение): Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстниках, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

           В решении данной проблемы мы будем отвечать на следующие вопросы:

    1. Какую тайну хранит моё имя?
    2. Как появилось мое имя?
    3. Какое значение имеет мое имя?
    4. Из какого языка пришло мое имя?
    5. Каков перевод и значение моего имени?
    6. Кто дал мне такое имя? Как это произошло?
    7. Дата моего рождения, дата именин. Чем отличаются эти даты?
    8. Какие формы моего имени существуют?

    Слайды 14 – 17.

           Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на группы: «Знатоки антропонимики», «Социологи», «Литераторы».

    Познакомьтесь с заданиями каждой группы.

    «Знатоки антропонимики»

    1. Определите, что изучает наука антропонимика?
    2. Выясните значение и происхождение имён одноклассников.
    3. Составьте именные альбомы по именам ребят своей группы (значение, происхождение, влияние на характер, именины и т.д.)
    4. Составьте «Ромашки» из разных форм ваших имён.

    «Социологи»

    Проведите исследования:

    1. Сколько имён в нашем классе, какие из них повторяются, какие являются редкими.
    2. Какие имена начинаются на гласные буквы, а какие на согласные.
    3. Проведите опрос, кто дал имя вашим одноклассникам?
    4. Выясните происхождение имён одноклассников.

    «Литераторы»

    1. Подберите стихотворения, пословицы и поговорки, ребусы про имена.
    2. Придумайте вопросы, связанные с именами литературных героев.

    Слайды 18 – 20.

           Рассмотрите план работы каждой группы:

    1. Познакомьтесь с темой и проблемой проекта.
    2. Выберите одну из предложенных ролей.
    3. Познакомьтесь с проблемными вопросами своей роли.
    4. Изучите список ресурсов.
    5. Составьте план поиска информации.
    6. Исследуйте информационные ресурсы.
    7. Оформите отчет в виде презентации.
    8. Обсудите результаты работы, проведите защиту проекта.

    Надеюсь, что при работе над проектом, вы узнаете много нового о своих собственных именах и именах своих сверстниках, научитесь правильно употреблять различные формы имени в речи, станете более внимательными друг к другу. Желаю успехов!

    Использованные источники:

    Литература:

    1. Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.
    2. Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.

    Ресурсы Интернета:

    1. http://aida.ucoz.ru Шаблон презентации
    2. http://www.akviloncenter.ru/name/list.htm
    3. http://www.calend.ru/names/
    4. http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0526.htm
    5. http://s61.radikal.ru/i173/1103/8f/3f2ff82dea.jpg
    6. http://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.html
    7. http://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-malyshej-pro-imena/
    8. http://www.namepoem.ru/
    9. http://www.poskart.ru/imena.html 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Проект «Что в имени тебе моём»
    Группа «Социологи»: Лобов Антон, Мокрушникова Анастасия, Скрипкин Владимир, Фёдорова Ригина.Руководитель: Федерягина Ольга Николаевна.
    МКОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа»
    В результате исследования мы выяснили, что в нашем классе мужских имён – 7, женских – 6.На согласную букву начинаются 3 имени, а на гласную – 10 имён (из них 5 имён на букву «А»:Александр, Алексей, Анастасия, Антон, Ахмед.Среди одноклассников повторяется имя Елена, а редкими можно посчитать имена Ахмед и Ригина.11 ребятам нашего класса имена дали родители, а 3 – бабушки и дедушки.
    Происхождение имён

    Имя
    Древне-греческое
    Древне-еврейское
    Латинс-кое
    Славянс-кое
    Тюркс-кое
    1
    Александр
    +
    2
    Алексей
    +
    3
    Анастасия
    +
    4
    Антон
    +
    5
    Ахмед
    +
    6
    Владимир
    +
    7
    Елена
    +
    8
    Елизавета
    +
    9
    Екатерина
    +
    10
    Николай
    +
    11
    Павел
    +
    12
    Ригина
    +
    Корни наших имён
    Источники:Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.http://www.akviloncenter.ru/name/list.htmhttp://www.calend.ru/names/

