Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности
план-конспект занятия (3 класс)

Кирдяшкина Наталья Фёдоровна

Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа Мастер – класса

Тема: «Поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста как средство формирования толерантности»

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию программу мастер – класса «Поликультурное воспитание  детей младшего школьного возраста как средство воспитания толерантности».

     Актуальность темы:

     В современном обществе изменилась социальная ситуация развития детей: увеличился объем информированности учащихся, что оборачивается порой негативной стороной (информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка). Современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.

Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками ввиду крайней загруженности. Это препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

     Полное отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у учащихся негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.

      Поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культура межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия учащихся в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.

   Формы и методы работы по формированию этнической толерантности разнообразны. Мы использовали только некоторые из них.

    В системе внеклассной работы воспитание толерантности в поликультурном социуме может реализовываться при помощи участия в различных общешкольных мероприятиях: чтение и обсуждение книг; демонстрация фильмов с последующим обсуждением; знакомство с произведениями прикладного искусства разных народов; посещение музеев, театров, выставок и т.д.; беседы, классные часы; организация викторин.         Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие работы, когда ученик вносит свой вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при решении общих задач, толерантности в поликультурном детском коллективе. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность.

Цель:

  • формирование духовно – нравственных ценностей, толерантного отношения к людям других национальностей, изучение культурного наследия народов мира.

Задачи:

  • овладение культурой своих предков и другого народа;
  • формирование  представлений о многообразии культур в России и мире;
  • воспитание  положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;
  • развитие  способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Мастер – класс

Формы и методы работы, которые будут вам предложены, взяты из моей авторской  программы  внеурочных  занятий «Все мы разные и все похожи».

Цель  - показать, что на примере сказок, художественных произведений, произведений фольклорного жанра можно формировать толерантное отношение к окружающим.

Итак, для начала давайте друг друга поприветствуем.

Участникам занятия раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.  

Упражнение-приветствие.

Цель:

  • оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.
  • познакомиться с приветствиями разных народов.

Этапы игры:

1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран)

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали  энергию другого  человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».

Я предлагаю вам сегодня попутешествовать по знакомым и незнакомым  местам. Итак, первая остановка… (звучит мордовская музыка). Вы догадались, где мы?

Верно, в Мордовии!

«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос послушайте  и посмотрите мордовскую сказку «Три товарища» (инсценировка).

Три товарища  (мордовская  сказка)

Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.

Спросил одного:

— Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

— Эти двое — ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено.

Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

— Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.

— След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, — они — собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

— Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.

— Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.

Хозяину понравился этот ответ:

— Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:

— Накройте три стола. На один положите сена, на другой — костей, а на третий — все, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит:

— Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы и задания к сказке:

•        Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?

•        Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?

•        Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?

Игра «Кукла Лулу» (звучат африканские барабаны, показываю темнокожую бумажную куклу).

Познакомьтесь, это не просто бумажная кукла Лулу, которую пригласили на урок. Она не похожа на другие игрушки. Чем? (Например, у него другого цвета волосы, темная кожа). Как вы думаете, откуда она к нам могла приехать? (Из Африки). Сейчас я вам позволю то, чего делать никогда нельзя. Мы начнем говорить Луле обидные слова. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем Луле загибать бумажные ножки, ручки...Что случилось с Лулой? (Она помялась). Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разгибать ручки, ножки и т.д, чтобы она стала как прежде.  Ребята, а сейчас посмотрите на неё, нашей кукле лучше, но почему она не такая как прежде?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Звучит  музыка (русские народные напевы). Вы узнали место, куда мы прибыли? (Россия).

Соберите пословицы и объясните их смысл. 

Самые активные, смекалистые за работу получат апельсины.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Доброе слово лечит, а злое калечит. 

Ласковое слово лечит.

Доброе слово открывает путь к сердцу.

Какой общей темой объединены эти пословицы? (О добром слове)

Апельсины дождались своей очереди.

Тренинг «Апельсины».

Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит ( на апельсинах разные наклейки). А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Игра «Волшебная лавка» Заканчивается наше путешествие на острове, на котором растёт яблоня. Чего на ней не хватает? (Яблок).

Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой продаются яблоки: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение. Но в качестве платы вы можете рассказать что-то веселое, доброе, не обидное из школьной жизни или пожелать нам что – то.

Продавец: а теперь возьмите свои покупки и наклейте на символический рисунок Дерева взаимопонимания (толерантности).

Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.

Рефлексия.

В конце нашего занятия ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы? Хорошо или плохо, что все мы разные?

Как жить в мире, где столько разных людей?

Список использованных источников:

1. Алябьева Е. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 88 с.

2. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.

3. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.

4. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

5.Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

6.Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.

7. www.tolerance.ru/Dialog-kultur-pr2.php?PrPage=Master

8. detochki-doma.ru/dobryiy-chelovek-dobru-i-uchit-poslovitsyi-o-dobrote/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности».

В данном разделе предствален педагогический совет по теме«Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности»....

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности

Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности

Программа мастер класса по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры

Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...