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Группа «Литераторы»: Гусейнов Ахмед, Мокрушникова Елена, Черемных Екатерина, Шамала Александр, Широкова Елизавета.Руководитель: Федерягина Ольга Николаевна.
    МКОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа»
    Имена, именаВ нашей речи звучат не случайно.Как загадочна эта страна,Так и имя – загадка и тайна. А. Бобров
    Тут столько Эдуардов, Жанн, Эльвир...Имен заморских, говоря меж нами. Как будто удивить хотели мир Родители такими именами.Глядишь, летит какой-нибудь пострел,А дед его, взяв хворостинку, кличет: — Куды тебя несет? Убьёсся, Ричард! Куды ты, окаянный, полетел?
    Тут каждый житель для меня —родной.Но разве это не чудно, не странно, Что нет в селе ни одного Ивана. И Марьи — тоже ни одной?Н. Краснова
    Ю. Благов «Выбор имени»Дед, стараясь для внучонка,Нахватал из разных местРяд имен, звучащих звонко:Товий…Муций…Свен…Орест…Зять решил по ходу пренийПовернуть вопрос ребром:- назовем посовременней – Гелий…Атом…Космодром…Дочь, захваченная спором,
    Шумно лезет на рожонС целым импортным набором:Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…Бабка с нехристями знаться Не желает, и сама Вносит лепту, глядя в святцы::Псой… Сысой…Кузьма…Фома…Сочинительством премудрымЗанимаясь вчетвером,Ночь проспорили, а утромМальчик назван был Петром.
    У Сени и Сани в сетях сом с усами.Дали Грише простокваши, а Глаше – каши.Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.Съел Слава сало, да сала было мало.В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки – скок.Сеню с ног!Неделю Емеле прясть короб кудели.
    Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.Проворна Варвара на чужие карманы.Наш Филат не бывает виноват.Друг на дружку, а все на Петрушку.Загонят — куда Макар телят не гонял.Каков Пахом, такова и шапка на нем.По Сеньке шапка. Не по Сеньке шапка.У всякого Матвея своя затея.У всякого Мирона свой приемы.Всякий Демид себе норовит.Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.
    •Варя варит, Жора жарит,Петя песенки поет. •Взял Валерка тарелку,Взял Валерка поднос.Мне тарелку ВалеркаНа подносе принес. •Вася косит косилкой свежий овес. •Купила Марусе бусы бабуся.На рынке споткнулась бабуся о гуся —Все бусы склевали по бусинке гуси.
    Как звали героев сказки Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»?Вспомните имена злых и добрых волшебниц из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»?Назовите имя главного героя серии рассказов Драгунского.Кого спасла Герда от чар Снежной королевы?В русских волшебных сказках есть героиниЕлена …, Василиса … Как зовут героя русской народной сказки, который разъезжал на печи?
    Источники:Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.Богушева Е. Именины у меня. – М.: Благо, 2002.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/animashki-dlya-oformleniya-prezentatsii-v-microsoft-offis-powerhttp://www.prozagadki.ru/102-zagadki-pro-imena.htmlhttp://vdetskommire.ru/growth/rebusy-dlya-malyshej-pro-imena/http://www.namepoem.ru/http://www.poskart.ru/imena.html

    Предварительный просмотр:

    ФИО участника группы

    Работа с источниками информации

    Оформление результатов работы группы

    Защита результатов проекта

    Итого

    Группа  

    Соответствие подобранной информации теме

    Полнота информации

    Наличие выводов

    Участие в обсуждении  полученной информации

    Представление работы на выставку

    Оформление результатов с использованием ИКТ

    Участие в выступлении

    Творческий подход

    Грамотность изложения

    1.

    Знатоки антропонимики

    2.

    Социологи

    3.

    Литераторы

    Критерии оценивания  (по пятибалльной системе).


    Предварительный просмотр: